Найти тему
Газета "Зори"

Для нас всегда открыта в школе дверь

В год 70-летия школы №52 посёлка Ильского о своей жизни в её стенах рассказали выпускники разных лет

Наверное, вначале стоит вспомнить, как ждали эту школу в Ильском 70 лет назад. Население посёлка после войны стало быстро расти – рождалось много детей, а ещё сюда приезжали нефтяники с семьями. Малыши вырастали в школьников. В центре Ильского, на улице Пионерской, была (и сейчас есть) школа №14, и её срочно нужно было разгрузить…

Стали строить новую школу на 300 учащихся. Часть педагогического коллектива 14-й школы, как и часть её учеников, были готовы к переходу в новую школу. И когда в 1953 году она наконец была построена, за парты в её классах сели… нет, не 300, а все 500 ребят! Классы уплотняли по 40 и более человек. «Как вы могли уместиться?!» – с изумлением спрашивали молодые педагоги, слушая воспоминания старших. Да, ещё в этом здании работала «вечерка».

До того, как в школе №52 была создана кабинетная система (по тем временам передовое направление в школьном образовании), отдельные кабинеты там были только по физике и химии. Для остальных дисциплин у каждого класса был свой кабинет, куда на уроки приходили учителя-предметники с рулонами таблиц и карт под мышкой.

На уроках производственного обу-чения, когда оно было в школьной программе, ребята осваивали профессии продавца, обмотчика, электрика, копировальщика, художника-оформителя, швеи, водителя.

В советские годы в школе был и сильный хор – 120 человек, и замечательный танцевальный коллектив. На смотрах художественной самодеятельности 52-я гремела на весь район. А внутри школы учителя вместе с учениками проводили яркие вечера и КВН, запомнившиеся их участникам на всю жизнь.

Ну, а теперь – слово самим выпускникам школы-юбиляра!

Лариса Андреевна Отрощенко (Андриенко), выпускница 1970 года, бывший педагог и завуч школы №52:

– 16 сентября 2023 года моей родной ильской СОШ №52 исполнилось 70 лет. Она – ровесница моя и моих одноклассников.

В 1953 году школа открыла свои двери не 1 сентября – не успели её подготовить к началу учебного года. Утром 16 сентября 1953 года к новостройке на улице Первомайской пришла колонна из школы, которая сегодня носит номер 14. Во главе шли директор школы Василий Иванович Кильпута и знамённая группа со школьным знаменем. За ними – завучи, учителя и ученики.

В 50-е годы ХХ века коллектив школы активно осваивал, украшал территорию двора. К 1960 году перед фасадом здания благоухали цветы на клумбах. На Первомайской, вдоль школьного забора и с северной стороны, внутри двора, пышно цвели жёлтые и белые розы. Юго-восточную часть двора украшал молодой фруктовый сад. На восточной стороне, между садом и цветочной клумбой, расположили тополиный питомник. Тополя, высаженные старшеклассниками, украсили улицы Первомайскую, Некрасова и Ленинградскую до улицы Мира. Во дворе оборудовали площадки для прыжков в длину и высоту, волейбольную и баскетбольную, разметили беговые дорожки.

Первые годы после открытия школа работала в три смены. В первую и вторую учились дети, а в третью – взрослые ученики вечерней школы, рабочая молодёжь.

В первом педагогическом коллективе школы работало много мужчин, из которых 12 человек были ветеранами Великой Отечественной войны.

Мои школьные годы – 1960-1970. Классы были большие. В нашем 1«А» по списку было 43 человека. Одна ученица садилась за стол с нашей учительницей Ниной Ивановной Погребной или за парту не пришедшего в школу ученика.

В школе действовали пионерская дружина имени Молодой гвардии и большая, сплочённая комсомольская организация. По итогам работы в 1965 году пионерская дружина школы стала лучшей в Северском и Абинском районах (в то время наш район входил в состав Абинского).

В школе регулярно выпускали стенгазеты «Комсомольский прожектор» и «Пионерский фонарик».

Пока я училась в школе, ушёл на пенсию первый директор, после него было ещё два. Сергей Петрович Савощенко много внимания уделял развитию школьного самоуправления, ввёл традицию «Праздник за честь школы».

Давид Исакович Вишня вместе с учителями и учениками создал в 52-й предметную кабинетную систему. Её приезжали изучать представители педколлективов Краснодарского края.

Школа вправе гордиться своими выпускниками. Среди них много добросовестных, уважаемых тружеников, учителей, врачей, медсестёр, юристов, руководителей предприятий, предпринимателей, кадровых военных, преподавателей военных училищ, известных в нашем районе людей. Есть среди выпускников деятели науки, профессора и преподаватели вузов и колледжей. Вот несколько имён: Людмила Хоружая (Тимирязевская академия), Александр Булатов, Геннадий Пащенко (физик-ядерщик), Евгений Шастин (Кубанский медуниверситет), Евгений Козлов (строительная сфера, г. Москва), Сергей Шастин и его сыновья Александр и Евгений (стоматологи), Людмила Кулинич (КубГАУ), Владимир Захарченко (председатель районного Совета), Наталья Витютнева (колледж культуры), Ольга Бондаренко (редактор районной газеты), Светлана Зубко (бывший заместитель главы района) и многие другие.

