Для нашей продуктивной и осмысленной жизни для служения Иисусу Христу необходим ежедневный разумный выбор – оставаться около креста, находиться в его тени, или идти в мир за своими собственными целями и задачами, поставив на первое место служение чему-то другому, может быть не греховному, но отодвигающему служение Иисусу Христу на второе или даже третье место.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе],
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Гал.3:1-29)
Христианство изменило мотивацию человека для исполнения Закона. Если раньше мотивацией был страх не попасть в рай за неисполнение Закона, то теперь мотивацией является любовь ко Христу, за то, что Он исполнил Закон за нас и взял на Себя наше проклятие за неисполнение Закона. Теперь мы свободны от власти Закона, но теперь мы дети Авраама по вере. Более того, жертва Иисуса Христа сделала и нас сыновьями и дочерями Бога.
Любовь является более сильной мотивацией чем страх. На каком-то уровне страх перестает работать. Писание говорит, что страх перед Богом – это не плохо, но это только начало. Страх перед Богом должен превращаться в ответную любовь к Богу, по мере того, как мы больше и больше узнаем Тог, кто любит нас. Любовь к Богу не имеет границ. В ней можно возрастать бесконечно.
Если мы будем надеяться на себя, на свою способность соблюдать Закон, то мы неизбежно проиграем. Но если мы надеемся на Дух Иисуса Христа, живущий в нас и дающий нам силы жить праведной жизнью и на благодать нашего Господа Иисуса Христа, то мы сможем возрастать в любви и в послушании Богу.
Жизнь по благодати не означает полное отрицание Закона. Но мы соблюдаем Закон, не потому, что этим спасаемся, но потому, что спасены по вере в Иисуса Христа, и из-за любви к Нему мы способны жить в соответствии с Десятью и с Двумя Заповедями.
Иисус сформулировал весь Закон и Писание в двух заповедях: Любить Бога и любить ближнего. По сути это одна заповедь – сделать любовь главной мотивацией своей жизни и ответной реакцией на внешнее воздействие со стороны Бога и людей.
В своей бесконечной, но не безусловной любви к человеку Бог дал нам бесконечный источник любви и прощения, который находится внутри нас – Дух Иисуса Христа, который и соединяет нас со Святым Богом.
Как же нам обрести этот источник бесконечной любви и как он может изменить нас, наши взаимоотношения с людьми и этих людей?
Вот несколько возможных контраргументов против утверждения, что христиане имеют внутри своего духа бесконечный источник любви Христа, способный изменить их самих и их окружение:
1. Ограниченность человеческих возможностей: Хотя христиане и верят в силу Святого Духа, способного преображать и направлять их, они все же являются несовершенными людьми. Как и любой другой человек, они могут испытывать ограничения в своей способности последовательно проявлять любовь.
2. Интерпретация и понимание: Понимание того, что такое любовь, у христиан может быть различным. Разные конфессии и отдельные люди могут придерживаться различных взглядов на то, как должна выражаться и проявляться любовь, что приводит к разногласиям или конфликтам на практике.
3. Сложная человеческая динамика: Любовь сама по себе не всегда может преодолеть глубокие социальные проблемы, конфликты или личные трудности. Хотя она может служить мотивацией для позитивных изменений, общественные проблемы часто требуют комплексных решений, выходящих за рамки индивидуальных чувств любви.
4. Негативные действия христиан: Не все христиане последовательно демонстрируют любовь в своих поступках. Некоторые христиане участвуют в дискриминационном или вредном поведении по отношению к определенным группам, и их действия не согласуются с идеей бесконечного источника любви внутри них самих.
5. Эмоциональные и психологические факторы: Как и любой другой человек, христиане могут испытывать эмоциональные и психологические трудности, которые влияют на их способность последовательно выражать любовь. Такие факторы, как стресс, личные переживания или проблемы с психическим здоровьем, могут мешать им проявлять любовь к окружающим.
