Опубликовано в журнале "Филокартист" № 1-2 (5-6), 2023
Сегодня район Богородское, о котором пойдет речь ниже, входит в Восточный административный округ города Москвы и включает в свои границы территорию преимущественно вдоль левого берега реки Яузы до Московской окружной железной дороги, или, как ее сейчас принято называть, - Московское центральное кольцо. Большая часть района в северо-западной его части занята Природным национальным парком «Лосиный остров».
Топоним Богородское или Богородицкое впервые встречается в XVII веке, когда сельцо принадлежало Чудову монастырю. Однако более древнее название местности - Алымово, впервые упоминается уже в писцовой книге Московского уезда 1550-1551 гг. Археологи при этом фиксируют здесь следы поселения еще с XIV-XV вв. В середине XVI века сельцо Алымово принадлежало князю Ивану Лыкову-Оболенскому и было одним их пяти поселений в Васильцове стане, записанных за ним. К 1568 году оно перешло к Чудову монастырю. Писцовая книга Московского уезда 1627 года упоминает село Богородицкое по обеим берегам реки Яузы с церковью Успения Пресвятой Богородицы. Богородское оставалось за Чудовым монастырем до 1764 года, когда было изъято в пользу государства. При Павле I Богородское было отдано графу Николаю Александровичу Зубову. В XIX веке Богородское оставалось в составе Ростокинской волости Московского уезда. К середине XIX века оно было небольшим сельцом, относившимся к ведению Министерства государственных имуществ. В сельце отсутствовала церковь, а местные крестьяне являлись прихожанами церкви Илии Пророка в Черкизове. Однако уже тогда Богородское стало постепенно превращаться в промышленную окраину. Причин на то было несколько - во-первых удобство расположения вдоль реки, необходимой для большинства производств, во-вторых - Таможенный тариф 1822 года, препятствовавший притоку импортных товаров из-за высоких пошлин и способствовавший развитию отечественного производства, в-третьих - высокий спрос на текстиль порождал открытие большого количества заведений и фабрик. [1]
Первые промышленные заведения появились в Богородском еще в конце 1820-х годов. К концу 1890-х годов село уже превратилось в крупную промышленную московскую окраину. В нем действовало более десяти заведений и фабрик, преимущественно занимавшихся окрашиванием различных тканей. Крестьянская реформа 1861 года, упразднившая в России крепостное право, позволила местным крестьянам получить землю в собственность, делить ее и продавать на участки под застройку дачами. По примеру соседних Сокольников, где дачи в Сокольничьей и Оленьей роще рядом с Ширяевым полем отдавались знати в чиншевое пользование в 1850-х-1870-х годах, Богородское также стало активно развиваться в этом направлении, благо спрос оказался высоким, а здоровый сосновый воздух не уступал сокольническому.
Чиншевое право в России — это вечное, потомственное владение землей с правом её отчуждения при наличии обязанности платить определенную плату за пользование землей - чинш.
Да, участки здесь были не столь престижны как в Сокольниках, однако это компенсировалось их большим количеством.
Таким образом, к началу XX века Богородское, кроме своего богатого промышленного наследия, славилось еще и большим количеством дешевых дач, которые привлекали людей разного достатка - от студентов и мелких служащих, до различной интеллигенции. К тому времени в селе было все необходимое для жизни людей разных финансовых возможностей и социального положения - множество лавок, трактиров, булочных, аптек, фотоателье и даже два летних театра, которые конкурировали между собой, чуть позже появилось свое почтовое отделение. С Сокольниками еще с 1886 года открылось удобное конно-железное сообщение. А в 1880 году выстроили деревянную церковь Спаса Преображения по проекту архитектора Н.А. Ипатьева, сохранившуюся до наших дней.
Именно этот период жизни Богородского зафиксировали восемь фототипий фирмы «Щерер, Набгольц и К» 1904 года. На их примере мы попробуем окунуться в мир богородской жизни и почувствовать себя частичкой того времени.
На трех открытых письмах «богородской» серии мы видим центр культурной и духовной жизни Богородского, или Богородска, как его часто называли в то время - площадь с конечной станцией конки и театром духовщинского мещанина Александра Осиповича Медведского.
