Сегодня речь пойдет о управляемой муфте полного привода , владельцы автомобилей с продольной компоновкой мотора обычно не задумываются о том , что есть отдельный агрегат следящий за распределением потоков мощности между осями автомобиля (за исключением владельцев Мерседес разумеется , о чем я уже писал )) , так как муфта Torsen (группа VW/Audi) с начала своего появления и вплоть до текущего момента славилась исключительной надежностью работы .Увы ,на ДВС с поперечной компоновкой эту муфту ставить почему то не стали (конструкция АКПП и дефицит места не оставляло такой возможности ) , сначала ее роль выполняла обычная вязкостная муфта фирмы Visco , а потом появилась уже полностью управляемая электронным блоком муфта Халдекс ( в Torsen распределение крутящего момента происходит механическим способом автоматически ) . О тонкостях ее работы и ,что гораздо важнее , обслуживания таких муфт 4 ,5 го поколения мы и поведем сегодня беседу . Конечно ,в сети много материалов по данной теме , но вопросов лично ко мне , несмотря на прошедшее время со дня появления такого типа привода ,меньше почему то не становится )) . Сейчас,дополнительно ,я часто слышу мнение ,которое мне что то напоминает )),а именно то , что проблемы с муфтой Халдекс на новых автомобилях решена окончательно , а это мягко говоря не так . Что бы понять ,что в данном случае мы имеем явный пример тому ,что упрощение конструкции далеко не всегда приносит положительный результат , начнем с самой первой модификации ...
1 . Муфта полного привода Халдекс 3-го поколения - первый шаг в сторону электронного управления трансмиссией .
Начнем мы сразу с основ , а именно с того ,что понятие "задний редуктор" и "муфта Халдекс " -принципиально разные , задний редуктор в виде обычного межколесного дифференциала , здесь обслуживается точно так же как и обычные дифференциалы ( замена масла в 90 000 км , обычное масло 75W-90) , хотя и выполнена в общем корпусе ..
рис 1.
рис 2.
Вы может быть удивитесь , но ,до сих пор существует недопонимание по этому вопросу , или иными словами до сих пор не видят разницы между обычным трансмиссионным маслом и маслом специализированным (которая и стоит соответствующе ) для муфты .Если выразится короче , то Халдекс , это отдельная гидравлическая система назначение которой только одно - осуществление межосевой блокировки при определенных условиях движения автомобиля . Именно об этой системе и пойдет сегодня речь .
а)История начала официального обслуживания с первым появлением муфт Халдекс .
Из истории появления такого типа полного привода по собственному опыту работы в ОД в то время ,могу сказать следующее .. Вместе с появлением данной системы полного привода ,практически сразу ,начались отказы ЭБУ по причине перегрева платы в силовых ключах на управление нагнетающего , шестеренчатого электрического насоса . Спустя некоторое время была определена и причина - банальное загрязнение в магистрали всасывания и ,как следствие , повышение нагрузки на электрическую часть подкачивающего насоса . Данный факт не вызывал особого удивления , так как замена фильтрующего элемента в данном агрегате вообще запланирована не была ,а сами фильтры на тот момент имели бумажную основу , и вплоть до 2014 года , как отдельная номерные зап.части ,в оригинальном каталоге (ЕТКА) не присутствовали . В дальнейшем материал фильтра был заменен на нетканый , но сам фильтр в каталоге ... так и не появился вплоть до самого последнего времени (2015 -18г)) .. Если говорить о официальной позиции относительно данного агрегата , то обслуживание его ,разумеется ,предусмотрено было , но ,согласно "Руководства по ремонту", и только в контексте замены масла . А теперь обратите на точку расположения насосного агрегата относительно общего картера Халдекс ..
насос Халдекс
Очевидно ,что именно здесь ,в нижней точке и будет скапливаться грязь в магистрали питания на фильтр (расположен выше) ,
рис 6
..но то что очевидно нам ,видимо совсем не очевидно официально допущенным к ремонту производителем сервисам )) ..Так как в рабочей документации по обслуживанию не было указано , что нужно не только очищать и канал подачи на фильтр ,и сам сеточный фильтр на насосе , но и просто менять сам фильтр , хотя это типичный расходный элемент в любой гидравлической системе . Впрочем о чем это я ?)). Помните же историю о конструкции блока клапанов ( Мехатроник) "сухой" ДСГ и его ... скрытом фильтре ?Похожая ситуация .. Как понимаете , такая , неприятная история ,с выходом из строя блока управления муфтой ,никак не устраивала самих владельцев и,как водится,нашлись любознательные товарищи которые и нашли выход из данного положения ..
