Найти тему
Анна Хлебникова

Kolenka продакшен: когда от подхода «снимаю видео сам» лучше отказаться

Ок, бюджета нет, идеи есть. Но всегда ли можно снять и смонтировать видеоконтент самостоятельно?

Сейчас у каждого в кармане есть смартфон, с помощью которого можно снять видео, добавить/убрать звук, сделать цветокоррекцию и монтаж. Можно даже поставить галочку «сделать киношную картинку», и вот уже фон размыт, а на видео наложены фильтры. Вопрос: зачем тратиться на видеопродакшен для бизнеса, если снять и смонтировать видео можно самому?

Ответ: в большинстве случаев хватит самостоятельной съёмки, но есть 6 ситуаций, когда она может привести к серьёзным проблемам. Я, как телевизионщик с 20-летним стажем и руководитель проекта VIDEOSET-INSTA, о них знаю и сейчас вам расскажу.

Вы и так загружены делами

Предприниматель всегда занят. Не бывает такого, что все задачи в бизнесе вдруг оказались выполнены, а все вопросы решены.

Но одно дело, когда у вас есть возможность выделить время, чтобы снять и смонтировать видео самому. И совсем другое — когда это ставит под угрозу более важные вопросы, включая работу с клиентами. Или когда вам приходится отказываться от выходных и работать до позднего вечера, чтобы снять очередное видео. А ещё — когда выпуск роликов становится нерегулярным (это вредит и охватам, и продвижению), потому что вы не знаете, когда сможете выкроить время, а уже отснятый материал неделями ждёт монтажа.

То, на что у вас уходит много времени, — подготовка места съёмки, работа со звуком, монтаж и прочее, специалисты сделают в несколько раз быстрее. Если вы уже перегружены, отдайте работу с видеоконтентом им, так вы освободите время для более важных дел.

«А блогеры и знаменитости? Они снимают по десять рилс в день и ничего, всё успевают».

Да, но, во-первых, соцсети — это источник дохода для блогеров и совершенно логично, что они уделяют внимание именно видео. А во-вторых, над роликами знаменитостей, будто бы снятыми на коленке, работает целая команда, просто это не бросается в глаза.

У вас нет опыта в съёмке и монтаже

В этом случае вы будете допускать ошибки — как каждый из нас в новой для себя сфере.

Недостаток знаний и опыта ведёт к типичным проблемам, когда неспециалист снимает видео сам: некрасивые тени на лице, неудачный ракурс, плоский фон, звук, словно из бочки, эхо, перепады громкости, неестественный цвет кожи, рваный монтаж и так далее.

Вот лишь один пример, как делать не надо: яркий свет, некрасивые тени, из-за неправильного освещения лицо кажется плоским.

Чтобы исправить ситуацию, не покупая специальное оборудование, достаточно закрыть яркую лампу бумагой или белой тканью.

-2

Ваши первые самостоятельные видео неизбежно станут «учебными», это нормально. Если вы готовы к этому, если намерены учиться и оттачивать навыки в сфере съёмок и монтажа — отлично! Я гарантирую, что со временем, перенимая чужой опыт и исправляя ошибки, вы будете снимать всё лучше и лучше. Но если вам нужны качественные классные видео прямо сейчас, если обучение съёмке и монтажу для вас не в радость, делегируйте работу с видеоконтентом.

Здесь есть золотая середина: короткие ролики для соцсетей снимать самому и понемногу оттачивать навыки, а важные для продаж видео (например, проморолики, видеовизитки и так далее) заказывать у профессионалов.

Час вашей работы стоит дорого

Если так, его лучше потратить именно на работу, согласны?

Приведу пример. Час готового обучающего контента при съёмках в Москве стоит ориентировочно от 40 тысяч рублей. Это шесть уроков по 10 минут. Или 30 рилс. В студии вы потратите на съёмки примерно 3 часа (зависит от того, сколько дублей понадобится) и 40 тысяч рублей. Всю остальную работу выполнят специалисты, и у вас будет контент профессионального уровня.

