В американском городе Лас Вегас 29 сентября 2023 года концертом группы U2 открылся огромный концертный зал необычной сферической формы.
Внешняя сторона сферы засияла еще 4 июля, создавая совершенно необычайные картины космического размаха.
Посмотреть галерею
Автор идеи и проекта - Джеймс Долан (Dolan). Получилось самое огромное сферическое сооружение в мире. Высота - 111,5 м, ширина - 157 м.
Внутри установлен панорамный экран. Сам зал рассчитан на 17 000 сидячих мест (стоя поместится намного больше зрителей, но вопрос в том, насколько им будет удобно и безопасно).
Теперь, когда концерт-открытие уже состоялся (запись частично выложена в сеть - она идет примерно 16 минут), можно кое о чем судить, хотя бы по вторичным визуальным впечатлениям.
Мне показалось, что для такого грандиозного сооружения сцена маловата. Впрочем, для немногочисленной по составу рок-группы больше, вероятно, и не надо. Однако на значительном отдалении исполнителей практически не видно, если только их лица не будут проецироваться на экран. Но даже на экране мимику различить, думаю, трудно, если вообще возможно.
Чтобы публика не скучала (лично мне становится тоскливо уже на первых минутах этих песен), можно запустить на экране электронный видеоряд. Проекции, мультимедиа, и всякое прочее. Тогда, конечно, становится повеселее.
А сама затея, конечно, интересная. И имеющая глубокие корни. И это отнюдь не только древнегреческий театр с его маленькой орхестрой и обширной чашей, вмещавшей всех взрослых граждан города.
В сфере Лас Вегаса наследуются также традиции шекспировского театра "Глобус". Оригинал не сохранился, но в Лондоне действует реконструкция по старинным изображениям. Сферическим театр, конечно, не был, но идея круга и мира-театра там присутствовала.
С другой стороны, первое, что приходит на ум при виде светящейся сферы - типичная архитектура планетариев. Правда, для планетариев характерна купольная полусфера. Но идея примерно та же.
В современной архитектуре могут быть и более экстравагантные решения - вроде здания Национальной библиотеке в Минске, которое вечером подсвечивается по-разному, и это зрелище завораживает.
Но, насколько я поняла, зал в Лас Вегасе рассчитан на сугубо развлекательные массовые мероприятия. Он должен окупаться, ибо и сооружение вышло баснословно дорогим, и содержание, очевидно, тоже обходится в огромные суммы.
Поэтому вряд ли весь потенциал зала будет использован в познавательных или чисто художественных целях.
При взгляде на зал мне подумалось: вот идеальное место для постановки гепталогии Карлхайнца Штокхаузена "Свет". Только никто не будет этого делать. Семь опер - нагрузка, непосильная для массовой аудитории со смартфонами, попкорном и поп-рок кумирами. Эта аудитория тоже имеет право на радость и удовольствие, и ее интересы в данном случае приоритетны.
--
Рассматривая подобные проекты, я прикидываю, как могли бы выглядеть концертные и актовые залы на планете Тиатара в моей космоопере. Ведь там иногда происходят важные события. Архитектура таких помещений не может копировать земные театры, хотя бы потому, что земляне на Тиатаре составляют меньшинство. Сфера? Зал-трансформер? Или нечто другое? Я не отважусь выступать в роли даже воображаемого архитектора.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти, на Литмаркете и на Литресе. Вы можете почитать ознакомительный фрагмент и решить, интересны ли вам эти книги.
Поддержать автора можно любым удобным вам способом, в том числе распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".