Найти в Дзене
Время Романовых

Сухой закон в Российской империи.

Дисклеймер: Чрезмерное употребление алкогольных напитков вредит вашему здоровью! Так что читаем и не употребляем.

О вреде алкоголя узнали довольно давно, так что неоднократно в различных государствах по всей планете предпринимались те или иные меры по сдерживанию количества употребляемых напитков. Про Сухой закон в США известно многим. За прошедшие годы он оброс такой романтизированной атмосферой, что даже вызывает небольшое чувство ностальгии. Однако люди всегда находили способ обходить законы (так появились те самые подпольные бары, попасть в которые могли только «свои») или придумывать альтернативную замену (например, в то время было придумано безалкогольное пиво, которое и сегодня не теряет популярности).

Но Сухой закон существовал не только в Америке. В Российской империи он был введен в начале 20 века. А вот какие причины этому послужили, принес ли он необходимые результаты и что случилось с запретом после революции - те вопросы, на которые сегодня мы с вами ответим.

Россия тогда равнялась на западные тренды, где было очень популярно ограничение употребления спиртного. Считалось, что оно вредит индустриальному развитию. Серьезной общественной силой были так называемые «Лиги за трезвость», с которыми считались даже правительства.

Хотя алкоголизм и без того был важной проблемой России, а из-за недостаточно развитой на то время медицины смертность от него была необычайно высокой. Еще с петровских времен ходили слухи о самой тяжелой медали «За пьянство», которой «награждали» за чрезмерное употребление алкоголя. Однако действенной мерой это так и не стало.

-2

В 1914 году Николай II поддержал федеральный запрет на продажу водки и право регионов запрещать продажу вина и пива. Фактически это был Сухой закон, так как запрет стал действовать на все алкогольные напитки и по всей империи. Долгое время никто не думал, что царь решится на такой радикальный шаг, но тут он был настроен как никогда серьезно. Страна вступала в Первую Мировую войну, в то же время внутри нее обстановку нельзя было назвать спокойной. Царь понимал, что пьяные дебоши на фоне нервного состояния могут стать обыденностью, так что лучше было это все пресечь на корню. Поддержали его и представители элиты. И хоть все прекрасно знали, что продажа алкоголя дает немалые поступления в казну, большинство министров согласились с отказом от «пьяного бюджета». Сроки этого закона были заранее обозначены - на время мобилизации, затем они были увеличены до окончания войны. Сухой закон в России был заметно мягче, чем в других странах и даже не предполагал уголовного наказания. Только офицерам, встреченным на улице в пьяном виде, полагались дисциплинарные взыскание вплоть до увольнения со службы.

Однако в то же время в низах общества был открыто выражен протест. Некоторые склады буквально были захвачены нежелавшими поддерживать запрет. По всей стране вспыхнули мятежи. Обворовывались лавки и хранилища. Правительство завалило письмами из производящих алкоголь предприятий, в которых они предупреждали о катастрофе, которая может случиться во время простоя, ведь рабочие, лишенные своих мест, тоже оказывались в затруднительном положении.

-3

Из-за всего этого на верхах возникли жесточайшие споры: одни настаивали на продлении Сухого закона, другие требовали его отмены. Со своего поста был уволен министр финансов Коковцев, утверждавший, что поступления от алкогольной продажи крайне важны. Было предложено снизить крепость водки до 37%, на что император ответил: «Делу этому не давать хода ввиду того, что я предрешил казенную продажу вина (водки) воспретить навсегда».

Николай II, желая доказать правильность своего решения, на всех мероприятиях демонстративно употреблял квас. При этом офицерам в Ставку доставлялись крепкие напитки. Также испить алкоголь позволялось в ресторанах, но попасть туда могли лишь представители высших сословий, что только увеличивало общественное расслоение. Когда это стало заметно, алкоголь отменили и в ресторанах, но привыкшие предприниматели стали просто наливать вино в чашки для чая.

