Найти в Дзене

Как воспитать гения? Психологи рассказали о феномене гениальности и можно ли распознать его в ребёнке

Фото: Московские Ведомости
Фото: Московские Ведомости

Гениев по определению не может быть много. Но всегда хочется, чтобы такой человек родился и вырос именно в вашей семье. Впрочем, примеры многих гениальных учёных, писателей и композиторов свидетельствуют о том, что с ранних лет понять, что человек гениален, очень сложно, если вообще возможно. Помогать развитию какого-то таланта, конечно, можно и нужно, но никогда нельзя быть уверенным в том, какой конечный результат это даст. Возможно ли выявить гениальность ребёнка и как можно помочь человеку реализовать свой выдающийся потенциал?

Клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский отмечает, что гениальность – это достаточно умозрительная субстанция, которую нельзя определить по формальным критериям, назвав её количественные и качественные характеристики. Признать человека гением может лишь общество, когда оценит совершённые им открытия и достижения. Но для этого должно пройти какое-то время.

По словам психолога, нет каких-то конкретных физиологических признаков, которые можно было бы назвать предпосылками гениальности. Гении есть среди мужчин и женщин, людей разной расы, национальности, характера и телосложения. Однако любому гению присущи эрудиция, образованность и беззаветная преданность своему предмету. Гений всегда увлечён той деятельностью, в которой он преуспевает, посвящает ей всё своё время и проносит через всю жизнь. В науке гением становится один из тысяч, но эти тысячи учёных также вносят свой вклад в те открытия и прорывы, которые в конечном итоге совершит кто-то один или несколько человек.

Валерий Ивановский констатирует, что в ребёнке заранее распознать будущего гения вряд ли возможно. Психолог сравнивает ребёнка с чистым листом бумаги, на котором впоследствии может быть написано что угодно: от самого заурядного текста до гениального произведения. Специалист также проводит аналогию со спортом. Любой человек, если у него нет серьёзных физиологических дефектов, может выполнить несложные физические упражнения, но олимпийскими чемпионами становятся единицы. Также и с любой другой сферой деятельности: достичь каких-то успехов может почти любой, но гениями в масштабах всего человечества могут стать лишь десятки или сотни. Однако родители и педагоги играют решающую роль в том, каких успехов может достичь ребёнок.

Клинический психолог отмечает, что дети – строительный материал, и что будет построено из этого материала, зависит от среды, в которой растёт ребёнок, и от того, смогут ли окружающие его взрослые привить ему тягу к знаниям, любовь к труду, пытливость и настойчивость. Если эти качества удастся приобрести и сохранить, можно с уверенностью говорить о том, что человек достигнет большего, чем многие другие. И лишь при наличии таких качеств появляется некоторая вероятность того, что человек станет гением.

Педагог-психолог Светлана Якушева объясняет, что не очень сложно даже у маленького ребёнка выявить признаки будущего таланта. Обычно детям какие-то занятия нравятся больше, чем другие, и именно в этой деятельности ребёнок демонстрирует наибольшую заинтересованность и тягу к новым свершениям. Но изначальные способности задают лишь верхнюю планку того, что человек может достичь в будущем. А то, достигнет он этой планки или остановится раньше, зависит от учителей, которые смогут или не смогут правильно развить имеющиеся способности. Кроме того, нередки случаи, когда в более раннем возрасте ребёнок в чём-то значительно превосходит своих сверстников, но в последствии его развитие замедляется и сравнивается со средним уровнем.

«С другой стороны, ребенку может не хватить необходимых волевых качеств, что не даст потенциальным талантам развиться», — добавляет Якушева.

По словам эксперта, ранняя гениальность с возрастом может получить дальнейшее развитие и привести человека на вершину в своём деле, но возможен и другой сценарий, когда во взрослой жизни способности человека останутся выше среднего уровня, но каких-то выдающихся успехов он не добьётся.

«Совет, который можно дать родителям: не нужно замыкаться на какой-то одной способности, а дать ребенку возможность развиваться всесторонне», — резюмирует Светлана Якушева.