Ольга Бондаренко (Зорина), выпускница 1988 года, главный редактор газеты «Зори»:

– В 52-й я училась все десять лет. Поэтому могу сказать, что это моя родная школа.

На первый звонок меня вёл десятиклассник Алексей Герасимов, я это помню. На линейке Последнего звонка, когда старшеклассник должен был нести девочку, что-то пошло не так, девочки на месте не оказалось, и Лёша предложил нести меня. Водрузив меня на плечо высокого парня Серёжи, мне дали большие гладиолусы, но удержать их я не смогла. Тогда мне вручили маленький букетик роз, и я усердно махала им, хотя жутко боялась свалиться.

Моей первой учительницей была Лидия Дмитриева Диденко (тогда Игнатьева), а директором школы – Раиса Яковлевна Клименко. У нашей «мамы Лиды», как мы звали Лидию Дмитриевну, мы были первым классом. С ней мы ходили в походы, ездили в цирк, выступали в художественной самодеятельности – до сих пор помню песенку на азербайджанском языке «Джиб-джиб-джибджаляри» («Цып-цып, мои цыплятки»). И благодаря ей в пионеры нас принимали в Новороссийске на Малой земле, чем мы очень гордились. Когда учились в шестом классе, мы остались без классного руководителя, и Лидия Дмитриевна на время вернулась к нам. Мы часто ходили к ней в гости. Она всегда была с нами. Сегодня, к сожалению, её уже нет в живых.

Было интересно, что предметы ведут разные учителя. И самое главное – каждый кабинет был не похож на другой. В кабинете биологии вся стена была заставлена ёмкостями с заспиртованными животными: змеями, лягушками, черепахами. На другой стене – карта России, на которой животные были распределены по местам их обитания. В кабинете истории – карта страны, но не простая: если надо было указать город, нажимали соответствующую кнопку внизу – и загоралась лампочка на нужном городе. А исторические карты были в рулоне, мы так же нажимали на кнопочку, карты крутились одна за другой, и мы кнопкой останавливали движение на нужной. Кабинет русского языка и литературы, математики, географии, лингафонный – все были оборудованы в соответствии с предметом. Учиться в такой школе было очень интересно!

Наш класс носил имя молодогвардейца Любови Шевцовой. Естественно, роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева в школе читали все.

Конечно, многое в моей школьной жизни связано с Валентиной Гавриловной Шастиной – нашим директором (после ухода Р.Я. Клименко), Ларисой Андреевной Отрощенко – завучем, Геннадием Александровичем Прозоровым – завучем по внеклассной работе. Мы такие вечера встреч выпускников устраивали!

Я любила школу, участвовала во всём – художественная самодеятельность, агитбригады, спортивные и военно-спортивные соревнования, турслёты, субботники, парады, школьные вечера. Была и звеньевой, и старостой, и комсоргом, и вожатой, а в старших классах – членом комитета комсомола школы, заместителем секретаря школьной комсомольской организации, редактором стенгазеты. Всё это не мешало мне хорошо учиться. Я помню абсолютно всех учителей. Строгие или добрые – все останутся для меня любимыми.

Каждый раз, проходя мимо школы, я стараюсь заглянуть в окна, рассматриваю уголки двора, примечаю, что изменилось. Конечно, в школе уже не осталось наших учителей, столько лет прошло, но осталась память о тех чудесных годах.

Яна Богатырёва, выпускница 2004 года, корреспондент газеты «Зори»:

– Я пришла в школу №52 в 2000 году, когда переехала в посёлок Ильский из Челябинска.

8 «А» класс принял меня довольно дружелюбно. Сама школа тогда показалась небольшой, но уютной. Учителя тоже оказались добрыми, понимающими.

Мне всегда хорошо давались гуманитарные предметы, а вот математика хромала. Алгебру и геометрию у нас вела Галина Арольевна Вальтер. Яркая, с идеальной прямой осанкой, всегда с причёской, в строгом костюме – на уроках я ею искренне любовалась, но так же сильно и боялась её. Каждый выход к доске для меня был смерти подобен. Спасибо однокласснику Вите Швецу, который шёпотом со своей парты подсказывал мне решения примеров и уравнений.

В общем, в восьмом классе по математике у меня были сплошные трояки, а по всем остальным предметам пятёрки и четвёрки. В девятом классе Галина Арольевна заметила, что отстаю я только по её предмету, и стала великодушно подтягивать меня до четвёрки вплоть до самого 11-го класса. Пользуясь случаем, сейчас говорю ей спасибо!

А в целом, школьные годы были чудесными. Сегодня 52-ю не узнать: новая кровля, двор выложен плиткой, хотя уже нет того цветущего розария и скамеек под соснами. Эта школа навсегда останется для меня особенной, ведь здесь я нашла лучшую подругу на всю жизнь, пережила первую влюблённость, обрела уверенность в себе и благодаря педагогам поняла, что хочу стать журналистом.