2,4K подписчиков

Богородское на фототипиях «Шерер, Набгольц и К» 1904 года

750 прочитали
Путешествия
Больше по теме

Опубликовано в журнале "Филокартист" № 1-2 (5-6), 2023

Сегодня район Богородское, о котором пойдет речь ниже, входит в Восточный административный округ города Москвы и включает в свои границы территорию преимущественно вдоль левого берега реки Яузы до Московской окружной железной дороги, или, как ее сейчас принято называть, - Московское центральное кольцо. Большая часть района в северо-западной его части занята Природным национальным парком «Лосиный остров».

Топоним Богородское или Богородицкое впервые встречается в XVII веке, когда сельцо принадлежало Чудову монастырю. Однако более древнее название местности - Алымово, впервые упоминается уже в писцовой книге Московского уезда 1550-1551 гг. Археологи при этом фиксируют здесь следы поселения еще с XIV-XV вв. В середине XVI века сельцо Алымово принадлежало князю Ивану Лыкову-Оболенскому и было одним их пяти поселений в Васильцове стане, записанных за ним. К 1568 году оно перешло к Чудову монастырю. Писцовая книга Московского уезда 1627 года упоминает село Богородицкое по обеим берегам реки Яузы с церковью Успения Пресвятой Богородицы. Богородское оставалось за Чудовым монастырем до 1764 года, когда было изъято в пользу государства. При Павле I Богородское было отдано графу Николаю Александровичу Зубову. В XIX веке Богородское оставалось в составе Ростокинской волости Московского уезда. К середине XIX века оно было небольшим сельцом, относившимся к ведению Министерства государственных имуществ. В сельце отсутствовала церковь, а местные крестьяне являлись прихожанами церкви Илии Пророка в Черкизове. Однако уже тогда Богородское стало постепенно превращаться в промышленную окраину. Причин на то было несколько - во-первых удобство расположения вдоль реки, необходимой для большинства производств, во-вторых - Таможенный тариф 1822 года, препятствовавший притоку импортных товаров из-за высоких пошлин и способствовавший развитию отечественного производства, в-третьих - высокий спрос на текстиль порождал открытие большого количества заведений и фабрик. [1]

Первые промышленные заведения появились в Богородском еще в конце 1820-х годов. К концу 1890-х годов село уже превратилось в крупную промышленную московскую окраину. В нем действовало более десяти заведений и фабрик, преимущественно занимавшихся окрашиванием различных тканей. Крестьянская реформа 1861 года, упразднившая в России крепостное право, позволила местным крестьянам получить землю в собственность, делить ее и продавать на участки под застройку дачами. По примеру соседних Сокольников, где дачи в Сокольничьей и Оленьей роще рядом с Ширяевым полем отдавались знати в чиншевое пользование в 1850-х-1870-х годах, Богородское также стало активно развиваться в этом направлении, благо спрос оказался высоким, а здоровый сосновый воздух не уступал сокольническому.

Чиншевое право в России — это вечное, потомственное владение землей с правом её отчуждения при наличии обязанности платить определенную плату за пользование землей - чинш.

Да, участки здесь были не столь престижны как в Сокольниках, однако это компенсировалось их большим количеством.

Таким образом, к началу XX века Богородское, кроме своего богатого промышленного наследия, славилось еще и большим количеством дешевых дач, которые привлекали людей разного достатка - от студентов и мелких служащих, до различной интеллигенции. К тому времени в селе было все необходимое для жизни людей разных финансовых возможностей и социального положения - множество лавок, трактиров, булочных, аптек, фотоателье и даже два летних театра, которые конкурировали между собой, чуть позже появилось свое почтовое отделение. С Сокольниками еще с 1886 года открылось удобное конно-железное сообщение. А в 1880 году выстроили деревянную церковь Спаса Преображения по проекту архитектора Н.А. Ипатьева, сохранившуюся до наших дней.

Именно этот период жизни Богородского зафиксировали восемь фототипий фирмы «Щерер, Набгольц и К» 1904 года. На их примере мы попробуем окунуться в мир богородской жизни и почувствовать себя частичкой того времени.

На трех открытых письмах «богородской» серии мы видим центр культурной и духовной жизни Богородского, или Богородска, как его часто называли в то время - площадь с конечной станцией конки и театром духовщинского мещанина Александра Осиповича Медведского.

Сейчас на ее месте располагается трамвайный круг между конструктивистским комплексом на Миллионной улице, 15 и недавно построенным жилым комплексом «Соколиный форт» на месте снесенных Богородских бань.

