Найти в Дзене

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ | ВСЕ СЕКРЕТЫ И ЛАЙФХАКИ ЗАДАНИЯ 13. Вы точно НЕ писали по-другому

Оглавление

"НЕ слитно-раздельно" – тема, которая у любого школьника находится в чёрном списке: трудная, объёмная, с разными нюансами, исключениями, ограничениями. Ну вот любит русский язык различные НО.

А ведь выпускнику без неё не обойтись: задание 13 ЕГЭ, задание 6,7 ОГЭ. И про ВПР забывать не стоит – обязательно попадётся!

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

ВНИМАНИЕ: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРОЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦУ. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ДО КОНЦА. ЗДЕСЬ ЕСТЬ РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ НЕ С ЛЮБЫМ СЛОВОМ.

В чём причины трудностей у школьников при изучении данной темы?

Причин много, и не все они зависят только от учеников.

😒 1. ОБЪЁМ

К сожалению, эта тема имеет довольно большой теоретический блок, качественно изучить который многим школьникам не по силам.

😒 2. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

Данную тему из-за большого объёма не рассматривают в школе одномоментно. Тема разбита на отдельные блоки, которые школьники изучают на протяжении нескольких лет. А значит у школьников в голове не складывается целостная картина, им кажется, что тема просто огромная, а потому осилить её невозможно.

😒 3. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Правописание НЕ опираются на знание частей речи. Определение частей речи для многих школьников остаётся, к сожалению, непосильной задачей.

😒 4. ОТСУТСТВИЕ ЧЁТКОГО АЛГОРИТМА

Я уже не раз писала, что основа грамотного письма – это чёткий алгоритм действий. У ученика должна быть чёткая схема (один, два, три…), по которой он работает, выбирая слитное-раздельное написание НЕ. 90% школьников им не владеют.

😒 5. СЛОВАРЬ – НАШ ВРАГ

Это одна из немногих орфографическим тем, где словарь бессилен, потому что всё решает контекст, т.е. конкретная речевая ситуация, в которой оказалось то или иное слово.

Какое решение я предлагаю?

Я люблю простые пути, с наименьшим количеством проверок и запоминаний.

Для начала обозначим круг ЧАСТЕЙ РЕЧИ, с которыми нам предстоит столкнуться при написании НЕ:

👉 1. существительное,
👉 2. полное прилагательное и краткое прилагательное,
👉 3. числительное,
👉 4. местоимение,
👉 5. наречие,
👉 6. глагол,
👉 7. полное причастие и краткое причастие,
👉 8. деепричастие
И…
👉 9. служебные части речи (предлог, союз, частица) – данный круг частей речи можно исключить, поскольку
✔️ на ОГЭ, ЕГЭ данные позиции отсутствуют,
✔️ не представляют абсолютно никакой проблемы в написании: НЕ под ёлкой, НЕ только я и т.д., т.е. пишутся с НЕ всегда РАЗДЕЛЬНО.

Итак, у нас осталось 8 самостоятельных частей речи.

С чего начинается работа по выбору слитного или раздельного написания НЕ?

🔥 Сначала (ещё до определения части речи) спрашиваем себя: УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ЛИ СЛОВО БЕЗ НЕ?
👉 ОТВЕТ: НЕТ. ВЫВОД: пишу СЛИТНО.
👉 ОТВЕТ: ДА. ВЫВОД: определяю часть речи.

Нельзя, незабудка, непобедимый, негодуя – эти слова без НЕ не имеют никакого смысла, потому всегда пишутся СЛИТНО, а значит и тратить время на определение части речи не нужно. ПРОСТО!👍

Что делать со словами, которые без НЕ употребляются, ведь их большинство?

Есть два пути:
👉 классический – для любителей чётких правил и академических формулировок;
👉 нестандартный – для смельчаков, которые готовы посмотреть на правило под другим, не академическим углом и рискнуть.

Классическое правило требует определить часть речи и, согласно сделанному выбору, определять написание (для каждой части речи есть своё правило, его и нужно придерживаться – прочитать эти правила можно в любом учебнике).

Этот путь довольно длинный, и если ученики не научились быстро определять часть речи, если не помнят наизусть условия написания каждой из них, то на любых контрольных работах будут проблемы.

Нестандартный подход более короткий, быстрый, НО не выбивающийся из общего алгоритма рассуждений, потому пугаться не стоит. О нём и поговорим.

🔥🔥🔥 Разбиваем все слова на 2 группы:
❤️ 1 ГРУППА: слова - ДЕЙСТВИЯ (кроме ПОЛНЫХ ПРИЧАСТИЙ)
❤️ 2 ГРУППА: слова - НЕ ДЕЙСТВИЯ + ПОЛНОЕ ПРИЧАСТИЕ

Слова – ДЕЙСТВИЯ

Все, от мала до велика, знают: НЕ с глаголом пишу раздельно (глагол – это и есть действие).

❤️ Вывожу первое правило: НЕ с любыми словами, которые обозначают действие (кроме ПОЛНЫХ ПРИЧАСТИЙ), пишем РАЗДЕЛЬНО.

