Найти в Дзене

ФАНТАЗИЙ И УТОПИЙ ВЛАСТЕЛИН. Часть третья

Лев Эппле. Иллюстрация к повести Бориса Анибала "Моряки Вселенной". Изображение взято из открытых источников
Лев Эппле. Иллюстрация к повести Бориса Анибала "Моряки Вселенной". Изображение взято из открытых источников

Нашествие земных фантастов на Марс продолжается. "Тяжелые межпланетные гаубицы Марса шесть утлых лун уже громили Землю. Днем было еще ничего, но ночью — ужас и уныние овладевали землянами. Шипящие, сияющие метеоры прорезали тьму и зигзагообразно мчались к Земле. Аэроброня была против них бессильна: марсиане разбили ее в три первых луны бомбардировки... - в 1925 году писал в своем рассказе "Расстрелянная Земля" советский поэт и писатель Николай Николаевич Асеев. - Более усложненная волевая энергия обитателей Земли, позволяла им действовать гипно-прожекторами успешней, и не раз, Марс, кроваво-красный Марс покрывался смертельной синевой угасания, но — мировая воля была все же сильнее — и полупогасшая планета вновь разгоралась зловеще-пурпурным блеском..." И это было еще одно, ныне совершенно забытое описание межпланетной войны в советской фантастике.

-2

А вот американец Фрэнк Ридлей, в своем романе "The Green Machine" (Зеленая машина; 1926) отправил своего героя Джинкса, знаменитого исследователя дебрей Южной Америки, на четвертую планету на зеленом... мотоциклете. На Марсе мотоциклист встретил цивилизацию гигантских разумных муравьев и пережил множество невероятных приключений. Вот и говорите после этого, что советские люди были исключительно за мирные отношения с инопланетянами, а американцы - наоборот. В романе Олафа Стэплдона "Последние и первые люди" (1930) марсиане представляют собой облако микроорганизмов, взаимодействующих при помощи радиоизлучения. В общем - понятно откуда происходят "мушки" из "Непобедимого" Станислава Лема.

Александр Бандзеладзе. Иллюстрация к роману Александра Абашели "Женщина в зеркале". Изображение взято из открытых источников
Александр Бандзеладзе. Иллюстрация к роману Александра Абашели "Женщина в зеркале". Изображение взято из открытых источников

В романе советского писателя Александра Виссарионовича Абашели ქალი სარკეში (Женщина в зеркале; 1933) марсиане меняют конфигурацию каналов, чтобы сигнализировать о себе землянам. Китайский писатель Лао Шэ в романе 猫城记 (Записки о кошачьем городе; 1933) рассказал о судьбе китайского тайконавта (хотя термина тогда не существовало), после крушения корабля оставшегося в одиночестве на красной планете и попавшего в город, где обитают кошкоподобные марсиане. Подражатель и продолжатель традиции Э.Р. Берроуза американский писатель Отис Клайн создал свой марсианский цикл "Swordsman of Mars" (Воин Марса; 1933).

К. Воробьев. Иллюстрация к роману Отиса Клайна "Воин Марса". Изображение взято из открытых источников
К. Воробьев. Иллюстрация к роману Отиса Клайна "Воин Марса". Изображение взято из открытых источников

Свой марсианский цикл имеется и у американского писателя Кларка Эштона Смита "The Vaults of Yoh-Vombis" (Склепы Йох-Вомбиса; 1932), "The Dweller in the Gulf" (Обитатель бездны; 1933) и "Vulthoom" (Валтум; 1935). По сюжету - это лавкрафтиана, но на Марсе. В другой повести Смита "Приключения в будущем" (1931) чрезвычайно мудрые марсиане распространяют на Земле наркотики и натравливают на людей венериан-людоедов, которые до поры до времени были покорными рабами землян. Герои рассказов Стенли Вейнбаума капитан-астронавигатор Гаррисон, механик Пурс, химик Джарвис и биолог Лерой пробыли на Марсе недолго, но сделали множество важных открытий, в том числе и вступив в контакт с марсианами - "A Martian Odyssey" (Марсианская одиссея) и "Valley of Dreams" (Долина желаний) 1934 года.

Маргарет Брандидж. Иллюстрация к повести Кэтрин Мур "Красный сон". Изображение взято из открытых источников
Маргарет Брандидж. Иллюстрация к повести Кэтрин Мур "Красный сон". Изображение взято из открытых источников

Рассказом 1933 года "Shambleau" (Шамбло) американская писательница Кэтрин Мур, супруга Генри Каттнера, начала десятилетний цикл рассказов о приключениях Нортвеста Смита. "Девушка поворачивалась. Чудовищные змеи, спадавшие теперь до самого пола, откликнулись на медленное движение головы судорожными волнами. Взгляд Шамбло был как удар. Волна дрожи, зародившаяся бесконечно далеко, где-то в области крестца, пробежала вдоль позвоночника, сковала голову и мгновение спустя исчезла. Техасец Джо почувствовал, как по телу струится ледяной пот. Но все это не имело никакого значения, потому что бездонный, бесконечно долгий взгляд зеленых, как майская трава, глаз предвещал нечто, чему нет и не будет названия, нечто невозможное, головокружительное, манящее, а беззвучный голос искушал его странными, непонятными обещаниями. Шамбло встала..."

