Найти тему
MisSova

"Токийский Зодиак": преступление века, которое читатель может разгадать вместе с детективом

Оглавление

Содзи Симада - один из самых популярны авторов детективов в Японии. Ведь про него говорят, что он придумал новый жанр - детектив-головоломка.

Отличительной чертой этого хонкаку-детектива (так в Японии называют этот жанр) является то, что примерно 2/3 текста читателю даются подсказки и ключи, а потом автор говорит что-то вроде: "Ну что, дорогой друг, я дал тебе абсолютно все. Сможешь ли разгадать загадку?".

Оставшаяся треть текста - собственно сама разгадка, где читатель либо узнает прав он был или нет, либо просто читает решение, до которого сам не дошел.

"Ага, щас, - фыркнула я, когда впервые узнала о таком интересном направлении, - да чтобы я, зачитывающаяся в юности историями о Шерлоке Холмсе, Ниро Вульфе и Эрасте Фандорине да не разгадала бы загадку?!".

Нет. Такого я представить не могла. Вызов был принят. И с твердым намерением утереть нос автору, я уселась читать текст.

Что из этого вышло, расскажу прямо сейчас.

Очень японская книга, которая может прийтись по душе любителям европейского детектива. Коллаж автора
Очень японская книга, которая может прийтись по душе любителям европейского детектива. Коллаж автора

О чем книга

Книга чем-то (чисто формально, больше по сюжетной канве и оформлению) напоминает "Имя розы" Умберто Эко. Сейчас объясню чем конкретно.

Эта история начинается с записок японского художника, который рассуждает о том, что мечтает создать идеальную женщину. Он ее называет "Азот".

Азот нельзя нарисовать, ее невозможно найти. Но ее можно создать. Для этого нужно использовать тела 6 женщин, рожденных под определенным знаком зодиака, забрать у них какой-то фрагмент, которому покровительствует определенный знак (голова, грудь, поясница, брюшная часть, бедро, ноги), а потом захоронить это в определенном месте. Так должна появиться Азот.

Записи эти подробные. В них он, с ссылками на астрологию, рассказывает о том, почему и как должно произойти преступление, где будут спрятаны останки и прочие неприятные подробности.

А в конце он признается, что ему ужасно повезло, потому что идеальные жертвы уже найдены. Это - женщины, которые живут вместе с ним. Две его дочери от разных браков, две приемные дочери (дочери второй жены от первого брака) и две племянницы (дочери младшего брата).

На этом записи заканчиваются, и начинается следующая глава, которая говорит о том, что прошло 40 лет. И что преступление, связанное с семьей художника, будоражит Японию на протяжении всего этого времени.

Да и как иначе, ведь все случилось так, как описывал художник: и девушки погибли, и их тела были найдены так, как он описывал в своих записях. Да вот только вот незадача: художник погиб раньше всех остальных. На несколько месяцев. Причем погиб насильственно, да еще и в запертой комнате.

И кроме него больше подозреваемых не было. Подозреваемых не было, а тела - были.

Над загадкой корпели лучшие умы Японии: полиция и частные детективы, журналисты и простые обыватели. О странном роке, постигшем семью, писали книги и строили догадки.

Но вот прошло 40 лет, а к разгадке так никто и не приблизился. До тех пор, пока к Киёси Митараи не пришла женщина, чей отец имел опосредованное отношение к преступлению. Она просит его взяться за дело, которое в течение 40 лет не мог разгадать никто. И детектив-любитель соглашается, ведь на кон поставлена честь уважаемого человека.

Японская Япония

В аннотации к книге написано, что этот детектив является смесью классических детективов (Шерлок Холмс, Ниро Вульф, Эркюль Пуаро и др.) с чисто японской культурой.

И на самом деле это так. Следствие здесь идет по привычной схеме: загадка, главный герой и его помощник рыщут по всей стране в поисках ключей, находка ключей, отгадка.

При этом в тексте есть как главный герой (гений с невыносимым характером), так и его верный Санчо Пансо (среднестатистический молодой человек, который во всем готов помогать сыщику). Здесь, действительно, срабатывает привычная схема.

С другой стороны, здесь очень много чисто японского. Описание местных улиц, быта, колорита, работы, которая влияет на действия героев. Японская литература и культура сквозит между строчками, так что есть ощущение натурального погружения в эту азиатскую культуру.

Даже больше - от описания появлялось такое чувство, словно ты сам гуляешь по узеньким улочкам японских городов и любуешься на цветение сакуры. Весьма необычно.

Правда, тут нужно признаться, подробное описание японских улиц с названиями и именами героев привело к тому, что уже к середине текста я начала страшно в них путаться, не понимая где кто. В какой-то момент текст для меня начал выглядеть примерно так: "Он прошел по улице Нипоняки Назваки и встресился с Нечитаки Именяки-сан".

Во всем остальном текст был вполне читаемым и даже больше - возникло четкое желание поехать в Японию (до этого в жизни не появлялось такого желания). Так что книгу можно рассматривать не только как детектив, но и вполне как ознакомление с культурой.

Так что с финалом?

Финал, к слову, как и обещал автор, можно разгадать самостоятельно, если приложить к этому усилия.

Смогла ли я разгадать? К сожалению, нет. У меня, конечно, были какие-то смутные догадки, которые в каком-то процентном соотношении совпали, но, откровенно говоря, я даже и близко не стояла рядом с тем, к чему привел автор.

При этом, что самое смешное, во время прочтения первых 2/3 текста, я была настроена крайне скептически: ну что тут такого дано, чтобы можно было отгадать? Ну сплошной обман!

Однако, когда автор дошел до объяснения разгадки, я испытала самый натуральный шок, потому что читателю, действительно, было дано абсолютно все для разгадки. И да, действительно, разгадка была на поверхности.

В общем, от книги я была в тихом восторге. И в принципе советую прочитать всем любителям жанра, потому что уже давно не читала такого хорошо продуманного детектива.

А вы любите читать азиатские книги? Какой детектив произвел на вас большое впечатление?