6. Различия в толковании Священного Писания: Христиане могут по-разному интерпретировать библейское учение о любви. Эти различия могут приводить к разногласиям и конфликтам, препятствуя единому выражению любви в христианском сообществе.
7. Внешние влияния: Христиане не защищены от негативных внешних воздействий, которые могут препятствовать их способности выражать любовь. Такие факторы, как общественные нормы, политическая идеология или культурные предрассудки, могут влиять на то, как они взаимодействуют с другими людьми, потенциально затмевая дух любви, которым они могут обладать.
Важно отметить, что эти контраргументы не направлены на то, чтобы умалить подлинную любовь и позитивное влияние, которое многие христиане оказывают в своей жизни и в обществе. Однако они подчеркивают, что утверждение о бесконечном источнике любви не всегда находит последовательное отражение на практике в силу различных человеческих факторов и внешних воздействий. Давайте разберемся, почему это происходит?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим историко-культурный контекст данного послания.
Автором этого послания назван апостол Павел (1:1).
Послание было написано верующим в Иисуса Христа, чтобы дать им правильное обоснование их веры, основанной на личных взаимоотношениях со Христом, а не на делах Закона.
В зависимости от того, откуда именно письмо Галатам было адресовано, и в ходе какого миссионерского путешествия Павел основал церковь в этой области, Послание Галатам было написано приблизительно между 48 и 55 гг. н.э.
Церкви в Галатии, как и во многих других областях, были сформированы частично из обращенных евреев, а частично из язычников. Павел утверждает свое апостольство и доктрины, которым он учил, желая утвердить церкви в Галатии в вере Христовой, особенно в связи с важным пунктом об оправдании по вере. Таким образом, предмет, в основном, сходен с тем, который обсуждался в Послании Римлянам, то есть, оправдание по вере. Тем не менее, в этом послании особое внимание направлено на то, что люди оправдываются верою, без дел, требуемых законом Моисея.
Послание Галатам не было написано как эссе в современной истории. Это был протест против искажения Евангелия Христова. Важная истина об оправдании верой, а не делами закона, была искажена требованиями еврейских «законников» о том, что верующие во Христа должны соблюдать закон, если хотят быть совершенными перед Богом. Когда Павел узнал, что это учение начало проникать в церкви Галатии и что оно отчуждало их от наследия свободы, он написал страстный протест, содержащиеся в этом послании.
Политическая ситуация в Галатии в 48-55 гг: Время переходного периода и стабильности
48-55 гг. н.э. в Галатии были отмечены значительными политическими изменениями в регионе и одновременно периодом относительной стабильности. В Галатии, провинции Римской империи, в это время происходили различные политические события, как внутри страны, так и в ее отношениях с центральным римским правительством. Цель данной статьи - пролить свет на политическую ситуацию в Галатии в этот период, выделить основные события и фигуры, формировавшие политический ландшафт региона.
1. Административная структура Галатии:
В рассматриваемый период Галатия управлялась как часть Римской империи. Она находилась под юрисдикцией римского сената и имела проконсула в качестве своего представителя. Центральная администрация в Риме осуществляла общее руководство, а для решения повседневных вопросов существовали местные органы управления. Столица провинции Галатия - Анцира - играла важнейшую роль в управлении регионом и являлась центром политической деятельности.
2. Политический климат:
В Галатии в этот период наблюдалась относительная стабильность, обусловленная наличием эффективного местного управления и общим Pax Romana, царившим на территории империи. Римское правление в Галатии обеспечивало стабильность, способствовало развитию торговли, экономическому росту и распространению культуры. Однако, несмотря на общую стабильность, внутренняя борьба за власть и изменение лояльности местной элиты периодически нарушали политическую гармонию в регионе.
