Найти тему
Александр Павловский

Записки из подполья. О чём рассказывает одна из самых влиятельных книг Достоевского?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые Читатели и Подписчики,

"Записки из подполья" - это безусловно одно из самых влиятельных произведений Ф. М. Достоевского; далеко не самое известное, но без всяких сомнений необходимое к прочтению и осмыслению. Ведь, помимо всего прочего, "Записки" ещё и одна из самых актуальнейших, острых работ Русского мастера. Сколько крепких фильмов в жанре триллер/драма было основано на глубокой и проникновенной психологической концепции Достоевского? Без преувеличения, много. Возьмите фильм "Таксист" (1976) Мартина Скорсезе - один из самых мощнейших фильмов в истории, - и вы увидите невооружённым взглядом, что фильм декларирует схожие смыслы, что и повесть Ф. М., только делает это несколько в другой форме. Более того, режиссёр вовсе и не скрывал источник вдохновения для своей жёсткой психо-драмы...

Обложка "Таксиста".
Обложка "Таксиста".

Я часто упоминал Записки в прочих своих публикациях, говорил, что эта повесть повлияла на "Тошноту" Сартра, "Голод" Гамсуна, "Превращение" Кафки; также на фильмы "Джокер", "Американский психопат", "Машинист" и т.п. Однако до отдельной публикации как-то всё руки не доходили. Что ж, время пришло...

О чём рассказывает нам повесть "Записки из подполья" и почему она так важна и актуальна для нас сегодня?

"Да оглянитесь кругом: кровь рекою льется, да еще развеселым таким образом, точно шампанское". (с)
Я очень люблю все работы Ф. М. Достоевского, но "Подполье" явно выделяется на фоне других.
Я очень люблю все работы Ф. М. Достоевского, но "Подполье" явно выделяется на фоне других.

Ад это я сам.

Состояние человека запертого внутри самого себя, наедине со своими демонами, грехами, воспоминаниями, желаниями, несбывшимися мечтами - это состояние того самого "подполья", которое, по моему мнению, в книге представляет собой изоляцию от общества, разъединенность человека и социума - с одной стороны, - а с другой, угнетенное сознание героя, оторванного от реальности. Главный герой книги - подпольный человек - живёт в крупном городе Петербурге (самом "абстрактном" городе), внутри скопления огромных масс людей, жестокости, разврата, бесшабашности - в общем, всех издержек современного мегаполиса. Достоевский предвосхищает концентрацию современного общества на индивидуализме (в отрицательном смысле) или, проще говоря, на самом себе. Ни для кого не секрет, что внутри больших городов-мегаполисов процент одиноких людей гораздо выше, чем в условной провинции, где "все друг друга знают". Это индивидуализм негативный, зацикленность на самом себе, на своих "хотелках". Но это и одиночество, нескончаемое, пожирающее душевную энергию человека, его энтузиазм и мотивацию. Главный герой заперт в четырёх стенах наедине со своим "Я" (своём подполье) посреди огромного города и света в этом бесконечном туннеле не видно. Он усиленно думает, осмысляет, переосмысливает. Сколько таких людей сегодня? Чем больше города, тем больше процент одиночества - парадоксальная правда. Но это лишь одна сторона медали.

"Hу, попробуйте, ну, дайте нам, например, побольше самостоятельности, развяжите любому из нас руки, расширьте круг деятельности, ослабьте опеку, и мы… да уверяю же вас: мы тотчас же попросимся опять обратно в опеку". (с)

Я то один, а они то все.

В главном герое книги - отставном чиновнике средней руки - проявляется, как мне кажется, не только отрицательная сторона "урбанистического" индивидуализма, но и позитивная, а именно: противопоставление себя толпе, массе. Наш безымянный герой отказывается слепо плесать под тогда ещё только зарождающиеся (а для нас уже современные) социальные, экономические, политические и прочие теории о "правильном" построении общества, эпоха массового потребления, технический прогресс, человек не как отдельный индивидуум со всеми его, порой пусть и безумными, но всё же, сугубо личными, принадлежащими только ему одному, желаниями, а фортепианная клавиша, на которой сильные мира сего будут играть как пожелают. Что интересно, главной метафорой всего этого прогресса герой делает Хрустальный дворец (Crystal palace) - лондонский дворец, являющийся символом "нового общества/глобализма", промышленного капитализма, рационализма, мира всеобщего блага и процветания, который герой попросту сопоставляет с человеческим муравейником. Но что ещё интересней, так это то, что данный дворец полностью сгорел в 1936 г.. Символично, не правда ли? Поэтому фраза "я то один, а они все" невероятно актуальна для нашего времени: они - это толпа, связанная между собой невидимыми нитями социальных норм, которые задают тон в этом самом обществе. Это плохо - говорят нам эти "нормы", а это - хорошо; абстрактные нормы задают тон в живых сердцах людей, но главный герой Записок отказывается их принимать, он скорее готов признать, что 2 + 2 = 5, чем слиться с другими "единицами" в общем для всех муравейнике. Но... он то один, а они то все! Они все вместе в этом громадном муравейнике и их сила - в количестве, а герой совсем один, ему не на кого опереться. Бесконечное одиночество отравляет душу подпольного человека и делает его больным.

"Замечали ли вы, что самые утонченные кровопроливцы почти сплошь были самые цивилизованные господа. По крайней мере, от цивилизации человек стал если не более кровожаден, то уже, наверно, хуже, гаже кровожаден, чем прежде". (с)

У каждого своё подполье.

Повествование "Записок" выстроено по схеме так называемого потока сознания - особенный художественный приём, когда сюжет передается нам через призму сознания главного героя; мы как бы читаем его мысли, всё, что творится в его больной душе. Почему "больной"? Потому что бесконечное одиночество убьёт даже самого сильного в духовном плане человека. Одиночество является важнейшим составляющим на пути к саморазвитию, то есть, чтобы очиститься, стать лучше, преобразиться, нужно сначала заглянуть в глаза демонам, которые живут даже в самых "чистых" с виду людях; для этого нужно пройти через то самое подполье, пережить болезненный, но необходимый, период изоляции. Проблема в том, что пребывание в подполье может "затянуться", а это окажет прямо противоположный эффект на душу человека - сделает его болезненно тщеславным, убьёт волю. Поэтому необходимая составляющая на этом тяжёлом пути очищения - это, как говорил великий режиссёр Алексей Балабанов, "найти своих и успокоиться". То есть, обрести близких по духу людей. К сожалению, в наше время это весьма сложно и вязкая трясина подполья часто засасывает людей с головой...

"Мы все отвыкли от жизни, все хромаем, всякий более или менее.Даже до того отвыкли, что чувствуем подчас к настоящей «живой жизни» какое-то омерзение, а потому и терпеть не можем, когда нам напоминают про нее". (с)
-3

Уважаемые Читатели и Подписчики,

Благодарю вас за внимание и крайне рекомендую, если вы ещё не читали, обратить внимание на "Записки из подполья" - это небольшая по объему повесть оказала влияние на огромное количество всемирно известных книг и фильмов и, в этом я абсолютно уверен, будет и дальше "щипать" души людей глубиной своих смыслов.

"Мы даже и человеками-то быть тяготимся, – человеками с настоящим, собственным телом и кровью; стыдимся этого, за позор считаем и норовим быть какими-то небывалыми общечеловеками. Мы мертворожденные, да и рождаемся-то давно уж не от живых отцов, и это нам все более и более нравится. Во вкус входим. Скоро выдумаем рождаться как-нибудь от идеи". (с)