Скоро Новодевичьему монастырю исполнится 500 лет.
Почти полтысячи лет назад, в 1524 году, Великий Московский князь Василий III основал монастырь в честь возвращения древнего русского города Смоленска в состав русских земель.
Монастырь изначально создавался как царский, придворный. На строительство Василий III выделил 3000 рублей серебром и два дворцовых села Алабузино и Трапарево. Двести лет здесь жили царские родственницы, лишь в XVIII веке стали появляться насельницы из разных сословий.
Среди наиболее известных насельниц была Ирина Годунова, вдова царя Федора Иоанновича (невестка Ивана Грозного). На 9-й день после смерти мужа, 15 января 1598 года, Ирина удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя инокини Александры. Прожила она в монастыре 5 лет и в 1603 году умерла.
Более тесно связана с Новодевичьем монастырем судьба царевны Софьи Алексеевны. В годы ее правления (1682-1689 гг.) монастырь активно строился. Именно тогда и сформировался привычный архитектурный ансамбль монастыря. В те годы были возведены все основные здания барочного ансамбля:
В 1689 году, когда Петру исполнилось 17 лет, он отправил ненавистную сестру Софью в Новодевичий монастырь и стал единовластным правителем. Несколько лет Софья жила хоть и под охраной, за ворота ее стража не выпускала, но внутри монастыря жилось ей по-царски, со слугами и лакомствами из кремлевской кухни.
Однако после стрелецкого бунта 1698 года судьба Софьи изменилась. По царскому приказу в этом же монастыре ее постригли под именем Сусанна. Царь Пётр I воспринял этот бунт как новую попытку возвести Софью на престол. Он приказал казнить 240 стрельцов под окнами царевниной кельи.
Умерла Софья 3 (14) июля 1704 года, перед смертью она постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе здесь же, в Новодевичьем монастыре.
Новодевичий монастырь, как крепость и форпост на подступах к Москве, был и свидетелем военной истории.
В начале XVII века при Лжедмитрии I монастырь был занят польскими войсками. Русские ополченцы Минина и Пожарского освободили монастырь, который, как и большая часть Москвы, был разорен и сожжен. В монастыре не оставалось монахинь, была разграблена его казна. Восстанавливали монастырь первые Романовы.
Через 200 лет, 8 сентября 1812 года, Новодевичий монастырь заняли две тысячи наполеоновских солдат. Они захватили все кельи и храмы, кроме Смоленского собора. Французы ночевали в алтарях и обедали на престолах. Прожили они в монастыре месяц, перед отступлением попытались взорвать главный храм – Смоленский собор, однако монахини вовремя заметили горящие фитили, быстро потушили огонь и спасли храм от взрыва, а монастырь от пожара. После французов все храмы монастыря пришлось переосвящать.
В советские годы монастырь действовал до 1922 года, а 2 марта 1922 года здесь был основан музей, который в 1934 году стал филиалом Государственного Исторического музея и работал до 2010 года.
В 1994 году в обители началось возрождение монашеской жизни.
С самого основания монастыря на его территории хоронили насельниц, знать, а позже и представителей других сословий. До сих пор сохранилось много надгробий известных людей.
По соседству со старой монастырской территорией расположено Новодевичье кладбище, на котором в начале XX века хоронили известных людей, в советские годы – «лиц с общественным положением», советскую элиту, а потом российскую элиту и видных государственных деятелей.
Монастырь стоит на берегу пруда, в очень живописном месте.
Все фотографии из семейного архива.