Люда , словно проснувшись наконец, внимательно рассматривала каждую деталь обшарпанной остановки. Промозглое серое утро. Неуютно, тоскливо. А раньше осень она любила.
Тетки на скамеечке кутаются в куртки, какие-то похмельные мужики. Мамаша со спящим малышом на руках. Куда такую крошку в шесть утра? Переполненные автобусы тяжело останавливаются, словно нехотя.
Как же она до этого дошла?
Ведь совсем недавно всё было хорошо.
******
Солнце заливает крыши домов и прямо кричит своими тёплыми бликами : " Хорошо- то как!!!! Молодо! Весело! Радостно! "
Люда летит по улице, спешит к любимой подруге Вале, которую она настойчиво называет Тиной. Сокращение от Валентины, которое так модно звучало, а Люда любила всё модное.
Ну и пусть они с любимой подружкой из простых, не очень обеспеченных семей, зато ничем не хуже этих богатеньких девиц, которые приезжают на своих машинах в магазин, где Люда с Валей работают.
Магазин был тоже модный, один такой на весь район. Тогда супермаркеты только только начали появляться и совсем небольшой маркет с хоз.товарами и косметикой был просто сенсацией.
Хозяйка Лариса была дамочка тёртая, сама когда-то начинала на китайском рынке, впаривала модницам дешёвые джинсы, которые примеряли прямо на картонке за баулами. Лариса помнит это время хорошо, когда и в дождь, и в стужу стоишь часами, согревая озябшие руки чаем в пластиковом стаканчике, с завистью глядя на расфуфыренных дамочек , обвешанных золотом, приезжающих в соседний отдел с шубами.
Теперь она сама может купить себе шубу хоть на каждый зимний месяц, и не на рынке, а в хорошем салоне. Правда путь был долгим, зато за столько лет в торговле, научилась в людях разбираться с первого взгляда.
Когда открыла свой небольшой маркет в спальном районе, сотрудников набирать не просто поручила своей управляющей, но и присутствовала на каждом собеседовании сама.
Люду приметила сразу. Девочка бойкая и самодовольная. Даром, что вчерашняя школьница. Лариса сразу поняла - эту возьмёт точно, а вот её подруга не показалась подходящей. Молчит, скромненько в уголочке мнётся, пока бойкая за двоих договаривается.
Но взяла. Такие, как Люда, четверых стоят. Хочет с подругой, пусть сама вытягивает, если та не справится.
Высказала свои сомнения, а Люда в ответ: " Зато Тина говорящая реклама отдела косметики. Внешность модельная, имя подходящее! И мы друг друга даже с полувзгляда понимаем, и доверяем на все сто. Готовая команда. И вообще друг без друга никуда. "
Люда даже взяла Тину за руку, словно в подтверждении своих слов.
Лариса рассмеялась в ответ : " Молодец, девка. Есть в этом разумное зерно. Да и дружба в работе хороший помощник. Дерзайте! "
Она ожидала, что девчонка бросится благодарить, но Люда только вскинула подбородок и согласно кивнула.
Она и сама знала, что в её рассуждениях есть разумное зерно, во всем, что она делает оно есть.
Очень скоро у неё будут свои собственные достижения и золотых украшений не меньше, чем у Ларисы.
Дела пошли, Люда к концу испытательного срока уже выполняла функции старшего продавца, которого никак не могла найти Лариса. Соискатели были, не было симпатии и доверия самой Ларисы.
Она задумчиво наблюдала за Людой и понимала, что вчерашняя школьница потянет и через год Люда действительно заняла пустующий кабинет.
Программу 1С без всяких курсов освоила, тем более Тина помогала во всем.
Коллектив подобрался пестрый по характеру, но Люда с Тиной выделялись среди своих. Всё вместе, дружно, весело. Очевидно было, что любят друг друга девчонки, как сестры.
Управляющая с первых дней невзлюбила Тину, демонстрируя свою неприязнь на каждом шагу. В открытый конфликт не лезла - повода конкретного нет, так... антипатия на ровном месте, да и с Людой связываться неохота, та за подругу порвет, это видно.
Тина переживала неприязнь болезненно, она была мягкой, ранимой и очень робкой, особенно в сравнении с Людой.
Сама Люда на это только отмахивалась : " Плюнь. Не о чем тут переживать. Сама подумай, разве это умный человек? По логике она меня ненавидеть должна, это я её способна подсидеть, а она на тебя взъелась. Нет в этом разумного зерна. "
Тина только вздыхала. Ведь работа ей и так была не по душе, но выбора особо не было. Образования нет, родители сами копейку считают, а тут подруга в начальстве. Лариса если и обманывала с зарплатой, то не наглея.
Сняли с Людой скромную двушку прямо над магазином и зажили радостной, молодой жизнью.
После работы возвращались в свой уютный дом и мечтали. О красивом будущем конечно и о любви.
Люда в этом вопросе определилась. Ждала из армии соседа Ивана. Тоже из простых, но, как любила повторять Люда, чувствовалась в нем перспектива. За таким, как за каменной стеной. К любви нужно тоже относиться, как к вложению в будущее. Так и только так. В этом она видела разумное зерно.