Ил.1. Богородск. Станция конной железной дороги
Ил.1. Богородск. Станция конной железной дороги

Основное внимание на первом изображении (Ил. 1) притягивает двухэтажное здание с двумя декоративными башенками и надписью «Богдановъ». Оно расположено за конечной станцией конно-железной дороги, и в нём находился гастроном Александра Николаевича Богданова. Удивительно, но это здание, в народе называемое «Богдашкой», простояло как минимум до конца 1960-х годов. К тому моменту сильно обветшавшее, заключенное в трамвайный круг в гордом одиночестве, в связи с тем, что остальные постройки, примыкавшие к нему, были снесены задолго до этого. Старожилы помнят «Богдашку» по прекрасной булочной.

На одноэтажной пристройке слева можно обнаружить вывеску «Булочная и кондитерская П. Савостьянова». Павел Петрович Савостьянов проживал в доме Дубровина на Сретенке, имел там свой ресторан, а также несколько кондитерских заведений в разных частях Москвы [2]. Наличие его магазина в Богородском лишний раз подтверждает столичный статус места.

Еще чуть левее можно обнаружить вывеску «Сырная, масляная гастрономическая М.С. Засухина». Основной магазин Засухина располагался на Покровской улице в доме Рахманова, рядом со станцией метро «Бауманская» [3].

Ил.2. Богородская площадь
Ил.2. Богородская площадь

На второй открытке (Ил. 2) мы видим примерно то же самое место, что и на предыдущей иллюстрации, только направление съемки немного изменилось. Благодаря этому в кадр попали еще пара магазинчиков на площади, а также входная группа летнего театра А.О. Медведского с надписью: «Сад и театр».

Ил.3. Театр в Богородске
Ил.3. Театр в Богородске

Следующая открытка (Ил. 3), запечатлевшая один из фрагментов Богородской площади, дает нам вид на главный вход в летний театр А.О. Медведского крупным планом. Также в кадр попали аптечный киоск и пивная лавка Х. Стрицкого, владевшего в Риге пивоваренным, портерным и солодовенным заводом, основанным в 1854 году [4]. На заднем плане шумит Богородская роща, обозначенная на многих планах Москвы начала XX века. Роща состояла в основном из величественных сосен и ради её хвойного полезного воздуха сюда стремились многие дачники.

1909 год. Богородская роща на фрагменте плана Богородского участка
1909 год. Богородская роща на фрагменте плана Богородского участка

К ней мы еще чуть позже вернемся.

Следующие две открытки (Ил . 4 и 5) дают представление как же выглядела внутренняя территория летнего театра Александра Осиповича Медведского.

Ил. 4. Богородск. Ресторан и сад Медведского
Ил. 4. Богородск. Ресторан и сад Медведского

На первой (Ил. 4) в кадр попала все та же входная группа в летний театр, только с внутренней стороны. Сама территория выглядит ухоженно, изобилует малыми архитектурными формами, многочисленными деревянными постройками, аккуратно встроенными в часть Богородской рощи.

Уже в начале 1890-х годов у А.О. Медведского здесь была кофейня, а в 1893 году он принял решение выстроить на своем участке также здания для кегельбана и биллиарда [5].

В 1901 году по сломке двух жилых дач Медведский принимает решение выстроить здание летнего театра. Кроме здания летнего театра предлагаются к постройке также буфет, открытые террасы, бильярдная, тир, кегельбан, эстрада для музыкантов и сарай для электрической машины. Все постройки были закончены в марте 1902 года. На рассматриваемой фототипии в левой части кадра на ближнем плане видим открытые террасы, а чуть дальше одноэтажный деревянный буфет.

Ил.5. Богородск. Театр
Ил.5. Богородск. Театр

На второй открытке (Ил. 5) с изображением внутренней территории летнего театра Медведского можно увидеть фрагмент самого здания театра, который попал в правую часть кадра. Стоит отметить, что все постройки были выполнены по проекту архитектора Павла Михайловича Самарина (1856-1912). Буквально через несколько месяцев после того, как сделали эти кадры, а именно в ночь с 6 на 7 сентября 1904 года пожаром были уничтожены буфет и здание летнего театра. Однако к сезону 1905 года Медведский успел их выстроить по тому же проекту [6].