3. Влияние римских императоров:
При императоре Клавдии, правившем с 41 по 54 гг. н.э., Галатия пережила значительный период стабильности. Клавдий был известен тем, что укреплял римские институты и расширял границы империи. Его амбициозные проекты, такие как строительство общественных сооружений и практическое управление провинциями, оказали положительное влияние на Галатию. Его умеренная и реформистская политика способствовала укреплению авторитета провинциальных администраций, в том числе и в Галатии.
4. Религиозная и культурная динамика:
Галатия, как и вся Римская империя, характеризовалась разнообразием населения и богатым разнообразием религиозных и культурных традиций. В этот период в Галатии наблюдалось смешение местных анатолийских традиций и римских обычаев. Галаты, коренное кельтское население региона, оказали значительное влияние на культурную структуру провинции. Сосуществование различных религиозных практик, включая римский политеизм, местных кельтских божеств и растущее влияние раннего христианства, усугубляло социально-политическую динамику региона.
5. Известные деятели:
В этот период в Галатии появилось несколько заметных фигур. Тиберий Юлий Александр, еврейский полководец галилейского и египетского происхождения, сыграл решающую роль в поддержании стабильности в регионе. Его командование в качестве наместника позволило снизить напряженность в отношениях между различными группами населения, в том числе и еврейской, и обеспечить бесперебойную работу администрации в Галатии.
Политическая ситуация в Галатии в 48-55 гг. н.э. характеризовалась периодом относительной стабильности на фоне внутренней борьбы за власть и колебаний лояльности. Структуры управления Римской империи под руководством императора Клавдия обеспечивали стабильность и способствовали экономическому росту региона. Хотя в Галатии случались политические волнения, она оставалась в основном мирной благодаря эффективному местному управлению и влиянию таких выдающихся деятелей, как Тиберий Юлий Александр. Культурная и религиозная динамика также способствовала формированию политической структуры региона. В целом, этот период стал свидетельством способности Римской империи управлять и поддерживать стабильность в своих провинциях.
Раскрытие культурной ситуации в Галатии в 48-55 гг. н.э.
Древний город-государство Галатия, расположенный на восточном побережье Средиземного моря, процветал в I веке нашей эры. В этот период произошли значительные исторические события, в том числе правление императора Клавдия и первые годы правления императора Нерона. Культурная ситуация в Галатии в это время характеризовалась ярким сочетанием традиций и влиянием различных цивилизаций. В этой статье мы рассмотрим культурный ландшафт Галатии, искусство, архитектуру, религию и общественные обычаи.
Искусство и архитектура:
Галатия была известна своими богатыми художественными традициями, отражающими слияние эллинистического, римского и местного стилей. Архитектурный ландшафт характеризовался грандиозными храмами, величественными общественными зданиями и хорошо продуманными домами. Галаты прекрасно освоили эллинистическую традицию скульптуры и создали множество замечательных произведений, изображающих мифологические фигуры и местных божеств. Стиль искусства в этот период сместился в сторону реализма, передающего мельчайшие детали человеческого облика.
Религия и культ:
Религия играла важную роль в культурной структуре Галатии. Жители Галатии поклонялись разнообразным божествам, в которых прослеживалось влияние как греческого пантеона, так и местного фольклора. В городе существовала богатая традиция храмового поклонения: святилища, посвященные Зевсу, Афине, Аполлону и многим другим. Кроме того, в Галатии существовали свои собственные божества, сочетавшие в себе элементы греческих и местных верований. Религиозные праздники, проводившиеся в течение всего года, объединяли людей и давали возможность для общинного празднования.
Социальные обычаи и повседневная жизнь:
Культурная ситуация в Галатии не ограничивалась грандиозными художественными произведениями и религиозными ритуалами. Повседневная жизнь города-государства формировалась под воздействием комплекса социальных обычаев и норм, в которых смешивались эллинистические и местные традиции. Важнейшее значение имели семейные связи, а семейные собрания играли ключевую роль в поддержании социальной сплоченности. Образование, особенно для детей высшей знати, предполагало всестороннее развитие, включавшее литературу, философию, физическую подготовку.