б) История борьбы с продлением ресурса работы Халдекс от энтузиастов , так сказать , в частном порядке .
Сразу скажу , считаю ,что начальной точкой движения в проставки правильной организации процесса обслуживания муфты Халдекс было положено в Тигуан -клубе , там проводились активные поиски решения проблемы (Миша71 ,отдельное спасибо за помощь ) .. И оно, как говорится нашлось , но ..несколько под другим брендом ))
7
подпись "Шведы считают , что Халдекс надо обслуживать правильно ))"
Однако, как всегда в таких случаях бывает , любое компромиссное решение как правило не бывает легким , возникают нюансы о которых ,кстати , было мало информации в сети ..Проще говоря весь "корень зла" при замене фильтра кроется в этом элементе ..
8
дело заключается в том , что окисление в этом месте всегда значительное , а сама конструкция ( с тонкой стенкой) не допускала по отношению себе необдуманных действий со стороны механиков в остром желании ускорить процесс можно было привести приключений ..не буду озвучивать куда )).. И вместо того .что бы аккуратно снять проставку ( 1 перегородка не в счет)) и задействовать повторно...
9
..чаще всего у не знакомых с этой операцией механиков получалось так ..
10
Подпись : желание быстрее добраться к фильтру , заставляет ,в конце концов , использовать саморез для экстракции проставки и .. далее начинаются не решаемые проблемы с течью ,ведь наружная крышка давление рабочей жидкости удержать не может .
Хочу отдельно отметить год два назад проблема с проставкой не решалась оптимальным для владельца образом , так как при подобном повреждении ее приходилось либо изготовлять заново (обычно из металла) либо компилировать сложную конструкцию из нескольких готовых (типа "сэндвич "). Может возникнуть вопрос: А как же быть если не хочется уродовать проставку , а механически она никак не извлекается ? Очень просто ,вспомнить в ,что системе давление в районе 4 бар и этого необходимо и достаточно при задействовании самого насоса средствами самодиагностики (да дополнительная операция , но она того стоит) , что бы сдвинуть проставку ,а дальше она извлекается без проблем ))
В настоящее же время проблема замены фильтра Халдекс стала менее острой , так как нужная проставка уже входит в китайский комплект вместе с фильтром , но там ,как понимаете , фильтр уже не Вольво , хотя особых претензий к его качеству у меня лично нет )). С обслуживанием более - менее разобрались , теперь о прогрессе совершенствования ( с натяжкой) конструкции ..
в) Принципы функционирования муфты Халдекс 4 ого поколения ...
Понятно что данная система достаточно древняя , но все же нужно понимать , что между 4 ым и 5 ым поколением Халдекс есть существенная разница , и она заключается не только в отсутствии некоторых конструктивных элементов , но и в самом принципе работы всего узла ..При создании такого типа муфты сначала решили не отходить от принципа механической самоблокирующей муфты ,подобно Торсен , но реализацию такого эффекта переложили на гидравлическую систему ..
Как видите основным нагнетающим узлом для связывания фрикционных пакетов(порядка 100 бар) здесь выступает фигурная шайба самого ведомого вала и плунжерная насосная часть контура высокого давления , а электрический насос в данном типе муфты служит всего лишь для заполнения гидравлического, управляющего контура (рабочее давление такого насоса 3.2 -3.8 бар) ..
А основным регулирующим элементом здесь выступает управляющий клапан ..
12
И ,пожалуй ,окончательной "вишенкой на торте" было то ,что при сгорании силового выхода на насос в плате ЭБУ полного привода и ,как следствие , дальнейшей замене блока управления приходилось учитывать ,что стоимость такого блока была не малой ведь он включал в себя и еще два электронных элемента ..
13
Иными словами вопрос стоял ребром ,если не менять не только масло , но и фильтр ,а также не очищать предварительно каналы и сетку эл.насоса , то это все равно приходилось делать ... потом , правда уже после замены блока управления ... ))
2.Муфта Халдекс 4 ого поколения отказываемся от механического нагнетания и убираем контур высокого давления .
В следующей модификации муфты , решили убрать громоздкую механическую нагнетающую часть , и заменить ее аксиальным насосом высокого давления ,попутно конструктивно отделив саму муфту от заднего редуктора , получилось довольно компактное решение
14
..гидравлическая схема разумеется тоже изменилась , теперь существовал только один контур давления с достаточно простым управлением , его регулирование возлагалось на клапан N373 ..