Сейчас на ее месте располагается трамвайный круг между конструктивистским комплексом на Миллионной улице, 15 и недавно построенным жилым комплексом «Соколиный форт» на месте снесенных Богородских бань.
Основное внимание на первом изображении (Ил. 1) притягивает двухэтажное здание с двумя декоративными башенками и надписью «Богдановъ». Оно расположено за конечной станцией конно-железной дороги, и в нём находился гастроном Александра Николаевича Богданова. Удивительно, но это здание, в народе называемое «Богдашкой», простояло как минимум до конца 1960-х годов. К тому моменту сильно обветшавшее, заключенное в трамвайный круг в гордом одиночестве, в связи с тем, что остальные постройки, примыкавшие к нему, были снесены задолго до этого. Старожилы помнят «Богдашку» по прекрасной булочной.
На одноэтажной пристройке слева можно обнаружить вывеску «Булочная и кондитерская П. Савостьянова». Павел Петрович Савостьянов проживал в доме Дубровина на Сретенке, имел там свой ресторан, а также несколько кондитерских заведений в разных частях Москвы [2]. Наличие его магазина в Богородском лишний раз подтверждает столичный статус места.
Еще чуть левее можно обнаружить вывеску «Сырная, масляная гастрономическая М.С. Засухина». Основной магазин Засухина располагался на Покровской улице в доме Рахманова, рядом со станцией метро «Бауманская» [3].
На второй открытке (Ил. 2) мы видим примерно то же самое место, что и на предыдущей иллюстрации, только направление съемки немного изменилось. Благодаря этому в кадр попали еще пара магазинчиков на площади, а также входная группа летнего театра А.О. Медведского с надписью: «Сад и театр».
Следующая открытка (Ил. 3), запечатлевшая один из фрагментов Богородской площади, дает нам вид на главный вход в летний театр А.О. Медведского крупным планом. Также в кадр попали аптечный киоск и пивная лавка Х. Стрицкого, владевшего в Риге пивоваренным, портерным и солодовенным заводом, основанным в 1854 году [4]. На заднем плане шумит Богородская роща, обозначенная на многих планах Москвы начала XX века. Роща состояла в основном из величественных сосен и ради её хвойного полезного воздуха сюда стремились многие дачники.
К ней мы еще чуть позже вернемся.
Следующие две открытки (Ил . 4 и 5) дают представление как же выглядела внутренняя территория летнего театра Александра Осиповича Медведского.
На первой (Ил. 4) в кадр попала все та же входная группа в летний театр, только с внутренней стороны. Сама территория выглядит ухоженно, изобилует малыми архитектурными формами, многочисленными деревянными постройками, аккуратно встроенными в часть Богородской рощи.
Уже в начале 1890-х годов у А.О. Медведского здесь была кофейня, а в 1893 году он принял решение выстроить на своем участке также здания для кегельбана и биллиарда [5].
В 1901 году по сломке двух жилых дач Медведский принимает решение выстроить здание летнего театра. Кроме здания летнего театра предлагаются к постройке также буфет, открытые террасы, бильярдная, тир, кегельбан, эстрада для музыкантов и сарай для электрической машины. Все постройки были закончены в марте 1902 года. На рассматриваемой фототипии в левой части кадра на ближнем плане видим открытые террасы, а чуть дальше одноэтажный деревянный буфет.
На второй открытке (Ил. 5) с изображением внутренней территории летнего театра Медведского можно увидеть фрагмент самого здания театра, который попал в правую часть кадра. Стоит отметить, что все постройки были выполнены по проекту архитектора Павла Михайловича Самарина (1856-1912). Буквально через несколько месяцев после того, как сделали эти кадры, а именно в ночь с 6 на 7 сентября 1904 года пожаром были уничтожены буфет и здание летнего театра. Однако к сезону 1905 года Медведский успел их выстроить по тому же проекту [6].
На представлениях летнего театра Медведского почти всегда был аншлаг. О популярности театра говорит следующее: зимой 1912 года Думская комиссия по финансам рассматривала вопрос о выдаче ссуды на постройку трамвайной линии от Сокольников до Богородского (конку незадолго перед этим ликвидировали), и одним из главных доводов «за» послужила именно статистика посещения дачного театра «Националь», как он стал называться с 1910 года при новом владельце В.А. Медведском, сыне А.О. Медведского.
