Отличное кино. Просто пошаговая инструкция о том, как своими руками вырастить из ребёнка нарциссически травмированную личность. Просто "делай раз, делай два".
И сейчас мы это разберём.
Предупреждаю: спойлеры, много спойлеров! Одни сплошные спойлеры! Кто их боится – дальше не читайте!
Фильм поставлен по роману известного французского литератора, классика французской литературы, Ромена Гари "Обещание на рассвете". Это история его собственной жизни – несколько приукрашенная, конечно; Ромен Гари постоянно так поступал в своих книгах, добавляя к реальности чуточку выдумки. (Например, мне кажется выдумкой история с модельером Пьером Пуаре; дальше расскажу).
Начинается история на территории Российской империи, в городке Вильно (нынче – Вильнюс). И – о да! – всю первую часть фильма звучит только польская речь; жители Вильно говорят исключительно по-польски. Мама героя, Нина (в реальной жизни – Мина Кацева) растит сына одна, ей помогает нянюшка Анеля, этакая польская Арина Родионовна.
В 1924 году маленькому Роману 10 лет (да, в реальности его звали Роман Кацев, фамилия Гари – это псевдоним, взятый по сходству с русским словом "гореть"; с самого начала до конца фильма он останется Романом, и в титрах напишут Romein – получается, это просто ошибка перевода на русский. Ну и я тогда буду дальше звать его Романом, потому что как-то органичнее звучит).
Мама обожает Романа, он её единственный свет в окошке. Она готова ради сына ну практически на всё – нет, сцен как в "Форесте Гампе", где мать выкупала для сына хорошее отношение учителя в школе сами знаете чем, не будет. Но на подлог Нина всё-таки идёт: она нанимает своего старого знакомого, актёра-алкоголика, чтобы тот изобразил великого модельера Поля Пуаре. Якобы Пуаре даёт Нине франшизу на открытие в Вильно мастерской под его брендом.
Жительницы Вильно верят и начинают делать заказы, материальное положение Нины и Романа несколько поправляется, и ребёнка начинают учить всему, что должен знать порядочный джентльмен (которым станет Роман, когда вырастет, конечно же): фехтованию, стрельбе, языкам, музыке.
Мама на 1000% уверена: её сын вырастет и станет великим человеком. Героем, гением, послом Франции. В какой сфере гением – это пока под вопросом, не решено. Рисование Нина отметает: все художники, по её мнению – алкоголики и нищеброды. Музыка тоже не пошла. А вот литература – да, литература то, что надо; это приличное занятие для джентльмена. И юный Роман начинает понемногу писать.
Мама страшно его поощряет и восторгается каждым его чихом.
О, поощряет – не то слово. Она его любит страстно, беззаветно, готова отдать ему всю свою кровь по капле – но при этом крайне требовательна. Запрещает какое-то поведение, как неприличное; если при нём оскорбляют его мать (её, то есть) – то пусть лучше ему проломят абсолютно все кости черепа, чем он будет молча сносить обиды. Он должен дать отпор! Никогда не брать денег у женщин (ну, это совет ему на будущее), пуще глаза беречь свою честь. В общем, кодекс негибкий, очень красивый, очень усложняющий жизнь. Человек с таким джентльменским кодексом – однозначно будет белой вороной. Не классический сыночка-корзиночка.
То есть, следите за руками: мама на сыночка действительно молится, и не скрывает этого. От сцен, когда она объявляет соседям: вы все чмошники и не лечитесь, а мой сынок станет послом Франции и гением – передёргивает даже самого сына. Ну, потому что это перебор даже для любящего сына. Но оспорить эти тезисы ребёнок не может. Дети вообще безоговорочно верят родителям; говорит родитель – "ты мне жизнь испортил", ну ОК, значит, это именно я сломал маме жизнь. А если, как юному Роману, мама говорит: "Ты гений и уникум, ты ещё себя покажешь, у тебя великое будущее", он верит и этому. Ну, значит, гений, значит, ещё покажу.