15
при условии нормального технического обслуживания (т.е. с заменой фильтров и очисткой сеточного фильтра насоса ,а мы помним рабочее давление увеличилось до 30 бар ) , особых проблем с функционированием такой муфты замечено не было .
Использование аккумулятора давления с клапаном ограничения давления ,
является нормальной практикой в гидравлических схемах , но видимо инерционность пружины ограничения давления в аккумуляторе давления снижала скорость реагирования ЭБУ полного привода на изменение режима движения автомобиля , поэтому в 2013 году появилась следующая модификация .
3. Муфта Халдекс 5-ого поколения или когда дальнейшее упрощение конструкции приводит к неожиданному результату ..
Ввод в эксплуатацию предыдущей модификации муфты Халдекс, предполагал полный отказ от принципа саморегулирования крутящего момента механическим путем , производитель посчитал уже тогда ,что электронная регулировка в достаточной мере надежна и более того ,она обеспечивала повышенную гибкость системы при различных режимах эксплуатации .
Однако нас интересует прежде всего вопрос :А как данные изменения отразились на ресурс работы механизма?
Категоричные заявления (ничего не обычного , мир не меняется)) продавцов ОД об отсутствии проблем у данной системы ,так как произошло значительное упрощении конструкции , не вызывали доверия и на то были ,как понимаете ,свои основания в прошлом .. Да ,разумеется,материалов по обсуждению данной модификации достаточно ))(Про детальную работу муфты Халдекс 5 -ого поколения можно почитать здесь https://www.drive2.ru/b/2187784/?ysclid=lmq9fvcmng53481870) .. Если осмотреть новую конструкцию , то возникает вопрос , зачем убрали гидроаккумулятор давления и ..масляный фильтр ?
По гидроаккумулятору можно было предположить что ,особенность конструкции самого насоса ..
21
..в виде замены ограничивающей пружины гидроаккумулятора-центробежным регулятором давления на самом насосе ,которое по замыслу конструкторов должно компенсировать отсутствие гидроаккумулятора в гидравлической схеме (хотя каким образом сглаживаются пульсации все таки не понятно ) , но алгоритм работы фрикционных пакетов (как и гидравлическая схема) остался тот же самый ,что и на предыдущем поколении .. А это значит будет существовать элемент проскальзывания дисков и как следствие сильный нагрев пограничного слоя рабочей жидкости вместе с повышенным давлением на масляную пленку . Есть ли какие предписания по обслуживанию ? Есть ,но обратите внимание , функционирование насоса в такой схеме является постоянным ..
20
Но владельцев автомобилей с установленным агрегатом , не слишком интересуют такие тонкости верно ? А нас , прежде всего, интересует ресурс безотказной работы данного механизма .А с этим ,как выяснилось ,у него обстоят дела .. не очень .. Нет , я не буду выкладывать здесь страшные картинки забитого черного фильтра и сгоревшего насоса которыми Инет изобилует , я выложу ,так сказать, "начальную стадию процесса" ..
халдекс 5
Обратите внимание субстанция схожая по своим параметрам с тем что было обнаружено ранее на предыдущих модификациях Халдекса ..
Дело в том , что в данном случае ,мы имеем не следы износа фрикционных пакетов , они как правило остаются в отличном состоянии ,а явные признаки разложения самой рабочей жидкости с активным выделением силиконоподобной массы , которая разумеется в скором времени забивает сеточный фильтр , и как следствие весьма не дешевый ,поставляемый только в оригинале , электрический насос выходит из строя .. Надо сказать ,что данная проблема возникла практически с самого начала эксплуатации , причем официально ,как и в случае с АКПП например , виновником неприятности был признано качество самой рабочей жидкости , хотя до сих пор при очистке данного сеточного фильтра вид загрязнения по прежнему не изменился ..
6
Самое интересное , что до сих пор при обслуживании данного агрегата официально не предполагается съем и очистка фильтра насоса , только замена рабочей жидкости ,хотя картина загрязнений которую я показывал и на предыдущем поколении и на последнем не изменилась .
Заключение : Данный материал я выложил не с целью просвещения,как уже писал ,материалов по данному агрегату достаточно, а для того ,что-бы владельцы новых автомобилей уяснили для себя , что проблема с загрязнением сеточного фильтра и выхода из строя насоса никуда не делась . Более того , она ,в связи с текущим положением дел с наличием и стоимостью запасных частей , значительно усложнит жизнь владельцу такого авто в случае отсутствия правильного обслуживания муфты которая ,увы ,отнюдь не рассчитана "на весь срок службы" . За сим откланиваюсь и до новых встреч .