Тина соглашалась, Ивана она знала давно, а когда Люда с Ваней парой стали, тоже в стороне не осталась. Иван уважал многолетнюю дружбу девчонок и Тину принял, как сестру. Тесно общались , как родные.
А сама Тина влюбилась, когда они с Людой начали квартиру над магазином снимать.
На ночь ставили помещение на охрану, включали сигнализацию. Если вдруг ночью включалась сигналка, то выезжал наряд с охраной и должен был с охраной проверять магазин кто-то из служащих.
Как только девчонки заселились над магазином, Лариса тут же обязала их присутствовать при проверке. Ну не ей же ехать через весь город в самом деле?
А сигнализация срабатывала часто, то пьяный в дверь вляпается, то шпана камнем запустит.
Люда с Тиной бегали вдвоем вниз, хихикали с молодыми парнями из охраныи притворно сердились.
Вот один из бравых парней и запал в душу мечтательной Тине. Богдан тоже Тиной увлекся с первых дней и роман начался буквально у Люды на глазах.
Тина сияла, расцветала на глазах.
Люда только улыбалась. Даже перестала ночью по звонку диспетчера охраны спускаться в магазин, знала, что в машине Богдан поджидает Тину.
А потом и Ваня с армии пришел. Люда к нему переехала, свадьбу отгуляли скромную и веселую. Не то что не до Тины стало, просто закрутилась и не заметила, что подруга сама не своя.
Когда ей позвонили из полиции с сообщением, что Валентина попала в больницу, да ещё и в тяжёлом состоянии, Люда не сразу и поняла, что речь идёт о её Тине.
Они с Иваном вместе кинулись в больницу. Узнали, что подругу привезла скорая. Тину сбила машина, сам водитель скорую и вызвал . По всему выходило, что виновата сама девушка - шла в неположенном месте, на красный цвет, на сигнал не реагировала, буквально кинулась под машину.
Люда слушала и не могла поверить, что такое случилось с её Тиной. И что её могло уже не быть. Спасли, но откачивали долго. Несколько суток Люда торчала в больнице с остекленевшими от слез глазами.
Даже привыкшие к их дружбе девчонки на работе поражались - так горюет!
Иван вздыхал, тоже мотался в больницу после работы, гладил успокаивающе жену по руке.
- Она придет в себя и всё наладится.
- Да! И я ей объясню как неразумно отдаваться чувству полностью. В этом нет разумного зерна.
- Но ведь любовь разумом не измерить, где расчет, там нет любви.
- Ваня, верно. Но и терять совсем голову от любви неразумно. Я бы вот так ни за что не поступила!
- Да! Ты бы не поступила.
Банальная история, но каждый переживает ее по-своему.
Богдан оказался женат. Когда увлечение сошло на нет, от Тины он ничего скрывать не стал, слезы девушки его не трогали.
В тот вечер она решила посмотреть на его жену. Глупое наверное желание, но Тине показалось очень важным посмотреть какая она. Та, рядом с которой он хочет быть.
Тина не собиралась себя обнаруживать, чтобы Богдан заволновался, не собиралась устраивать сцену, просто посмотреть. И то что она увидела почему-то сильно ударило по натянутым нервам.
Они вышли из подъезда и его жена немного проехалась по скользкой грязи каблучком, слегка пошатнувшись, и Богдан, мгновенно среагировал - подхватил ее крепкой рукой и прижал к себе.
Именно эта невольная нежность погнала Тину прочь по улице и кинула в водоворот машин.
После больницы Тина первое время была совсем беспомощна. На работе словно спала, чем вызывала на себя гнев хозяйки. Люда тормошила подругу: " Встряхнись! Лариса ведь выставит! Только из-за меня тебя терпит! "
Тина виновато улыбалась.
- Людмилка, не сердись, я возьму себя в руки, обещаю. Вы с Ваней и так много времени на меня потратили .
Люда вздыхала. Жалко Тину, до сих пор страдает. Но всё равно не понимала, как из-за мужика можно так чахнуть. Она , видимо, из другого теста.
Вон Ванька, тот Тину понимает. Вообще её считает такой прямо трогательной в своих страданиях. Думает, что само это у неё не пройдет. А что делать? Надо думать и составлять план действий.
До плана дело не дошло. Случилось с Людой то, чего она и предположить не могла.
Неожиданно потеряла голову от одного из знакомых Ларисы. Та привезла компанию похвастаться своим магазином, была в хорошем расположении духа, поэтому Люду представила, как свою правую руку.
- Эта Крошка ещё меня заменит! Хватка железная.
Люда спокойно приняла комплимент, как должное, но заволновалась под пристальным взглядом одного из гостей хозяйки.
Когда Лариса увела гостей в кабинет, Люда вдруг засуетилась, что обычно ей несвойственно, поминутно подходила к двери кабинета хозяйки, ловя обрывки фраз.
Илья оказался гостем из Сочи, приехал по делам в их город. Сердце почему-то ёкнуло - значит уедет.
Забыла вдруг, что женщина она замужняя, что этого мужчину она еще час назад даже не знала, всё вдруг стало далёким и неважным.