🤩 Не читал письмо, не смотрели в окно, не буду разговаривать с тобой – это глаголы, действие, а потому всё очевидно!
🤩 не думая о семье – он не думал о семье,
не сказав ни слова – он не сказал ни слова,
не взглянув на меня – он не взглянул на меня.
👉 Мы переделали данные выражения в обычные глаголы, т.е. ДЕЙСТВИЕ.
🤩 посуда не вымыта – посуду не вымыли,
пшеница не посеяна – пшеницу не посеяли,
договор не заключён – договор не заключили.
👉 Мы переделали данные выражения в обычные глаголы, т.е. ДЕЙСТВИЕ.
🤩 не готов выступать – я не готовился к выступлению,
не рад знакомству – он не радовался новому знакомому;
не намерен отвечать – он не намеревался, не хотел отвечать.
👉 Мы переделали данные выражения в обычные глаголы, т.е. ДЕЙСТВИЕ.

ЗАПОМНИТЕ: Когда вы ОБЪЯСНЯЕТЕ значение слова самому себе, не делайте автоматической замены на глагол. Это в некоторых случаях может привести к ошибке (непростительная ошибка – не простить, невесёлый человек – не веселиться и т.д.) Объяснение должно "вписываться" в контекст предложения.

Если говорить о классической трактовке, то объяснение перечисленным выше словам такое: 🔥НЕ с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, краткими прилагательными, которые не имеют полных форм, пишется РАЗДЕЛЬНО.

😊 Но мы то часть речи не определяли! Мы сделали всё гораздо быстрее, как и нужно действовать во время диктанта!

Слова – НЕ ДЕЙСТВИЯ + ПОЛНОЕ ПРИЧАСТИЕ

❤️ 1. Есть слова, написание которых просто смешно обсуждать: не я, не он, не такой, не пять, не двое, не завтра, не тут, не по-товарищески и т.д.

Любой пишет эти слова с закрытыми глазами без всяких правил и без определения части речи. ПРОСТО! 👍

Вот классическое объяснение: 🔥НЕ с местоимениями (кроме отрицательных и неопределённых), числительными, наречиями (кроме наречий на -О), пишется РАЗДЕЛЬНО.

❤️ 2. Вывожу второе правило: Все остальные слова-НЕ ДЕЙСТВИЯ +ПОЛНОЕ ПРИЧАТИЕ с НЕ пишем СЛИТНО, если НЕТ УСЛОВИЙ РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ.

Что за условия РАЗДЕЛЬНОГО написания:

👉 1. Союз А
👉 2. ВОВСЕ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ
👉 3. НИ + НЕ (двойное отрицание)

СРАВНИМ:

✔️ недобрый человек – СЛИТНО
не добрый, а злой человек – РАЗДЕЛЬНО (союз А)
✔️ невесело провели время– СЛИТНО
вовсе не весело провели время – РАЗДЕЛЬНО (ВОВСЕ НЕ)
✔️ незаинтересованный школьник – СЛИТНО
нисколько не заинтересованный школьник – РАЗДЕЛЬНО (НИ+НЕ)

ВОТ И ВСЁ БАЗОВОЕ ПРАВИЛО! УРА! УРА! УРА!

Теперь небольшие дополнения:

❤️ 1. Для ПОЛНЫХ ПРИЧАСТИЙ к трём перечисленным условиям РАЗДЕЛЬНОГО написания добавим четвёртое: наличие зависимых слов.

СРАВНИМ:

✔️ ненаписанное письмо – СЛИТНО
✔️ не написанное ВОВРЕМЯ письмо – РАЗДЕЛЬНО

❤️ 2. Отрицательные и неопределённые МЕСТОИМЕНИЯ
Внимание: это даже запоминать не надо (не ккому – нек кому – кто так напишет?)
✔️ Не к кому, ни для кого, не за кем, ни к чему – ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ!

Классическое пояснение для любителей правил: если есть предлог после НЕ-НИ, пишем РАЗДЕЛЬНО; если нет предлога после НЕ-НИ, пишем СЛИТНО.

❤️ 3. НАРЕЧИЯ (кроме наречий на -О):
👉 1. НЕ, НИ + ГДЕ? = НЕГДЕ, НИГДЕ,
👉 2. НЕ, НИ + КУДА? = НЕКУДА, НИКУДА
👉 3. НЕ, НИ + ОТКУДА? = НЕОТКУДА, НИОТКУДА
👉 4. НЕ, НИ + СКОЛЬКО? = НЕСКОЛЬКО, НИСКОЛЬКО
👉 5. НЕ + ЗАЧЕМ? = НЕЗАЧЕМ
👉 6. НИ + КАК? = НИКАК

НЕ, НИ + ВОПРОС = СЛИТНО!

-2
❤️❤️❤️ Всё! Любое слово мы можем написать, и даже часть речи определять не нужно (за исключением полных причастий).

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Если остались какие-то вопросы или вы желаете получить личное сопровождение профессионального репетитора при изучении или повторении данной и иных тем, записывайтесь на бесплатную консультацию, где мы точно определим уровень знаний вашего ребёнка, выявим имеющиеся пробелы и составим чёткий план по их устранению для качественной сдачи выпускного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ, ЦЭ) или написания ВПР.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для написания любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!