Перед тем, как начать, пожалуйста, ознакомьтесь с основной информацией о занятиях с ребёнком дома по моим планам.
Для занятия понадобится:
1) Игрушка жираф. Если такой нет, можно вырезать её из бумаги, картона;
2) Свечка с зажигалкой или фонарик;
3) Коробка. Можете оформить её ярко и красиво. Используется на каждом занятии. Я свою коробку обклеила самоклеящейся белой бумагой и мы с детьми раскрасили её при помощи губок.
4) Непрозрачный мешок или пакет;
5) 5-8 маленьких игрушек. Это могут быть животные, любимые герои. Главное — чтобы их названия или имена состояли из двух слогов («Ки-са», «Ма-ша», «Ми-ша», «Ли-са»).
6) Чистый белый лист бумаги;
7) Чистый зелёный лист бумаги;
8) Кисточка;
9) Жёлтая гуашь или пальчиковые краски жёлтого цвета;
10) Детские ножницы;
11) Ленточка 40-50 см в длину;
12) Степлер;
13) Пёрышки. Можно сделать самостоятельно либо использовать декоративные перья.
14) Массажный мячик «Су-джок» с колечками внутри. Продаются в аптеке, стоят от 50 до 150 рублей.
15) Карточки для раскрашивания водой многоразовые. Брала в Fix Price разные наборы и стараюсь выбирать по 5 карточек на занятие, которые будут подходить теме.
16) Стаканчик для воды;
17) Ортопедические коврики (если есть), что-то для сооружения тоннеля. Этот пункт очень индивидуален. У меня используется мат от спортивного уголка. Кладу его поверх двух табуреток, чтобы ребёнок проползал под ним.
18) Музыка - Готовый плейлист в ВК (перечень композиций см. в конце публикации).
Краткий план занятия
1) Приветственный стишок;
2) Приветствие гостя — Жирафа;
3) Игра на развитие моторики, воображения, тактильные ощущения - Угадай кто;
4) Творческая часть — рисуем жирафа;
5) Игра на разговорный выдох с пёрышками;
6) Задание на развитие моторики - вырезаем или отрываеи - кормим жирафа;
7) Творческая часть - доделываем жирафа - лепим пятнышки из пластилина;
8) Разминка;
9) Массажные мячики;
10) Красим водные многоразовые карточки;
11) Физминутка;
12) Завершающий стишок.
Подробный план занятия
1. Приветственная часть. Берёмся с ребёнком за ручки и произносим стишок:
«Фонарик наш огонь зажёг и собрались мы все в кружок.
Друг другу руки дать спешим и поздороваться хотим».
Затем зажигаем свечку и просим ребёнка задуть её. Обращаемся по имени и произносим действие, которое нужно совершить: «Ваня, дуй!» Так тренируется разговорный выдох, деткам очень нравится сам процесс задувания свечи. Если вы не хотите использовать свечку, можно заменить её на фонарик.
2. Показываем подготовленную игрушку. Спрашиваем у ребёнка, кто к нам пришёл. Если малыш ответил, то говорим: «Правильно, это жираф». Если не ответил, подсказываем и говорим, кто это. Можно попросить прохлопать ребёнка "ЖИ-РАФ", совершая хлопок на каждый слог.
3. Игра на развитие моторики, воображения, тактильных ощущений. Предварительно подготавливаем коробку (желательно сделать её яркой, красивой и использовать на каждом занятии). В неё кладём непрозрачный мешок с подготовленными маленькими игрушками.
Показываем ребёнку коробку. Говорим: «Жираф нам что-то принёс, давай послушаем». Просим малыша быть тихим, трясём немного коробку. Спрашиваем: «Громко или тихо?» Если ребёнок отвечает правильно, подтверждаем его ответ. Если неправильно или не отвечает, говорим сами, что тихо или громко. Это пробуждает дополнительный интерес, а также способствует развитию фонематического слуха.
Дальше предлагаем открыть коробку. Малыш видит непрозрачный мешочек. Спрашиваем, что это. Если малыш отвечает верно, хвалим его и повторяем ответ. Если неверно или не отвечает говорим: «Это мешок» и спрашиваем ещё раз что это. Желательно слова «скажи», «повтори» использовать как можно реже, они, как правило, оказывают противоположное действие.
Говорим, что жираф что-то сложил для нас в мешок. Предлагаем проверить, но обозначаем правила - мы не смотрим глазками, что внутри. Здесь есть два варианта игр.
Первый - ребёнок опускает руку, берёт игрушку и пытается назвать кто это и только потом уже вытаскивает игрушку. Дальше проверяем, правильно ли он сказал. Если да, то радуемся, хвалим. Если нет, предлагаем поискать ещё.
Но если малыш ещё почти не говорит или такой вариант игры осуществить не получается, то есть второй вариант. Вы называете определённую игрушку и говорите найти её наощупь, не подглядывая. Например, "Ваня, найди кису" и ребёнок ищет игрушку, достаёт. Если правильно, то радуемся и хвалим малыша. Если неправильно, спрашиваем: "Это киса?", получаем отрицательный ответ, спрашиваем кто же это и предлагаем поискать ещё.
4. Творческая часть - рисуем жирафа. Ставим перед ребёнком игрушку жирафа. Предлагаем внимательно рассмотреть его. Рассказываем, что у жирафа тонкая, длинная шея, коричневые пятнышки, рожки, ушки, хвост, копыта.
Говорим, что сейчас мы будем рисовать жирафа. А делать мы это будем при помощи ладошки. Большой палец у нас будет хвостиком, остальные четыре пальца - ножками. Шею и голову дорисуем отдельно.
