Продолжаем знакомиться с восьмимегапиксельным зеркальным фотоаппаратом системы Four Thirds на датчике изображения Kodak 2005 года выпуска - Olympus E-500. Сладкое время, когда фотокамеры Four Thirds производит только Olympus. Система делает свои первые шаги - на рынке существует, включая нашего героя, только три модели таких камер.
Анджей Вротняк об анонсе E-500: "В сентябре 2005 года компания Olympus неожиданно анонсировала новую цифровую зеркальную фотокамеру E-500. Почему это удивительно? Посмотрите: на тот момент их предыдущая зеркалка E-300 была на рынке меньше года, и все ожидали преемника профессионального E-1, особенно сейчас, когда доступно столько премиального стекла".
Преемник E-1 появится позже, мы с ним познакомились во всех нюансах. А в 2005 году Olympus продолжает играть в том сегменте рынка, где компания ощущает свою силу. Нужно дать фотолюбителям устройство, которое заменит им условный C-8080. Что то системное, компактное, недорогое и с традиционным внешним видом.
Фил Аски с dpreview.com: "В сентябре 2005 года был анонсирован E-500, реакция на который была заметно более позитивной, чем на E-300. Основными проблемами E-300 были необычный дизайн/компоновка и (как только появились обзоры) довольно средние высокие значения ISO. В течение пяти месяцев она была «доступной» цифровой зеркальной камерой с самым большим количеством пикселей, пока Canon не анонсировала EOS 350D (Digital Rebel XT). Итак, восемь месяцев спустя мы имеем камеру, которую всегда хотели выпустить в Olympus: качественную компактную и доступную цифровую зеркальную фотокамеру с креплением объектива системы Four Thirds. Именно такую камеру Olympus должен был использовать для запуска системы Four Thirds".
E-1 был и остаётся достаточно крут, но он огромен и очень дорог. E-300 оказался слишком "новаторским" в дизайне, большим, тяжёлым и сложным устройством. Нужно предположить, что продавался он не так хорошо, как предполагалось в Olympus. E-500 попал в точку, пусть и с некоторым опозданием. С опозданием на восемь месяцев ;D
Фил Аски справедливо замечает, что именно с камеры, подобной E-500 стоило начинать развитие системы, в то время как в Olympus пошли от полупрофессиональной модели E-1.
Здесь у меня возникли ассоциации с Tesla, первой моделью которой, в 2008 году, стал Roadster - спортивный автомобиль премиум-класса. Все ещё помнят ту поездку губернатора Шварценеггера? Вспоминается и более близкий к теме пример: Konica Minolta начала с более продвинутой модели 7D, а уже потом последовала 5D. Уже позже, Sony поступит наоборот, перепродав 5D в виде A100. Начав развивать линейку системных камер с самой простой модели. В Olympus решили иначе, что, безусловно, говорит о больших амбициях компании на старте системы Four Thirds.
Из обзора на ixbt.com: "Первопроходцем был Olympus E-1, после которого увидел свет E-300. Но, видимо, для привлечения большего внимания к формату Four Thirds, была выпущена модель, рассматриваемая в данной статье, E-500. Что необычного в этой камере? Это цена. Стоимость фотоаппарата зеркального типа со сменными объективами и с объективом 17,5-45 мм в комплекте менее 600 у.е. Таким образом, наносится серьезный удар по позициям топовых камер с несменной оптикой".
Признаем, что это не самый первый "удар", т.к. первопроходцем стал Canon со своим революционным тысячедолларовым EOS 300D. Но в системе Four Thirds это был первый опыт ультрабюджетной системной камеры. Что потребовало, кстати, разработки соответствующего дешёвого объектива, т.к. цены на оптику Olympus были совсем не гуманные.
На чём экономили в Olympus при производстве самой дешёвой своей системной камеры?
Датчик изображения и некоторые узлы аппарата уже "растиражированы" моделью E-300, а значит - обходятся дешевле (держим в уме 300D и 10D, на базе которого он был собран). Компактная укладка в коробку - экономия транспортных издержек. Аккумуляторный блок LBH-1 с тремя не перезаряжаемыми элементами питания CR123A и никакого аккумулятора с зарядкой в комплекте (представьте себе, такой была самая дешёвая комплектация). Исключительно пластиковый корпус (E-300 имел алюминиевую верхнюю крышку). Недорогие комплектующие, что сказывается на скорости старта и ёмкости буфера.