С 1913 года в театре появляется еще и синематограф, оборудованный первоклассным по тем временам аппаратом фирмы Патэ. По соседству находилась типография А.И. Серякова, печатавшая афиши и программы спектаклей. Следует добавить, что в Богородском работало четыре ресторана, где звучала «живая музыка» балалаечников и гитаристов и забавляли посетителей «электрические оркестрионы» Ю.Г. Циммермана [7].
Следующая открытка серии (Ил. 6) под названием «Мост на р. Яузе» показывает, как же выглядел деревянный мост через реку Яузу на пути из Богородского в Сокольники. Именно по нему перемещалась конка. К 1912 году, когда было принято решение заменить конку на электрический трамвай, деревянный мост заменили на каменный. Каменный сохранился до наших дней. За мостом мы видим большой кирпичный трехэтажный корпус и фабричную трубу. На корпусе едва различима надпись (здесь нужно вооружиться лупой) - Московское товарищество резиновой мануфактуры. Интересно, что кирпичный корпус, позднее надстроенный до четырех этажей, обстроенный различными пристройками и сохранившийся до наших дней у большинства местных жителей ассоциируется с заводом «Красный богатырь» (ранее известным как Московское товарищество резиновой мануфактуры, Франко-Русское общество «Богатырь»). На самом деле он был выстроен за несколько лет до основания в 1887 году Московского товарищества резиновой мануфактуры и уже на плане 1882 года обозначен как существующий. А построено здание для «Товарищества бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры Джон Гутчесон и К» великобританского подданного Джона Гутчесона [8]. Фабричная труба, видимая на открытке, появилась в 1884 году [9]. А вот башенка для водяного бака, возвышающаяся над каменным фабричным корпусом выстроена буквально за несколько месяцев до снимка и была закончена постройкой в апреле 1904 года. Ее автором выступил архитектор С.К. Родионов [10].
Следующая открытка (Ил. 7) показывает Богородскую рощу во время проведения популярнейших чаепитий. На ней можно увидеть подготовку к этому событию, значимому не только для богородцев, но и для многочисленных дачников, снимавших летом жилье внаем как в самом Богородском, так и в соседних Сокольниках. Москвичи из разных районов Москвы приезжали в Богородскую рощу на гуляния и чаепития, для прогулок по ее сосновым аллеям и лужайкам.
На последней открытке (Ил. 8) серии можно видеть вход в Погонно-лосиный остров, который и сейчас существует в этом месте. Первое упоминание такого названия встречается еще в документах XVII века. Чтобы оказаться здесь в наши дни, необходимо двигаясь из Сокольников по улице Богатырский мост, после ответвления Краснобогатырской улицы углубиться немного в лес по прямой.
Стоит отметить, что вся представленная серия имеет несомненную историко-культурную ценность. Благодаря этим снимкам запечатлены наиболее интересные уголки Богородска начала XX века, которые дают представление как село выглядело на тот период. Уникальность этой серии еще больше повышается в связи с малым количеством дошедших до нас дореволюционных снимков Богородского. Филокартистам, желающим собрать всю серию из восьми фототипий, придется немало потрудиться и потратить не один год на поиски.
Автор выражает огромную благодарность президенту Союза филокартистов России Василию Владимировичу Волкову за предоставленные электронные копии открыток описываемой в публикации серии!
[1] Яузская Москва: очерки по истории местности по обоим берегам «малой» московской реки. А.В. Бугров. Москва, Лингва-Ф, 2011, с. 159-167;
[2] Адресно-справочная книга «Вся Москва» за 1904 год, с.503;
[3] Адресно-справочная книга «Вся Москва» за1904 год, с.155;
[4] https://riga1201.wordpress.com/2015/12/23/история-виллы-и-пивоварни-стрицкого/;
[5] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.54, оп.181,
[6] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.55, оп.155, д.323;
[7] Дачная Мельпомена. В.А. Бессонов. 2000;
[8] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.54, оп.139, д.15;
[9] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.54, оп.141, д.30;
[10] ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф.54, оп.158, д.48.
Спасибо за внимание!
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!
Подписывайтесь также на мой ТГ-канал "Память места_Москва"