Через некоторое время ателье разоряется, и Роман с матерью уезжают жить во Францию. Францией Нина просто бредит, Роман должен получить французское гражданство и получить французское образование!
Юноша поступает в университет и кутит со всеми девушками, которых только встретит. Мама, паче чаяния, не против – она только напоминает, что девок много, а мама у тебя одна, и всегда должна стоять на первом месте! Короче, ведёт себя как типичная еврейская мать из анекдотов (они, кстати, евреи, и фамилия еврейская – Кацевы; Роман много пострадает от этой фамилии, но это смотрите кино).
Дальше – образование, армия, лётная школа, война. Спойлеры спойлерами, но не буду уж совсем пересказывать этот фильм, просто смотрите.
Обращу внимание только на один момент: раз мама велела стать великим литератором, то Роман старается. Он пишет каждую минуту. Для меня был очень сильным эпизод, когда, уже на войне, Роман страдающий от брюшного тифа, скрюченный, в ознобе и бреду – всё-таки пишет. Пишет в грузовике, когда солдат перевозят с места на место. Пишет в больнице. Пишет ночью в холодной казарме, одевшись в тёплую лётную куртку. Он работает над романом, который должен сделать его великим. Он маме обещал.
И это, кстати, и есть та система, тот главный принцип, по которому нарциссы выгребают на вершины социальной пирамиды. Были исследования: нарциссы не красивее и не умнее среднего человека. Они просто ОЧЕНЬ СТАРАЮТСЯ. По опыту могу сказать: нарциссы, которых я встречала в жизни, много работают. Они ОЧЕНЬ много работают. У них как будто бы внутри сжигающий, пожирающий внутренности огонь. Как будто бы, если они остановятся – им станет больно и плохо: что же это, я не самый лучший? Я не гений? Как же жить-то тогда???
Ну да. Они иначе и не могут. Не могут, когда они не самые лучшие, не самые первые, не самые гениальные. Им чужой успех – как личное оскорбление, плевок в лицо.
Поэтому они РАБОТАЮТ.
Я на это и обращаю внимание: Роман весь фильм не просто думает и мечтает, как станет великим. Он пашет и работает. И, в конце концов, его труды увенчиваются успехом.
И ещё одна сцена, уж спойлер из спойлеров.
В конце фильма Роман обнаруживает, что мать умерла. Умерла слишком рано – он не успел показать ей свои успехи. Не смог сказать ей: мама, смотри, я стал для тебя тем, кем ты хотела меня всегда видеть – героем Франции, известным французским литератором, смелым воином, ловеласом и богачом. Это всё для тебя, мама, это я бросаю к твоим ногам. Я поведу тебя на прогулку - на Английский променад в Ницце, и все будут кланяться тебе за то, что ты вырастила такого сына, как я. Ты ведь так этого хотела, и я так для этого старался.
Когда Роман узнаёт о смерти обожаемой мамы, он не горюет, он не скорбит. Он чувствует себя ОБМАНУТЫМ И ПРЕДАННЫМ. И это чувство гораздо сильнее боли утраты, это чувство опустошает его и издевательски хохочет. Это потрясающе снято, это – максимально нарциссическая сцена. Потому что Роман всю жизнь бежал за этой морковкой, хотел доказать матери, хотел подтвердить, что она права, хотел доказать, подтвердить, удовлетворить её и самому стать счастливым. А она – обманула! Надула! ОНА УМЕРЛА!!!
Вот воля ваша, но более нарциссической сцены я никогда не видела.
Очень, очень сильный конец красиво снятого фильма.
А теперь – обещанная пошаговая инструкция как своими руками вырастить нарцисса из доступного человеческого материала.
Итак, у вас родился ребёнок. Что надо сделать для того, чтобы вырастить из него нарцисса?