Торговля и межкультурный обмен:
Расположенная на перекрестке основных торговых путей, Галатия была оживленным торговым центром. Город-государство играл важную роль в развитии торговли и межкультурного обмена между различными цивилизациями. Торговцы и купцы из Рима, Греции, Египта и Восточного Средиземноморья часто посещали Галатею, привозя с собой товары, идеи и культурное влияние. Этот обмен не только обогащал жизнь галатов, но и способствовал формированию космополитического характера города-государства.
Культурная ситуация в Галатее в 48-55 гг. н.э. представляла собой гобелен, сотканный из различных нитей влияния и традиций. Сочетание эллинистического, римского и местного стилей в искусстве и архитектуре, а также яркий религиозный ландшафт сделали Галатию центром культурного разнообразия и творчества. Взаимодействие различных культур через торговлю и коммерцию еще более обогатило социальную структуру города-государства. Галаты принимали свое культурное наследие, активно взаимодействуя с окружающим миром, что сформировало их идентичность как многообразного и космополитичного общества.
План послания Галатам
.
I. Вступление (1:1-10)
А Приветствие (1:1-5)
Б Негодование и удивление (1:6-9)
В Мотивация Павла – желание Угождать Богу (1:10)
II. Самостоятельный авторитет Павла
–
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(1:11-2:21)
A. Апостольство Павла – от Бога (1:11-17)
1. Подтверждается проповедуемым им Евангелием (1:11-12)
2. Подтверждается уникальностью его свидетельства (1:13-17)
a. Жизнь в фарисействе (1:13-14)
b. Обращение и призвание благодатью (1:15-17)
B. Апостольство Павла не зависит от Иерусалима (1:18-24)
1. Минимальное знакомство с иерусалимскими апостолами (1:18-20)
2. Раннее служение вдали от Иерусалима (1:21-24)
В. Иерусалим подтвердил апостольство Павла (2:1-10)
1. Бескомпромиссная защита свободы (2:1-5)
2. Иерусалимские апостолы приняли апостольство Павла Безоговорочно (2:6-10)
C. Твердость апостола перед лицом лицемерия (2:11-14)
Д . Апостольство Павла основано на оправдании верой (2:15-21)
III. Ограниченность закона – БОГОСЛОВСКАЯ ЧАСТЬ (3:1-4:31)
A. Прошлый опыт галатов (3:1-5)
B. Свидетельство Ветхого Завета (3:6-14)
C. Приоритетность обетования (3:15-18)
D. Цель закона (3:19-22)
E. Полнота веры (3:23-25)
F. Слияние иудеев и язычников в одно тело (3:26-29)
G. Достижение сыновства (4:1-7)
H. Возможность вернуться к рабству (4:8-11)
I. Изменение отношения галатов к Павлу (4:12-20)
J. Аллегорический пример Сары и Агари (4:21-31)
IV. Духовная свобода –
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (5:1-6:10)
A. Призыв держаться свободы (5:1)
В. Последствия веры в обрезание (5:2-12)
С. Путь свободы (5:13-6:10)
1. Любовь (5:13-15)
2. Борьба духа и плоти (5:16-26)
3. Забота о братьях и сестрах (6:1-10)
V. Заключение (6:11-18)
A. Крест – Сильнее обрезания (6:11-16)
В. Гонение за крест Христов Доказывает его превосходство (6:17)
С. Благословение (6:18)
Наш отрывок находится в III богословской части. Там Павел говорит о превосходстве Божьего обещания над Законом и получение нами благодати не по делам закона, а по вере в Иисуса Христа.
В данном отрывке Павел призывает оставаться в свободе от Закона и пребывать в благодати Иисуса Христа и в послушании Ему.
