Первоначально в герольдии предполагалась рисовать таким образом: гербовый щит и на нем эмблема. Городские гербы Калужского, Тульского наместничеств, трех городов Иркутского наместничества подчинены этому правилу. Но с приходом И.И фон Эндена в герольдию вид герба меняется. Теперь русский городской герб приобретает характерную форму. Он становится двухчастным в котором первую часть занимал герб губернский.
Основная масса российских городских гербов, которые возникли в последней четверти XVIII в., имеет подобную форму. Их очень легко отличить по виду от "старых", ранее сочиненных, у которых в гербовом щите располагается одна эмблема.
Это форма русского городского герба вызвала критику людей занимавшимся геральдической наукой в XIX в., ибо, по их мнению, при подобной композиции главной являлась эмблема наместнического герба, а символ самого города играл подчиненную роль, занимая в гербовом щите второстепенное место[1].
При создании гербов следует отметить, что гербы создавались для разных территорий по-разному. Для городов Великороссии, которые никогда, по сути дела, не имели гербов, они составлялись заново, то есть поточно. Районы же, имевшие особые привилегии, заслуживали и в городском герботворчестве больше внимания: Герольдмейстерская контора тщательно проверяла, имел ли город раньше герб, кем пожалован; если герба ранее не было, то обязательно запрашивались сведения о городе, на основании которых и составлялся новый герб[2]. Например, в отношении городских гербов Прибалтики, русской Финляндии указывалось, что они "гербы имеют старинные, доныне там употребляемые". В гербах новоприсоединенных регионов по предложению герольдмейстера Л. А. Волкова указывалась в верхней части щита иногда помещен государственный - двуглавый орел.
Следует отметить, что особенностью этих гербов является простота, доступность для понимания и абсолютная деидеологизированность. Практически все они понятны и имеют очевидное объяснение в описании; почти все изображают, буквально показывают то, что описано, т. е. представляют собой картинку – чисто символические изображения в них единичны.
Основной сюжет гербов был таков: занятия жителей – 156 гербов природа – 82 герба, гласные гербы – 70, история города и достопримечательности – 39 гербов. В шести гербах использованы гербы других городов (в двух – черниговский, по одному – ярославский, смоленский, владимирский и архангельский)[3].
По этой статистике выходит, что гербов, отражающих природные условия, и гласных в два раза меньше, чем гербов, рассказывающих о занятиях жителей, а гербов, посвященных истории и достопримечательностям, в два раза меньше, чем гласных и «природных». Этот факт объясняется той установкой, которая была дана Герольдии при составлении гербов: обозначать в них «обстоятельства и промыслы» соответствующих городов[4]. Промыслов получилось больше, чем природных «обстоятельств», а природных «обстоятельств» больше, чем исторических.
[1] Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. М., 1985. URL: http://ogeraldike.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st006.shtml (Дата обращения: 25.10.2022)
[2] Там же.
[3] Пчелов Е.В. Городская геральдика дореволюционная России: основные тенденции исторического развития // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018. № 4. С.114-115.
[4] Винклер П.П., фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской
империи, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб., 1900. С. XVII.