- Примите за основу, что ребёнок – это ваш творческий проект. Вы отдаёте ему всё самое лучшее – но и требуете по высшей мерке, по гамбургскому счёту.
- Он должен стремиться всегда всё сделать лучше всех. И пока не сделано всё на самом высоком уровне – он не должен успокаиваться. Всегда можно сделать идеальнее! Ты просто недостаточно старался! (Вы даже не представляете, какой поразительный эффект дают эти простые требования – просто больше работай, просто больше старайся). Короче, пока не достигнут идеал – ты не сделал то, чего от тебя ждали, паши и переделывай.
- Верьте, что ваш ребёнок – особенный. И что всё, что он делает – необыкновенное. И ему транслируйте, пусть привыкает жить, как очень особенный, нерядовой человек.
- Ребёнок – центр вашей жизни, единственное солнышко, самое ценное, дорогое, прекрасное, что вообще может быть. И вы посвящаете всю жизнь тому, чтобы огранить этот бесценный алмаз. У него должны быть самые лучшие педагоги и самые качественные вещи! Обычные школы и обычные кружки – для обычных детей, а не для вашего маленького сокровища. Фу, презирайте их, не стесняйтесь выказывать своё презрение при ребёнке. Пусть приучается ценить лучшее.
- Хвалите его. Восхищайтесь им. Безмерно, безгранично. Пусть привыкает, что это норма. Тогда во взрослой жизни он без похвал уже не сможет, и будет готов на что угодно, лишь бы получить от окружающих восторги и обожание.
- Но и требуйте много. Он должен понимать, что если не соответствует вашим высочайшим стандартам – то будет в один миг низвергнут с престола, лишён вашей любви и обожествления. Ставки высоки – ничего подобного этому он на белом свете никогда не найдёт. Ну, значит, должен получше стараться, чтобы не потерять ваше принятие.
Готово! Вы великолепны! Теперь ваш ребёнок – нарцисс. Он, скорее всего, достигнет чего-то реально значимого и существенного. Но жизнь его, если честно, будет не очень радостной и довольно мучительной.
Например тот же Ромен Гари. Он стал классиком французской литературы. "Обещание на рассвете" считается шедевром (ну, собственно, им и является). Он достиг всего, чего желала его мать – стал дипломатом и послом Франции, известным литератором, командором (а не просто кавалером) ордена Почетного легиона, генеральным консулом Франции. Вращался в высшем свете, общался с известнейшими людьми того времени, одевался как денди.
Ромен Гари два раза получал Гонкуровскую премию, самую престижную литературную премию во Франции (её можно получить только один раз, но он мистифицировал жюри и второй раз сделал это под под псевдонимом, как вымышленный человек, якобы внучатый племянник Ромена Гари – Эмиль Ажар). Был женат дважды: первую жену, Лесли, мы видим в фильме – она тоже была известной писательницей и деятельницей мира моды (постоянным автором журнала Vogue). А второй раз Ромен Гари женился на юной кинозвезде Джин Сиберг (прославленной в фильме Годара "На последнем дыхании", где её партнёром был Бельмондо). На момент брака ему было 49 лет, ей – 24 года, и она была беременна. У них родился сын поразительной красоты.
Джин была несчастна, страдала нервными срывами и в конце концов покончила самоубийством. Через полтора года после её смерти самоубийством покончил и сам Ромен Гари, написав в предсмертной записке: "Можно объяснить всё нервной депрессией. Но в таком случае следует иметь в виду, что она длится с тех пор, как я стал взрослым человеком, и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом".
Вот так и работает нарциссизм: ты много стараешься, много достигаешь, тебе завидуют, тобой восхищаются. И ты несчастен. Очень несчастен. В твоей жизни есть всё, но нет ни одного радостного дня.
Короче, отличное кино, рекомендую.
______________________________
А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Сейчас пишу там о том, как строить отношения. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!