Найти тему
BLOOD BOWL

ГИД#0 ВВЕДЕНИЕ

Blood Bowl - пошаговый футбол в сеттинге Warhammer Fantasy. В игре достаточное количество условий и механик, при первом ознакомлении это может запутать и оттолкнуть потенциального игрока.  Данный цикл статей призван, чтобы помочь и начинающему и опытному тренеру, поэтому начну его с вводной информации. Опишу и проясню некоторую терминологию, жаргонизмы и такие вещи, которые являются абсолютной базой для понимания происходящего на поле, и получения удовольствия от процесса. Чтобы в дальнейшем каждый без труда читал и осваивал материал посерьезнее информацию ниже нужно знать.

Ты, вероятно, уже обратил внимание на разнообразие происходящего на поле. Большое количество команд, игроков и навыков. Здесь есть и менеджмент и ролевая составляющая. Все завернуто в весьма жопозжигательные и азартные механики, которые будут постоянно испытывать твои нервы на прочность. Желание бросить играть может возникнуть и после первого матча и после сотого и непосредственно в процессе каждого из них.  Но мы здесь для того, чтоб это чувство возникало как можно реже.

Начнем с основ:

  • Тренер - это Ты!
  • Игрок - это участник твоей команды.
  • Команда - это состав игроков для участия в матче, собранный по правилам Blood Bowl (далее ВВ).
  • Позиция (позиционный) - роль/профессия игрока в команде.

Есть твоя команда и есть команда соперника, задача обеих нести мяч до зачетной зоны соперника и не допустить того с мячом к своей зачетной зоне.  Цель игры: занести больше тачдаунов чем твой оппонент. На решение кто круче выделено два тайма, по восемь ходов для участников. В ход каждый игрок может выполнить одно заранее объявленное действие.

-2

Матчи бывают:

  • Товарищеские - одноразовые встречи, где два тренера оговаривают условия (стоимость ростера, используемые опции) и выясняют, кто единовременно, кто круче. Для товарняков предусмотрены упрощенные правила, а прогресса игроков нет.
  • Турнирные - очень распространенный формат, здесь команды встречаются несколько раз. Играют турниры один-два дня. В формате много разнообразия. Серьезные, фановые и сюжетные, это зависит от организаторов мероприятия. Правила оговариваются заранее, но распространяются на указанную серию матчей. Турниры бывают как с прогрессом так и без.
  • Сезонные - формат, дающий прочувствовать ВВ, как он задуман. Команда начинает игру в первом сезоне и может пройти неограниченное их количество. Сезоны - долгоиграющие события, затрагивают недели, месяцы, иногда годы. Таким образом команда может сыграть в десятках и сотнях матчей, иметь полноценную историю развития клуба, собственных звезд, волнительные минуты славы и трагические моменты. В общем сезонные игры (лига) - это и есть ВВ.

Интересно не просто один раз сыграть за выбранную команду, а проводить серии встреч, разыгрывая кубки и призы. Следить за прогрессом игроков так как они умеют накапливать опыт и тратить его на приобретение навыков, выстраивать настоящую карьеру тренера и команды и воспитывать игроков до статуса суперзвёзд. Впечатления от положительных результатов и удачные решения по ходу матча закрою многие негативные аспекты игры, которые тоже встречаются.
Команды в BB - это та точка интереса, вокруг которой всё крутится. Ты либо уже точно знаешь за какую команду будешь играть, либо только присматриваешься, но стоит помнить, что ВВ стараются перетянуть общую атмосферу фэнтези Warhammer, но это вполне самодостаточная игра со своим видением того, как выглядит безумие, мутация, сила и прочее. То есть если ты в других системах выбрал нурглитов, потому что они вонючие и заражают, то здесь они конечно делают это же, но с поправкой на механики игры, и возможно той “чумы”, к которую ты ожидал увидеть на поле не будет. Но любой командой можно выигрывать, любой придется учиться управлять, любая может разочаровать и очаровать.