Если вы уже снимали видео сами, посчитайте примерно, сколько времени вам нужно, чтобы выставить кадр, настроить освещение, подготовить оборудование, снять ролик и сделать монтаж так, чтобы итоговый вариант вас устроил.

Если у вас такого опыта нет, озвучу средние цифры: неспециалисты тратят около 10–12 часов, чтобы получить час готового контента. Много времени уходит на подготовку места съёмок, макияж (в базовом варианте он нужен и мужчинам — скрыть недостатки, убрать жирный блеск и так далее). Ещё больше на то, чтобы выровнять цвет кожи на этапе цветокора, улучшить звук, сделать монтаж. Если нужно добавить графику: титры, плашки в корпоративных цветах, красивую инфографику, — закладывайте ещё час-два.

Сколько стоит час вашего рабочего времени? Посчитайте сами.

Вы редко смотрите чужие видео

Насмотренность очень важна: она помогает находить удачные решения, начиная с тематики видео, оформления канала и заканчивая техническими деталями: выбором переходов между сценами, перебивок, цветовой гаммы и так далее. Если вы редко тратите время на чужие видео, насмотренности просто неоткуда взяться.

Казалось бы, что сложного? Поставил камеру, сел за стол и снимай! Но когда доходит до дела, я слышу много вопросов.

  • Как подавать материал? Я часто руками машу, это нормально?
  • План брать крупный или от груди? Или надо уместиться в кадре целиком?
  • Скучно смотреть, когда в кадре только я. А что добавить, чтобы разнообразить видеоряд, не понимаю.
  • Для публикации надо обложку придумать, чтобы как можно больше людей заинтересовались и включили мое видео. А что там должно быть, на этой обложке?
  • Мне обязательно сниматься в видео самому или можно только голос записать, а на фон закинуть какую-нибудь презентацию?
  • Нужно корпоративные цвета включать в одежду, чтобы подчеркнуть связь с нашим брендом? Мне просто не идёт синий.

Такие вопросы — от недостатка насмотренности. И совершенно нормально задаваться ими, если вы только начали знакомиться с миром видеоконтента.

В вопросе насмотренности экспертов и предпринимателей легко обходят школьники, которые целыми днями сидят в ТикТоке и на Ютубе, а также блогеры, для которых соцсети — основной источник заработка. Поэтому отбросьте мысли вроде «вот школьники снимают и набирают сотни тысяч подписчиков»: у них совсем другой контент, гораздо больше свободного времени и высокий уровень насмотренности.

Вы предлагаете продукт премиум-класса

Такие продукты нуждаются в соответствующей упаковке. Непрофессиональная съемка совершенно не вяжется с дорогими продуктами и вызывает ощущение обмана.

Вот пример: крупная онлайн-школа запускает курсы, где преподают звезды. Зрители видят шикарную рекламу, слышат громкие имена и ожидают, что съёмка будет на высоте. Но, придя на вебинар, видят совсем другое: неподходящий ракурс, плохое освещение, не лучшее качество картинки. Возникает диссонанс.

-3

Рекламу товаров люксовых брендов не снимают на дешёвый смартфон. Дорогие обучающие программы от звёзд не записывают на бюджетную веб-камеру в зуме.

Вы ненавидите снимать и монтировать

… но вам нужно много видео: для курсов, продвижения, продаж.

Любую рутину, которую вы ненавидите, лучше делегировать. Я, например, терпеть не могу работу, связанную с финансовой отчётностью и оформлением документов. Как предприниматель я умею её делать, но отлично понимаю — специалист справится намного быстрее и лучше (а ещё без ошибок). И я очень благодарна людям, которые освобождают меня от этой бумажной рутины.

Если съёмка и монтаж видео превращаются в огромный стресс для вас — делегируйте, пусть этим займётся кто-то другой. Потому что чем больше такой рутины в работе, тем быстрее мы выгораем. А выгорание руководителя ставит под угрозу выживание его бизнеса.

Снимать видео самому, если для вас это в радость и если хватает свободного времени, можно и нужно! Но если видео нужны для продвижения бизнеса, а вы их делать не умеете, не хотите и не любите, — делегируйте, как и любую задачу, где важен профессионализм. Поберегите свои силы и время.