В самой дешёвой комплектации фотоаппарат снабжён, пожалуй, самым дешёвым объективом Olympus с эквивалентными значениями 35-90 мм. Разработан специально к анонсу E-500 и продаётся только в комплекте. Здесь нет стандартного широкого угла в 28 мм, что и делает его конструкцию проще и гораздо дешевле. Конечно, тушка и объектив сделаны в Китае.
Интересную информацию об энергоэффективности E-500 сообщают на ixbt.com: "В комплекте поставки тестируемой камеры аккумуляторный блок LBH-1 и три литий-ионных элемента питания типа CR123A производства Panasonic. Элементы питания стоят очень дорого. Пришлось проводить тесты на неполном заряде новых элементов питания. Экономить заряд пришлось всеми возможными способами (а заодно и протестировать живучесть): уровень яркости экрана «-7», активировано отключение экрана при съёмке, автоотключение через минуту после простоя. Так что, в светлое время суток, заряд тратился лишь на работу автофокуса, затвора и записи информации на карту памяти. Результат более чем впечатлил. После съёмки 1420 кадров индикатор впервые замигал, сообщая о недостаточном заряде. После чего удалось сделать ещё 34 снимка. Со вспышкой было сделано около 60 кадров. В щадящем режиме энергопотребления, но, произведя невероятно большое количество снимков, фотоаппарат проработал 10 дней".
Вместе с тем, камера получила всё необходимое:
- зарекомендовавший себя датчик изображения Kodak,
- удачный классический дизайн корпуса с прямым ручным управлением всеми основными функциями (даже удобнее, чем на E-3 и C-8080),
- пылетряс,
- достаточный для любителя функционал (например, есть брекетинг фокуса),
- поддержку двух форматов карт памяти (CF и xD).
Из любопытного: в коробке были два DVD с видеокурсом по использованию фотоаппарата на 6 языках, включая русский. Забавно. Нужно поискать эти фильмы :)
Если сравнивать с топовой "мостовой" камерой того времени - Olympus C-8080 - мы можем ожидать от E-500:
большей продуктивности при работе в RAW-формате,
большей скорости и эффективности фокусировки,
лучшей продуктивности при высоком усилении вывода с датчика (на высоких ISO).
С помощью E-500 вы уже можете снимать динамику, а системность позволит вам использовать самые разные стёкла - от сверхширокоугольных до супертелеобъективов.
Шон Барнетт с imaging-resource.com: "Мне понравилось снимать на фотокамеру не меньше, чем на мои любимые цифровые зеркальные фотоаппараты, и это о чём-то говорит. У камеры самое сбалансированное ощущение среди всех цифровых камер с тех пор, как два года назад на сцене появился Nikon D70".
E-500, действительно, имеет очень приятные размеры и вес. Не слишком большая, но и не маленькая. Не слишком тяжёлая, но и не легкомысленно лёгкая. Сочетание размеров и веса оказываются практически идеальными. Отсюда - такие приятные ощущения, о которых пишет Шон Барнетт. С хорошим объективом, подобным Olympus 14-54 mm, камера выглядит достаточно серьёзно и уверенно.
Как обычно, Olympus предлагает чуть-чуть больше "сервиса" (и по меньшей цене), чем основной конкурент - Canon EOS 350D:
- лучший дизайн корпуса,
- защита датчика от пыли,
- монитор с большей диагональю и разрешением,
- брекетинг фокуса.
С другой стороны, выбор датчика меньшего размера неизбежно сказывается на качестве фотографий при светочувствительности больше ISO400. В отличие от E-300, здесь применяется более прогрессивное шумоподавление, но до уровня датчиков APS-C дотянуться не удаётся - физику не обманешь.
E-500 вошла в историю цифровой фотографии, как первая камера Four Thirds, действительно нацеленная на массовый рынок. Возможно, именно с аналогичной камеры, пусть и на 5Мп датчике, компании стоило начинать развивать тему Four Thirds. Возможно, E-1, оснастив 8Мп датчиком, следовало выпустить следующей за E-500 в 2005 году. Всё может быть. Оставим этот сценарий для альтернативной истории ;)