Команд здесь много, поделить их можно на следующие типы:

  • Ловкие - играют через скорость(MA), ловкость (AG) и пас (PA), чтобы создавать возможности для результативной игры в нападении и защите.  Ловкачами считаются любые эльфы и скавены с вампирами.
  • Силовые (башерные или просто баш) - играющие через блокирование и силу (ST), чтобы выигрывать матчи за счет истощения соперника, или за счет контроля поля. Баш доминирует в ВВ, яркими представителями являются гномы, орки, хаос.
  • Универсальные - без четкого стиля, могут и сражаться и бегать, в зависимости от ситуации и противника.Сюда можно отнести людей, некромантов, лизардов.
  • Станти (или фан) - линейные игроки этого типа обладают чертой stunty, а остальная часть это сплошь секретное оружие и\или большие парни. Игры за такие команды сложно описать в одном предложении, это достаточно уникальный опыт по меркам BB. Станти  - это гоблины, халфлинги, огры и снотлинги.

На выбор у тебя три десятка команд, есть из чего выбрать и не встречал еще человека, который не смог подобрать себе что-то по вкусу.

-3

Игроки/Позиционные:
Каждая команда состоит из набора уникальных позиционных, есть редкие исключения, когда например огр совершенно одинаковая для людей и имперских стражников, но в основном каждая состав оригинальный. Иногда в позиционных можно углядеть профессию (блицер есть и у людей и у эльфов, при этом это совсем разные по характеристикам и восприятию игроки) иногда они конкретно подписаны (тровер, кетчер), а иногда о предназначении можно только на практике догадаться (варденсер, ведьма). Но независимо от того как кто называется, количество итоговых ролей на все же поддается осмысленному подсчету. Об игроках на поле можно услышать следующее:

  • Биггай - игрок с силой от 5(ST) и выше. Зачастую крупный силовой игрок, который больно бьет и способен угрожать нескольким противникам в одиночку. В большинстве команд присутствует в единственном числе, почти все обладают негативными чертами, например “глупый”, но есть и исключения.
  • Столбик - распространенная разновидность биггая или просто силового игрока (ST >4), которая нацелена на сдерживание на себе игроков противника, столбик должен быть достаточной крепким и владеть в большей мере защитными навыками, чтоб успешно переживать или предотвращать атаки по себе.
  • Блоджер - игрок, у которого присутствуют навыки Block и Dodge, крайне эффективная комбинация.
  • Враклер - игрок с Wrestle и Tackle, очень эффективная конрткомбинация для блоджера.
  • Тровер (подающий, бросающий)- игрок, подготовленный для работы с мячом. Его задача поднять мяч, найти удобную цель для паса и сделать его. Иногда просто донести мяч до зачетки противника тоже достаточно.
  • Кетчер\раннер - игрок, целью которого является принять/поднять и донести мяч до зачетки. Формально это разные позиции, и в командах бывают либо те, либо другие. Но занимаются эти ребята одним и тем же и развиваются одинаково, разрабатывают у них навыки скорости и работы с мячом.
  • Блокер - это прежде всего самый эффективный ваш боец. Блокером может называться игрок и без Block, но это скорее должно подтолкнуть к скорейшему приобретению этого навыка.
  • Тичи, Станти - трейты, отмечающие наиболее слабых представителей ВВ. Имеют повышенную мобильность, могут проскакивать между соперниками не бросая штрафные модификаторы, но и травмируются сильнее прочих.
  • Блицер - звезда любой команды. Должен прорываться вперед, бить и калечить, выталкивать и проталкивать, еще и носит мяч иногда и лучше всех прокачиваться. Дела на поле для него не закончатся никогда. Почти всегда это самые ценные и яркие игроки в команде, если есть.
  • Лонер - трейт, обозначающий “одиночку”, который не может использовать командные перебросы без отдельного проверочного броска, в общем не надежный. Часто такой трейт получают биггаи, и линейные которые выдаются взамен отсутствующих участников (по причине травмы или смерти).
  • Линейка - игрок без конкретной специализации, обладает скромными характеристиками, часто без навыков вообще, но почти всегда самый дешевый и уж точно самый мотивированный. Ведь именно ему хочется стать звездой и не умереть в первом же матче.

