#читатель_пишетЖурналист Сергей Алексеев: Эдуард Веркин «Снарк Снарк» Из старенького) С удовольствием прочитав роман о 1500 страницах, даже маститый критик призадумается: как бы его воспеть? Ну кто сейчас такой объем осилит? Дело осложняется тем, что помимо первоисточника – романа Эдуарда Веркина «Снарк Снарк» – придется перечесть или хотя бы освежить в памяти добрую половину мировой литературы, с которой автор, вкусно причмокивая, играет как демиург. Эдуард Веркин – уроженец Воркуты, обитающий ныне в Иваново, попал в поле зрения литературной общественности, опубликовав в 2018 году антиутопию «Остров Сахалин». Любители фантастики не поняли в тексте абсолютно ничего, поэтому искали смыслы текста в чем угодно кроме болота собственного скудоумия. Автор, впрочем, сам виноват, ибо до «Сахалина» славился целой пачкой произведений в жанре «янг эдалт», который не способствует ни полету мысли, ни здоровому пищеварению. Тем не менее даже на этой чахлой ниве Веркин что-то засеял и пожал – например, роман «Облачный полк», популярный в рядах ура-патриотов, отродясь не читавших ни Василя Быкова, ни Виктора Астафьева, ни Константина Воробьева. И вот – «Снарк Снарк» – не «янг эдалт», не о патриотизме, но о России «нулевых» глазами Дэвида Линча (отличный блёрб мог бы получиться, жалко, что мне за это не заплатят). Веркин совершил прямо-таки прорыв и заработал если не на литературную премию, то на благодарность потомков уж точно. Жег глаголом, не щадя себя – 350 000 слов написал. Российская критика о «Снарк Снарк» высказывается осторожно по одной простой причине – роман авторы подавляющего большинства рецензий не читали. Это можно доказать фактически, но скучно. Роман дуалистичен, разбегается по двум дорожкам: страшненькой и веселой. Ингредиенты такие: неразгаданная тайна, щепотка русской хтони, обилие реминисценций, цитат, скрытых и не очень, диалогов, оммаж фантастическому реализму. Все это вкусно и смешно. Когда читатель одолевает первый том, выясняется, что там есть еще и второй. Виктор из «штукаря» превратится во вполне преуспевающего дельца и вернется в Чагинск за неразгаданной тайной. «Снарк Снарк» – это Россия нулевых во всей своей красе, с надеждами на рост благосостояния, возрождение малых городов, экономическое чудо, даже штурм космоса. А на деле? Детей так и не нашли, родители частично сломлены, частично самоубились, комбинат не построили, книгу не написали, музей развалили, библиотека дышит на ладан, врио губернатора разбился на вертолёте, к праотцам отправился и один из штукарей… В общем, городок в агонии… Пройдет еще несколько лет, прямо-таки кричит со страниц автор, и начнется то, что, собственно, мы и имеем. У Веркина получилось создать сумасшедшую галерею образов от незабываемой старухи Снаткиной, которая передвигалась по Чагинску, придерживая за руль велосипед, до олигарха Светлова, эдакого Илона Маска российского розлива, мечтающего высадиться на Энцеладе (это спутник Сатурна, где самый чистый снег в Солнечной системе). Автор утверждает, что в его романе три слоя для понимания. С таким же успехом он мог сказать, что их 327. Или 514. Я понял, кто убил детей и за что. И что случилось с моей страной. «Теперь не уходят из жизни, Теперь из жизни уводят. И если кто-нибудь даже захочет, чтоб было иначе, опустит слабые руки, Не зная, где сердце спрута И есть ли у спрута сердце…»
#читатель_пишетЖурналист Сергей Алексеев: Эдуард Веркин «Снарк Снарк» Из старенького) С удовольствием прочитав роман о 1500 страницах, даже маститый критик призадумается: как бы его воспеть? Ну кто сейчас такой объем осилит? Дело осложняется тем, что помимо первоисточника – романа Эдуарда Веркина «Снарк Снарк» – придется перечесть или хотя бы освежить в памяти добрую половину мировой литературы, с которой автор, вкусно причмокивая, играет как демиург. Эдуард Веркин – уроженец Воркуты, обитающий ныне в Иваново, попал в поле зрения литературной общественности, опубликовав в 2018 году антиутопию «Остров Сахалин». Любители фантастики не поняли в тексте абсолютно ничего, поэтому искали смыслы текста в чем угодно кроме болота собственного скудоумия. Автор, впрочем, сам виноват, ибо до «Сахалина» славился целой пачкой произведений в жанре «янг эдалт», который не способствует ни полету мысли, ни здоровому пищеварению. Тем не менее даже на этой чахлой ниве Веркин что-то засеял и пожал – например, роман «Облачный полк», популярный в рядах ура-патриотов, отродясь не читавших ни Василя Быкова, ни Виктора Астафьева, ни Константина Воробьева. И вот – «Снарк Снарк» – не «янг эдалт», не о патриотизме, но о России «нулевых» глазами Дэвида Линча (отличный блёрб мог бы получиться, жалко, что мне за это не заплатят). Веркин совершил прямо-таки прорыв и заработал если не на литературную премию, то на благодарность потомков уж точно. Жег глаголом, не щадя себя – 350 000 слов написал. Российская критика о «Снарк Снарк» высказывается осторожно по одной простой причине – роман авторы подавляющего большинства рецензий не читали. Это можно доказать фактически, но скучно. Роман дуалистичен, разбегается по двум дорожкам: страшненькой и веселой. Ингредиенты такие: неразгаданная тайна, щепотка русской хтони, обилие реминисценций, цитат, скрытых и не очень, диалогов, оммаж фантастическому реализму. Все это вкусно и смешно. Когда читатель одолевает первый том, выясняется, что там есть еще и второй. Виктор из «штукаря» превратится во вполне преуспевающего дельца и вернется в Чагинск за неразгаданной тайной. «Снарк Снарк» – это Россия нулевых во всей своей красе, с надеждами на рост благосостояния, возрождение малых городов, экономическое чудо, даже штурм космоса. А на деле? Детей так и не нашли, родители частично сломлены, частично самоубились, комбинат не построили, книгу не написали, музей развалили, библиотека дышит на ладан, врио губернатора разбился на вертолёте, к праотцам отправился и один из штукарей… В общем, городок в агонии… Пройдет еще несколько лет, прямо-таки кричит со страниц автор, и начнется то, что, собственно, мы и имеем. У Веркина получилось создать сумасшедшую галерею образов от незабываемой старухи Снаткиной, которая передвигалась по Чагинску, придерживая за руль велосипед, до олигарха Светлова, эдакого Илона Маска российского розлива, мечтающего высадиться на Энцеладе (это спутник Сатурна, где самый чистый снег в Солнечной системе). Автор утверждает, что в его романе три слоя для понимания. С таким же успехом он мог сказать, что их 327. Или 514. Я понял, кто убил детей и за что. И что случилось с моей страной. «Теперь не уходят из жизни, Теперь из жизни уводят. И если кто-нибудь даже захочет, чтоб было иначе, опустит слабые руки, Не зная, где сердце спрута И есть ли у спрута сердце…»