На представлениях летнего театра Медведского почти всегда был аншлаг. О популярности театра говорит следующее: зимой 1912 года Думская комиссия по финансам рассматривала вопрос о выдаче ссуды на постройку трамвайной линии от Сокольников до Богородского (конку незадолго перед этим ликвидировали), и одним из главных доводов «за» послужила именно статистика посещения дачного театра «Националь», как он стал называться с 1910 года при новом владельце В.А. Медведском, сыне А.О. Медведского.
С 1913 года в театре появляется еще и синематограф, оборудованный первоклассным по тем временам аппаратом фирмы Патэ. По соседству находилась типография А.И. Серякова, печатавшая афиши и программы спектаклей. Следует добавить, что в Богородском работало четыре ресторана, где звучала «живая музыка» балалаечников и гитаристов и забавляли посетителей «электрические оркестрионы» Ю.Г. Циммермана [7].

Ил.6. Богородск. Мост на реке Яузе
Ил.6. Богородск. Мост на реке Яузе

Следующая открытка серии (Ил. 6) под названием «Мост на р. Яузе» показывает, как же выглядел деревянный мост через реку Яузу на пути из Богородского в Сокольники. Именно по нему перемещалась конка. К 1912 году, когда было принято решение заменить конку на электрический трамвай, деревянный мост заменили на каменный. Каменный сохранился до наших дней. За мостом мы видим большой кирпичный трехэтажный корпус и фабричную трубу. На корпусе едва различима надпись (здесь нужно вооружиться лупой) - Московское товарищество резиновой мануфактуры. Интересно, что кирпичный корпус, позднее надстроенный до четырех этажей, обстроенный различными пристройками и сохранившийся до наших дней у большинства местных жителей ассоциируется с заводом «Красный богатырь» (ранее известным как Московское товарищество резиновой мануфактуры, Франко-Русское общество «Богатырь»). На самом деле он был выстроен за несколько лет до основания в 1887 году Московского товарищества резиновой мануфактуры и уже на плане 1882 года обозначен как существующий. А построено здание для «Товарищества бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры Джон Гутчесон и К» великобританского подданного Джона Гутчесона [8]. Фабричная труба, видимая на открытке, появилась в 1884 году [9]. А вот башенка для водяного бака, возвышающаяся над каменным фабричным корпусом выстроена буквально за несколько месяцев до снимка и была закончена постройкой в апреле 1904 года. Ее автором выступил архитектор С.К. Родионов [10].

Ил.7. Богородская роща
Ил.7. Богородская роща

Следующая открытка (Ил. 7) показывает Богородскую рощу во время проведения популярнейших чаепитий. На ней можно увидеть подготовку к этому событию, значимому не только для богородцев, но и для многочисленных дачников, снимавших летом жилье внаем как в самом Богородском, так и в соседних Сокольниках. Москвичи из разных районов Москвы приезжали в Богородскую рощу на гуляния и чаепития, для прогулок по ее сосновым аллеям и лужайкам.

Ил.8 Богородск. Погонно-лосиный остров
Ил.8 Богородск. Погонно-лосиный остров

На последней открытке (Ил. 8) серии можно видеть вход в Погонно-лосиный остров, который и сейчас существует в этом месте. Первое упоминание такого названия встречается еще в документах XVII века. Чтобы оказаться здесь в наши дни, необходимо двигаясь из Сокольников по улице Богатырский мост, после ответвления Краснобогатырской улицы углубиться немного в лес по прямой.

Стоит отметить, что вся представленная серия имеет несомненную историко-культурную ценность. Благодаря этим снимкам запечатлены наиболее интересные уголки Богородска начала XX века, которые дают представление как село выглядело на тот период. Уникальность этой серии еще больше повышается в связи с малым количеством дошедших до нас дореволюционных снимков Богородского. Филокартистам, желающим собрать всю серию из восьми фототипий придется немало потрудиться и потратить не один год на поиски.

Автор выражает огромную благодарность президенту Союза филокартистов России Василию Владимировичу Волкову за предоставленные электронные копии открыток описываемой в публикации серии!

[1] Яузская Москва: очерки по истории местности по обоим берегам «малой» московской реки. А.В. Бугров. Москва, Лингва-Ф, 2011, с. 159-167;

[2] Адресно-справочная книга «Вся Москва» за 1904 год, с.503;

[3] Адресно-справочная книга «Вся Москва» за1904 год, с.155;

[4] https://riga1201.wordpress.com/2015/12/23/история-виллы-и-пивоварни-стрицкого/;

[5] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.54, оп.181,

[6] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.55, оп.155, д.323;

[7] Дачная Мельпомена. В.А. Бессонов. 2000;

[8] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.54, оп.139, д.15;

[9] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.54, оп.141, д.30;

[10] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.54, оп.158, д.48.

Благодарю за внимание!

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!