Включаем советскую песенку - "Песня про жирафа". Подготавливаем чистый лист бумаги. Наносим на ладошку жёлтую краску. Можно использовать пальчиковые краски. У нас такой нет, взяли обычную гуашь.
Затем отпечатываем ладошку на листок. Не забываем, что пальцы - это ножки. И нужно оставить ещё место для шеи. Можно выполнять задание вместе с ребёнком. Рисовать своего жирафа из своей ладони. Это поможет ему сориентироваться и сделать всё правильно. У меня для этой цели используется, как правило, старшая дочка. Она с радостью участвует в наших занятиях и является хорошим примером и стимулом к выполнению заданий для младшего.
Итак, ладошки отпечатали. Теперь все дружно отправляемся мыть руки.
Дальше уже кисточкой предлагаем дорисовать длинную тонкую шею и голову жирафу. Показываем пример на своём рисунке или же просто пытаемся объяснить, провести воображаемую линию на бумаге своим пальцем.
У нашего жирафа шея получилась не тонкая. Но, как есть. Хвалим малыша и радуемся его результатам.
Затем откладываем листочки, говорим, что нашему жирафу нужно высохнуть.
5. Игра на разговорный выдох с пёрышками. Включаем песню Железновых «Пёрышко». Выполняем движения пером по ладошкам, ручкам, шее малыша согласно тексту. Когда песенка заканчивается, включаем её ещё раз (либо ставим на повтор одной мелодии) и дуем на пёрышки с ладошек. Ребёнок может дуть с вашей или со своей ладони, как ему больше понравится. Обратите внимание, что вдох должен быть коротким, а выдох продолжительным, без слюнок, губы трубочкой. Играем, пока малышу не надоест.
6. Игра на развитие моторики. Здесь нужно немного подготовиться предварительно.
Берём ленточку где-то 40-50 см длиной. Из листа зелёной бумаги вырезаем полоски. Эти полоски крепим к ленточке. Можно степлером, можно быстренько пришить - у кого какие инструменты есть.
Дальше рассказываем малышу, что жираф кушает листочки с высоких деревьев. Говорим: "Давай представим, что мы с тобой жирафы. Соберём немного листочков с дерева, чтобы покушать".
Наше импровизированное дерево (ленточку с полосками бумаги) держим на уровне, удобном для ребёнка. И предлагаем ему нарезать листья ножницами или нарвать кусочки руками. Выбирайте вариант, который, по вашему мнению, лучше подходит для ребёнка. Любой из этих способов будет полезен.
7. Возвращаемся к нашему рисунку жирафа. Кладём его перед малышом. Рядом ставим игрушку. Спрашиваем всё ли правильно у нашего жирафа или чего-то не хватает. Ребёнок догадывается, что не хватает пятнышек.
Берём кусочек коричневого пластилина. Даём ребёнку его размять. Лучше использовать обычный, классический пластилин, который надо хорошенько помять, погреть в ручках, приложить усилия. В этом будет гораздо больше пользы. Не стоит брать мягкое тесто.
Теперь отламываем маленькие кусочки и лепим их на нашего жёлтого, чистого жирафа. Продолжаем, пока всё не будет готово.
В конце можете предложить ребёнку нарисовать рожки, глазки, ротик, носик.
Вот такой результат получился у нас.
8. Разминка - включаем песню "Железновы - У жирафа". Танцуем вместе с ребёнком, выполняя движения соответственно тексту. Если раньше вы не слышали эту песенку, то ознакомьтесь с ней до занятия.
9. Массажные мячики. Даём ребёнку мячик «Су-Джок» с колечком внутри. Я оставила одно колечко, второе убрала на запас. Включаем песню Железновых «Катится колючий ёжик» и катаем его согласно тексту песни. Когда песня закончится, открываем мячики и достаём колечко. Включаем песню ещё раз. Одеваем малышу колечко на каждый пальчик или даём ему сделать это самостоятельно. Делаем пока звучит мелодия или пока ребёнку не надоест.
10. Красим водные многоразовые карточки. Этот этап не обязателен, можете придумать что-то своё, что не занимает много времени и очень увлекает малыша. Для нас это уже превратилось в ритуал в конце занятия. Я выбираю 5 карточек, по возможности чтобы они относились к теме занятия. Совет: используйте кисточки с водой, а не входящие в комплект водные фломастеры. Так покрытие не царапается и процесс проходит более динамично. Фоном включаем музыку — Малышарики «Рисование», Дети поют «Я рисую».
11. Физминутка. Здесь на ваше усмотрение. Что-то подвижное, весёлое. Я раскладываю в линию ортопедические коврики, после которых идёт самодельный «тоннель». Ребёнок пробегает по коврикам, затем проползает по тоннелю. Ему очень нравится. Фоновая музыка — Фиксики «Барабан», «Винтик», Волшебники двора «Хорошее настроение».
12. Завершение. Нам, как и в начале, понадобится свечка или фонарик. Садимся, берёмся за руки и проговариваем стишок:
«Огонь в фонарике погас, пора прощаться нам сейчас. Мы ручками помашем и до свидания скажем!»
Дальше задуваем свечку. Мы в конце всегда дуем по два раза.
Список музыки
🎵 Песня про жирафа;
🎵 Железновы — Пёрышко;
🎵 Железновы — У жирафа;
🎵 Железновы — Катится колючий ёжик;
🎵 Малышарики — Рисование;
🎵 Дети поют — Я рисую;
🎵 Фиксики — Барабан;
🎵 Фиксики — Винтик;
🎵 Волшебники двора — Хорошее настроение