-4

Экономика несла серьезные потери. А стране в реалиях военного времени финансы были очень нужны, отчего росли налоги и вводились дополнительные обложения. Цены на товары росли, а уровень жизни снижался. Население возмущалось все сильнее. Даже те, кто поначалу на запрет алкоголя смотрел положительно, теперь стали проявлять недовольство.

При этом закон действительно работал. В 1913 году на душу населения приходилось где-то 5 литров выпитого алкоголя, к 1915 году этот объем снизился до 200 миллилитров. Хотя это лишь официальная статистика. Те, кто действительно хотел выпить, просто делали это тайно. Число психически больных на почве алкоголизма тоже снизилось: случаи стали единичными, когда в 1913 году из насчитывалось только официально более 10 000. Сократилось и число арестованных в пьяном виде, и число пьяных самоубийств. Какие-то цифры, конечно, были приукрашены, так как из желания поддержать царские меры на его имя шло огромное количество благодарственных писем с историями о внезапном выздоровлении и отрезвлении всей нации.

-5

К сожалению, были и негативные последствия. Те люди, которые могли заменить зависимость лишь другой зависимостью, пристрастились к различного рода веществам. Также в разы росло производство алкоголя на дому, что приводило к массовым отравлениям. Люди употребляли все, что хоть как-то могло затуманить сознание, а затем в таком состоянии они шли совершать погромы. Росла контрабанда. Появилось активное самогоноварение. Некоторые заводы все равно умудрялись производить алкоголь, обходя запреты. Например, в некоторые регионы спирт доставлялся в бочках под видом сельди. Вологодский губернатор отдал указания вылить все пришедшую поставку в реку, что спровоцировало массовое пьянство в деревнях среди крестьян, которые набирали пропитанный спиртом снег и лед и топили его дома. Часто врачи за дополнительную плату выписывали пациентам рецепт на покупку спирта, из-за чего в аптеках он разлетелся моментально.

-6

Чтобы страна окончательно не увязла в новых проблемах, правительство решило вывести часть алкоголя из-под запрета. Самым оптимальным вариантом считалось пиво, но производящим его компаниям следовало уменьшить его градусность до 2%. Промышленники согласились, так как это была единственная возможность вернуться к легальному заработку.

Но общество снова было недовольно. Теперь уже митинги устраивались против возобновления продаж спиртного. Правительство было вынуждено отменить это решение.

Главной проблемой царского правительства было нежелание общаться с людьми. Отменив алкоголь, они не стали объяснять населению, почему он вреден, и не пыталась сформировать к нему плохое отношение. Они просто отобрали привычный для россиян досуг, да еще и налогами обложили.

-7

Конечно, люди испытывали потрясения. Военное время и без того было тяжелым ударом. А привычная для многих поколений возможность снять стресс оказалась под запретом. Это стало еще одной причиной недовольства действующей властью, что вместе с другими вылилось в революцию.

Первое послереволюционное время народ будто бы дорвался до алкоголя: всюду устраивались пьяные погромы, а по улицам, шатаясь, ходили «борцы за справедливость». Особо жителям Петрограда запомнился момент, когда Нева окрасилась в красный цвет. Сначала подумали, что это буквально реки крови, но затем выяснилось, что это солдаты добрались до винных погребов Зимнего дворца (кстати, любопытно, у царя-то алкоголя было в избытке). А перед штурмом Петропавловской крепости был учинен погром спиртоочистительного завода.

-8

Молодая Советская республика, понимая, что дело так ничем хорошим не закончится, запустила лозунг «Алкоголь на ноль», но, чтобы противопоставить себя царской власти, говорила, что спиртные напитки - это пережиток буржуазии. Однако сути это не меняет, это был все тот же Сухой закон. Однако людей уже было не остановить: они гнали самогон, пили одеколон и прочие спиртосодержащие жидкости. В условиях Гражданской войны и последующих не менее сложных лет на такие вещи не обращали особо пристальное внимание. В дальнем новую страну ждала отдельная история отношений с алкоголем, но об этом мы уже говорить не будем.