Фрэнк Пауль. Иллюстрация к рассказу Клиффорда Саймака "Голос в пустоте". Изображение взято из открытых источников
Фрэнк Пауль. Иллюстрация к рассказу Клиффорда Саймака "Голос в пустоте". Изображение взято из открытых источников

Целую россыпь марсианских рассказов написал в тридцатых годах великий Клиффорд Саймак. Марсиане вместе с селенитами поднимают мятеж на... Меркурии в рассказе "Mutiny on Mercury" (Мятеж на Меркурии; 1932). У героев рассказа "The Voice in the Void" (Голос в пустоте; 1932), Роберта Эшби и Кеннета Смита, есть веские причины мстить марсианам - ведь из-за них рухнули все их мечты и надежды. А в рассказе 1939 года "Madness from Mars" (Марсианин), обитатели красной планеты предстают милыми пушистыми шарами, которые общаются между собой при помощи ультразвука. Ищут полумифического марсианского отшельника герои рассказа "Hermit of Mars" (Марсианский отшельник; 1939). И так далее.

Хьюберт Роджерс. Иллюстрация на обложке журнала Astoundig" с рассказом Клиффорда Саймака "Голос в пустоте". Изображение взято из открытых источников
Хьюберт Роджерс. Иллюстрация на обложке журнала Astoundig" с рассказом Клиффорда Саймака "Голос в пустоте". Изображение взято из открытых источников

Создал свой цикл о красной планете и британский классик Джон Уиндем: "The Lost Machine" (Исчезнувший робот; 1932), "Stowaway to Mar" (Зайцем на Марс; 1936) и "Sleepers of Mars" (Спящие Марса; 1938). Любопытно, что в цикле действует русский экипаж планетолета "Товарищ", что для западной фантастики тридцатых годов довольно необычно: "...Два высоких металлических цилиндра, стоящих на расстоянии мили друг от друга, нарушали монотонность безжизненного пейзажа. Они одинаково суживались кверху и напоминали два гигантских указующих перста, направленных в небо. В их очертаниях не было особенных различий; только один, на котором русскими буквами было написано «Товарищ», стоял на четырех огромных опорах, а другой, меньший по размерам, но носивший куда более пышное название «Глория Мунди», опирался на три..."

Ганс Вессо. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Узник Марса". Изображение взято из открытых источников
Ганс Вессо. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Узник Марса". Изображение взято из открытых источников

В романе Эдмонда Гамильтона "The Prisoner of Mars" (Узник Марса; 1939) рожденный от земной матери, Филип Крэйн узнает, что его отец был марсианином, случайно высадившимся на Землю и оставшимся на ней навсегда, а его сводный брат правитель Марса. С помощью передатчика материи, Филип Крэйн переносится на четвертую планету и оказывается втянутым в местные политические дрязги. Ведь он копия своего брата. Клайв Стейплз Льюис в своей космической трилогии отправил своего героя Рэнсома не только на Венеру, но и на Марс. Описано это в романе 1938 года "Out of the Silent Planet" (За пределы безмолвной планеты).

Валерий Бухарев. Иллюстрация к роману Клайва Стейплза Льюиса "За пределы безмолвной планеты". Изображение взято из открытых источников
Валерий Бухарев. Иллюстрация к роману Клайва Стейплза Льюиса "За пределы безмолвной планеты". Изображение взято из открытых источников

"Когда они поднялись на холм, то, что издали было принято ими за пик, оказалось огромной статуей. Наполовину занесенная оранжевым песком, она возвышалась перед ними, крылатая и загадочная. У нее было два лица, обращенные в разные стороны. Странные, нечеловеческие лица, нависшие лбы и невидящий взгляд устремленных вдаль совиных глаз! Удивленные до крайности, Лукин и Кедров стояли как вкопанные, молча взирая на это чудо среди пустыни. Одно лицо статуя казалось юным, другое пересекали суровые морщины. Острые крылья вздымались за плечами, в каменных глазницах лежал песок..." - вот, что увидели на красной планете советские межпланетники в повести Бориса Алексеевича Анибала "Моряки Вселенной", впервые опубликованном в журнале "Знание - сила" в 1940 году.

Лев Эппле. Иллюстрация к повести Бориса Анибала "Моряки Вселенной". Изображение взято из открытых источников
Лев Эппле. Иллюстрация к повести Бориса Анибала "Моряки Вселенной". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...