План нашего отрывка
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе],
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Гал.3:1-29)
I Духовное рождение человек переживает от проповеди Иисуса Христа, распятого на кресте
A Проповедь делает жертву Христа видимой
B Человек должен покориться истине
C Человек должен признать, что не в состоянии исполнить Закон
D Человек может потратить множество сил впустую
E Бог проявляется через дела веры, а не закона
II Отношения с Бого строятся на вере, а не на делах Закона
A Авраам проявил послушание Богу и получил праведность
B Проявляя послушание Богу мы становимся детьми Авраама по вере
C Писание предсказало это Аврааму
D Слушаясь Бога мы получаем благословение с Авраамом
III Взаимодействие веры и Закона в Новом Завете
A Надеющиеся только на Закон попадают под проклятие
B Праведность дается по вере через послушание Богу
C Христос взял на Себя проклятие за неисполнение Закона
D Через веру (послушание Богу) мы получаем праведность от Бога и Его благословение
IV Как в случае с завещанием, никто не может отменить Божьего обещания благословения по вере.
A Аврааму Бог обещал рождение Искупителя
B Закон не отменяет это обещание но должен был сдерживать греховную природу человека
C Закон был дан через ангелов и посредника Моисея
V Вступают ли в противоречие Закон и обещание Бога?
A Божьи обещания не отменяют Закон
B Закон и его исполнение не могут давать жизнь
C Писание всех заключило под власть Закона до прихода Иисуса Христа
D Закон помогает нам понять необходимость веры и послушания Богу
E С приходом Христа мы освобождены от власти Закона
F Через веру в Иисуса Христа мы получаем сыновство и Его праведность
G Крещение погружает нас в Иисуса Христа
H Мы соединены во Христе в церковь и становимся Его детьми и наследниками благословения
Результат оправдания по благодати через веру является духовной свободой. Павел увещевал верующих Галатии стоять в свободе, а не впрягаться «снова в ярмо рабства» (то есть, закона Моисея) (5:1). Христианская свобода не является оправданием для удовлетворения своей низшей природы, а, скорее, возможностью любить друг друга (5:13; 6:7–10). Такая свобода не изолирует человека от борьбы в жизни. На самом деле, она может усилить борьбу между духом и плотью. Тем не менее, плоть (низшая природа) был распята со Христом (2:20), и, как следствие, Дух принесет свои плоды, такие как любовь, радость и мир в жизни верующего (5:22–23).
Послание Галатам было написано в духе вдохновенной агитации. Для Павла вопрос заключался не в том, был ли человек обрезан, но в том, стал ли он «новым творением» (6:15). Если бы Павел не достиг успеха в своих доказательствах оправдания верой, то христианство так и осталось бы сектой в иудаизме, а не универсальным способом спасения. Послание к Галатам, следовательно, является не только посланием Лютера – это послание каждого верующего, который говорит вместе с Павлом: «Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня» (2:19–20).
Послания Иакова и Галатам иллюстрируют два аспектах христианства, которые изначально казались противоречащими, но на самом деле дополняли друг друга. Иаков настаивает на этике Христа, утверждении, что вера доказывает свое существование плодами. Тем не менее, Иаков, не менее Павла, подчеркивает необходимость трансформации личности по благодати Божией (Иакова 1:18). Послание Галатам подчеркивает, что динамика Евангелия производит этику (3:13–14). Павла не менее чем Иакова волновала этическая жизнь (5:13). Как две стороны одной медали, эти два аспекта христианской истины должны всегда сопутствовать друг другу.
1. Мы не должны отступать от креста по следующим сферам нашей жизни: Благовестие. Как пророк Иона отступил от своего призыва проповедовать покаяние Ниневии.
2. Также нас не должно останавливать болезни и жизненные трудности. Как израильтяне были исцеляемы медным змеем в пустыне, так и мы сегодня можем быть исцелены благодатью Иисуса Христа.
3. Нас также не должно останавливать непослушание церковному руководству. Как бы сложно нам не было проявлять послушание, и как не хотелось бы возмущаться, мы должны молиться и поддерживать церковное руководство и принимаемые им решения.