Аналитический психолог Татьяна Дужарь называет гениальность высшим уровнем развития способностей. Она напомнила о формуле другого отечественного психолога Владимира Дружинина, который определял гениальность как сочетание высокого интеллекта, развитых креативных способностей и активных психических процессов. По словам Дужарь, гении обладают нестандартным восприятием, позволяющим усматривать глубину и сложность в простых, на первый взгляд, вещах. Эксперт объясняет, что люди признают гениев не по качеству исполнения того, что они делают, а по воздействию результатов их труда на общество. Гениальные достижения вдохновляют миллионы людей вне зависимости от их национальности, мировоззрения и других различий, стимулируют других к познанию нового и самосовершенствованию. К признакам гениальности Дужарь относит непредсказуемость, выраженную в хорошем контакте с интуицией, готовность к риску, настойчивость, способность к высокой концентрации, страсть и даже одержимость идеей, преданность своему делу:

«Обстоятельства в мире, недостаток знаний относительно важного явления, переломные моменты в истории — это может служить дополнительным катализатором для гения, чтобы найти в себе силы изменить мир к лучшему и наполнить его недостающей информацией».

При этом гений — это всегда трудоголик, который стремится создать уникальное и верит в свою идею, отмечает специалист.

«Если вы чувствуете, что внутри вас или вашего ребенка теплится потенциал, есть много передовых, насыщенных и важных мыслей, которыми хочется поделиться с миром, не игнорируйте это побуждение», — призвала психолог.

Дужарь советует внимательно наблюдать за ребёнком и анализировать то, чем ему нравится заниматься. Если в какой-то сфере ребёнок значительно превосходит своих сверстников, очень любит заниматься определённым делом, тянется к новой информации, умеет ясно её излагать и находить ей практическое применение, всё это может оказаться признаками если не гениальности, то выдающегося таланта. Эксперт советует создавать все условия для развития таких детей, в зависимости от конкретной ситуации вовлекаться в совместную деятельность или давать возможность заниматься любимым делом самостоятельно, чтобы потенциал мог получить реальное продолжение.

Доктор психологических наук, профессор Татьяна Визель подчёркивает, что одарённость и гениальность – это не одно и то же. Гениальность можно назвать крайней степенью одарённости, при этом гении зачастую настолько погружены в свой предмет и увлечены им, что некоторые психологи называют гениальность состоянием, близким к помешательству. Одарённость – категория менее экстремальная, и обычно выражается в том, что развитие ребёнка не соответствует устоявшимся возрастным нормам. Такие дети очень любознательны, постоянно задают вопросы об устройстве тех или иных вещей, ищут нестандартные решения обычных задач и тянутся к новой информации. Одарённый ребёнок нередко отличается бурной фантазией и чувством юмора.

Но Визель отмечает, что воспитывать одарённого ребёнка совсем не просто. Такие дети могут экспериментировать с разными вещами, что приводит к их поломкам, стремиться к иному, чем у большинства детей, режиму дня, быть привередливыми в еде и хотеть делать многое по-своему, а не так, как привыкли или считают правильным родители. Кроме того, в школе детям, уже достигшим значимых успехов в обучении, становится скучно, особенно когда учителя дают готовые ответы там, где ребёнку хочется дойти до правильного результата самому. Следствием этого может быть либо замедление развития, приводящее ребёнка к среднему уровню, сравнимому со сверстниками, либо различные девиации в поведении, грозящие негативными последствиями для физического или психического здоровья.

«Одаренные дети также, как и все остальные, остро нуждаются в тепле, любви, оценке их способностей. Родители и общество должны понять, что необходимо способствовать развитию в ребенке его лучших качеств и раскрытию его индивидуальности. Эрик Эриксон, изучавший закономерности психосоциального развития личности, утверждает, что первые основы здоровой личности закладываются доверительными отношениями, развивающимися в первые два года жизни между ребенком и матерью, или тем, кто ее заменяет. Тепло этого общения говорит ребенку, что мир в целом добр, а окружение безопасно и приятно. Ребенок как бы делает вывод: мне рады, мои потребности будут удовлетворены, здесь для меня есть место», — объясняет психолог.

Татьяна Визель добавляет, что согласно данным современных исследований научно одарённых людей становится больше, чем художественно одарённых. Соответственно, отвечающее за логическое мышление левое полушарие мозга у людей развивается более быстрыми темпами, чем эмоциональное правое полушарие. По всей видимости, такова закономерность процесса эволюции. При этом какие-то конкретные причины, приводящие к одарённости или даже гениальности людей, наука не зафиксировала. Посмертные исследования мозга людей, признанных гениями, никаких принципиальных отличий не выявили.

«Остается сделать вывод, что одаренность – это врожденная склонность к чему-либо, более высокая готовность тех или иных частей мозга познавать и перерабатывать именно эти, а не другие явления мира и именно так, а не иначе», — резюмировала Визель.

Зато все эксперты сходятся во мнении, что гении нужны миру и человечеству, ведь их открытия и свершения не только ценны сами по себе, но также задают некое направление, в котором должно двигаться общественное развитие.