Был только жгучий интерес к незнакомому, по сути, мужчине, и странная уверенность, что они уже словно чем-то связаны и что-то между ними определенно будет.
Когда, выйдя после смены из магазина, она увидела Илью, сидящего в машине, то даже и не удивилась. Он поморгал ей фарами, а она просто и легко села в машину.
Ночевать в ту ночь Люда домой не пришла. Иван был в ночную. Потом ещё была ночь, и ещё.
Иван, возвращаясь утром со смены, как-то начал понимать, что жена не только что ушла на работу, а её попросту не было.
Сначала она говорила, что Тине стало хуже и она ночь провела у нее, потом, что учёт среди ночи Лариса устроила. Она даже не старалась, чтобы её слова были правдоподобны.
Однажды Иван вспылил и Люда не стала дальше упираться. Одним днем собрала вещи и ушла к любовнику на съёмную квартиру.
Всех ошарашила. Лариса вызвала ее к себе поговорить по душам.
- Послушай меня, не руби с плеча. Я старше, я цену этим страстишкам знаю. Илья здесь не задержится. Думаешь, с собой позовет? Так в нем уверена?
- Если и не в нем, то в себе точно. Илья здесь еще два месяца, я развод получу и в путь. И не страстишка это, а вполне реальная встреча двух половинок. Мы мыслим одинаково, он мне доверяет свои отчеты просматривать, советуется. Мы способны свою империю построить. Его деньги и мои мозги. Что мне твой магазин, Лариса? У меня возможность на практике научиться серьезному бизнесу. Ты сама понимаешь - разумное зерно в этом есть.
- Вот значит как? Уверена? Все бросаешь?
- А что я бросаю? Мужа? Так теперь понятно, что не пара мы были. Спальный район? Пятиэтажку рядом с рыбной базой, где всю жизнь с мамой прожила? Вонь, которая въедается даже в панели дома? Эту тоску?
- Быстро ты от близких отказываешься. А мама? Тина твоя? - Мама при пенсии, а Тина - взрослый человек.
Люда развод получила, уехала со своим принцем империю строить.К Тине не зашла, позвонила. Сказала, что та ее все равно не поймет.
Иван с Тиной сошлись где-то через год после отъезда Люды. Все предполагали, что это естественно сблизиться - ведь оба оказались покинуты родным человеком. Может и так.
Но Иван, когда делал предложение, почему-то чувствовал, что это впервые, и был страшно счастлив. А Тина вспыхивала при мысли, что в тот далекий вечер на дороге, чуть по глупости не отрезала себе кусок линии жизни, самый счастливый кусок, где рядом прекрасный, преданный, мужественный человек.
Люда появилась в кабинете Ларисы так неожиданно, что та решила, что ей примерещилось.
- Люда, ты что ли? Сколько...
- Да! Да! Сколько лет, сколько зим. Много, Лариса, самой не верится, что мне почти тридцатник. Давно ли девчонкой к тебе наниматься прибегала!
Лариса внимательно оглядела гостью, сделала выводы и вопросительно покосилась, изменив гостеприимный тон, на более безличный.
- Не по мне соскучилась, как я понимаю?
Люда в тон усмехнулась.
- Да, я и не сомневалась, что ты за пару минут все поймёшь. Да, я в полной ж... Сама видишь. Чего бы я сюда явилась. Илья тот еще прощелыга оказался. Столько лет пахала, упустила момент, когда он меня сменить решил на молодую модельку. Все отжал.
- Сюда зачем?
- В родительскую квартиру заехала. Куда мне еще? На работу возьмешь?
Лариса прошлась по кабинету, потом посмотрела на Люду.
- Ты знаешь, Тина твоя же замужем? - Да? Ну хорошо, рада за нее.
- За Иваном!
-Да ладно?
Люда помолчала, нервно покачивая ногой. Не ожидала.
- Да, давно. Я все удивлялась, такие подруги были, а ты рванула и даже как-то " ни ответа, ни привета ". А Тина тебя с теплом вспоминает, кстати.
- Да какая она Тина! Валька она!
Люда сама не могла понять откуда вдруг столько злости появилось в душе. Прямо заколотило.
Она потом долго вспоминала этот разговор с Ларисой.
Ушла Люда тогда ни с чем. Злилась. Лариска, зараза, не взяла на работу. Барыня. Почему? - непонятно. Мучайся теперь догадками. Прямо свербит это. Хуже нет, когда вопросы без ответов.
Летит время. Иван с Тиной переехали на море жить. Мини- отель держат. Лариса все продала и в Москву подалась, турагентство открыла.
Люда живет в той же пятиэтажке. С работой все как-то не клеится, каждый раз со скандалом уходит. А ведь и работать умеет, не лентяйка, ум на месте, а вечно на нее зуб точат.
Только придет в коллектив - уже невзлюбили. Подруг не завела. Одна.
Поздними вечерами, вглядываясь в темень двора, со своего четвертого этажа, она видит только пустоту. И кажется, что она во всей вселенной одна. Никого за сотни километров - осталась она одна.