"Сижу, как дура, на лавке. Поехала на экскурсию на автобусе в другой город. Взяла с собой булочку. Очень хочу есть, но не могу. В автобусе стыдно, что она будет пахнуть. Есть кафешки, но мне стыдно, что я буду одна там есть. Моя соседка по сиденью куда-то ушла. Ещё два часа гулять, а я забилась под мост и сижу голодная на лавке".
Ребенок рождается с открытыми границами. Он ничего об этом мире и самом себе не знает. По словам, жестам, мимике, состояниям, поступкам людей строит то, что психологи называют словом "личность". Свой индивидуальный лик, личину, систему отношения с реальностью. "Ага, вот я кто и какой". Эта система отношения создает психоэмоциональный отклик, влияя на наше тело, наш мозг, нервную систему. Дисфункция личности - состояние, когда отношение к себе и к людям создает напряжение тревоги, боли, злости. Все есть для радости и процветания, а человек погружен в безнадежность и страдание. Девушка сидит на лавке. Есть в сумке вкусная булочка, есть деньги, есть рядом кафе, но сидит голодная. Сама понимает, что происходит нечто абсурдное, но ничего не может сделать. Стыдно, тревожно, дискомфортно от мысли, что кто-то увидит, как она ест.
"Подруга не стесняется. Может одна погулять по магазинам, поесть в кафе, надеть красивое платье просто так. А я все время жду подколов, смешков. Могу весь день голодать на работе, чтобы только не есть на людях. Но в итоге все равно я привлекала к себе внимание, потому что не ела, а пила энергетики и кофе".
Люди с личностными дисфункциями попадают в замкнутый круг. Относятся к себе неадекватно из-за колоссального внутреннего напряжения. Видят, что другие видят их неадекватность, напряжение усиливается многократно. Любой человек рядом появляется, мгновенно накрывает волной тревоги и стыда. Стрессовая реакция выходит из-под контроля. Девушка сравнивает себя с другими и понимает, что с ней что-то не так. Пытается вернуть себе контроль над состоянием, что-то сделать, чтобы жгучий стыд за себя не чувствовать. Вот и возникают странные привычки. Расстройства пищевого поведения кажутся со стороны болезнью, но если говорить о сути происходящего, то оставляя себя голодной, девушка проявляет ту силу, которой ей не хватает. Чувствует себя спокойнее, чем если бы ела. Удивительный парадокс.
"Сама себя ругаю. Теперь вроде и хочется начать есть, но другие говорят об этом "вот она не ест на работе". Боюсь, что все-таки заметят, что я ем, и что-то будет. Вчера после работы не поела в кафе, потому что на меня посмотрели. Потом поездка. Потом не поела в автобусе, потому что стыдно. Потому не ем сейчас, чувствую себя одиноко и странно".
Если ребенок не смог в силу разных факторов сформировать здоровую и гармоничную систему отношения, то рано или поздно внутреннее напряжение, постоянно продуцируемое контактом с реальностью, будет канализировано. Например, через симптомы болезней. Через травматичные, трагические события. Или через странное поведение. Сидеть голодной на лавке, когда в сумке есть булка, есть деньги, есть кафе и магазины, вовсе не страшно. Рано или поздно поешь. Таким образом, психика выбирает всегда лучший вариант из возможных. Страшно жить, когда ты так плох, так отвратителен, так неадекватен. Нужно искать помощи специалиста.
"Когда ты не ешь, нет настроения, болит живот, все раздражает. Голова деревянная. А силы уже покидают. Думаю, кофе взять один или все же пойти поесть. Мне уже 24 года".