После того как ты определишься с командой (в этом может помочь статья, которая появится чуть позже), подойдет время собрать её к игре, т.е. составить ростер.

-4

Здесь можно встретить такие термины:

  • Ростер - список, обозначающий состав команды и количество и качество игроков в ней.
  • ТВ (TV, CTV) - стоимость команды в золотых монетах. Каждая опция в ростере имеет свою цену, добавление опций повышает ее ТВ.  Общая ТВ - это полная стоимость с учетом игроков, пропускающих матч. Текущая ТВ - это стоимость без пропускающих, но с учетом нанятых на матч лонеров.
  • Скилл (навык) - особое правило, на которое способен игрок. В ВВ навыки сильно различаются по полезности, но всегда являются исключительно положительным приобретением, то есть хорошо иметь любой из них чем быть без них. Встречаются как встроенные в позиционных при покупке (блицер почти всегда идет вместе с Block), так и приобретенные в процессе развития игрока.
  • Трейт (признак, особенность) - бывают исключительно встроенными и часто негативными. Например, владея очень сильным биггаем с большим количеством навыков принимайте во внимание, что у игрока есть трейт Really Stupid, а значит, что свои действия он может и не выполнить, просто забыв сделать то, что ему сказал тренер.

Выбрав кем играть, тебе предстоит подготовить ростер для проведения матча. В ростере помимо названия команды и имени тренера необходимо перечислить позиционных и дополнительные опции. Игроков не может быть меньше 11, вместе с опциями команда должна соответствовать выбранному типу и не превышать установленную сумму (например: турнир собирается на 1200 золотых или на 1500). На что обратить внимание при составлении ростера?

  • Перебросы (рерролы, РР, RR) - важный тактический элемент, фактические еще один ее полноправный участник. Перебросы отвечают за то, сколько плохих бросков ты сможет попытаться исправить. Стандартом является 3, но по разным причинам бывает и больше и меньше. В зависимости от типа команды имеют разную стоимость (50,60,70), и так же разную значимость, но как правило 3 достаточно любой.
  • Аптека (аптекарь) - возможность один раз за матч исправить травму или даже смерть на ключевых игроках. Есть еще термин паверап, это когда аптека используется для того, чтобы оставить нокаутированного игрока на поле, обычно такое применяется в турнирах.
  • Фаны (фанаты) - не только показатель качества команды, но и важная экономическая деталь, позволяющая зарабатывать на матчах больше средств, даже несмотря на поражения.
  • Индасы (поощрения) - в сезонных играх часто встречается ситуация, что на поле выходят два неравных соперника, в таком случае отстающий (андердог) получает на разницу между их ТВ золотые и покупает на них дополнительные опции, но разово для только на этот матч.
  • Старплееры - одни из самых интересных приобретений на индасы. Нанять ценного игрока в звездном статусе для участия в конкретном матче, иногда может стать единственным ключом к победе.
  • Минимальное увеличение ТВ - намеренное поддержание вашего состава на низком уровне командной ценности, чтобы вы либо получали больше, либо не раздавали индасов вообще.
-5

Проведение матча:
Когда все готовы, приступаем к непосредственной игре. Многие детали матча будут описываться в постах и статьях этого канала, рассказать как-то коротко обо всём не получится. Команды выходят на поле или чтобы искусно перебить друг друга, или чтобы филигранно обыграть в мяч. На поле можно встретить следующие понятия:

  • Красные кубы (бей на красных, на красных две пятёрки) - ситуация в которой, игрок выполняет блок, но его сила меньше чем у оппонента. Это означает, что атакующий бросает два кубика, а защищающийся выбирает результат, который будет применен атакующим. Очень рискованное, но иногда необходимое действие.
  • Марчить (идти в контакт, пометить) - практика размещения своих игроков в контакт с базами противника, чтобы оказать давление и заставить его бросать кубики при блокировании или для выхода из контакта.
  • Клетка - расположение игроков команды по диагонали от игрока с мячом, наиболее эффективный способ усложнить проведение удара противника в игрока с мячом. Полуклетка - прикрытие игрока только с одной стороны, когда с другой стороны прикрывает край поля.
  • Блиц - возможность пробежаться игроком и выполнять блок, или выполнить блок, а затем пробежаться. За один ход можно выполнить только один блиц, это одно из главных действий в ход.
  • Прыжок в клетку - использование игрока с прыжком или хорошей ловкостью для прямой атаки игрока с мячом в клетке.
  • ГФИ (раш, добежка) - каждый игрок имеет право пройти на две дополнительные клетки больше чем указано в характеристиках движения, но может за это поплатиться падением. В новой редакции правило называется раш, но многие тренеры по старинке называют его Go For It или ГФИ.
  • ЛОС - линия схватки по центру поля, где каждая команда должна выставить минимум трех игроков, где они будут сразиться.
  • Вантёрн - получение тачдауна за один ход. Сделать это можно путем пуша игрока с мячем, или через бросок товарища по команде. Вантернер - соответственно игрок способный забивать такие тачдауны.
  • Экран - расположение двух игроков с промежутком в две клетки между ними, чтобы соперник не мог пройти мимо, не уклоняясь.
  • Сталлинг - намеренное затягивание занесения ТД, чтобы забрать у оппонента ходы на ответные действия в текущем тайме.
  • Пуш (сёрф/проталкивание/выталкивание) - выдавливание игрока с его местоположения, путем его толчка. В более сложных комбинациях может применяться выдавливание путем толкания в одного игрока другого игрока. Применений для пуша на поле очень много.
  • Грязь - успешно выполненная цепочка действий, состоящая из большого количества бросков. Чем больше количество и значение этих бросков тем цепочка считается грязней. Часто “грязной игрой” называется игра эльфов и скавенов, которые несмотря на все попытки оппонента защитить мяч, за счет высокой ловкости игнорируют оборону противника и получают преимущества. Силовые команды на такое редко способны, в связи с чем и появился “уничижительный” окрас у этого термина.
  • Задайсить - своего рода “грязь” от любой башерной команды, задайстить - значит вывести большое количество игроков соперника из матча. В основном касается бросков на пробой брони и травмы. Также носит негативный окрас, так как практически полностью лишает оппонента возможности провести хоть какой-нибудь качественный ответ. Но конечно и ловкие команды иногда могут навалять.
  • Фамбл - чистая единица на броске при выполнении паса/подбора/приема мяча, одна из самых обидных форм потери мяча и как следствие перехода хода.
  • Ассисты - для повышения шансов на удар или фол рядом с целью (игроком противника) желательно находится игрокам союзникам, это называется ассистирование. Ведь каждый союзник добавляет +1 к силе атакующего. Работает и при защите. Поэтому фраза “подведи ассист” буквально означает подвести в это место больше игроков своей команды, чтоб пометить цель удара, или защитится от удара по игроку твоей команды.

Развитие команды:
По завершению матча командам будут выплачены средства на приобретение новых игроков и опций, а в процессе матча игроки будут получать опыт (например за занесение ТД игрок получает 3 очка опыта). Опыт будет суммироваться, и это позволит после или перед следующим матчем получать уровень. Каждый игрок может получить 6 уровней, и стать легендой команды. С каждый уровнем игрок получает возможность изучить новый или улучшить характеристики (если достаточно опыта для покупки было накоплено). Развитие команды это очень глубокая тема и об этом на канале будет написано не меньше чем про всякие тактические и стратегические штуки, это то ради чего многие вообще играют в BB. Ты скоро заметишь, что некоторые навыки превосходят другие по эффективности. Есть знаменитая четверка Block, Dodge, Mighty Blow, Guard. Эти навыки одни из самых мощных и распространенных в ВВ. Есть навыки второго эшелона - Sure hand, Pass, Catch, Sidestep, Stand Firm. Тоже будут встречаться довольно часто.

  • Навыки - это инструменты, которые позволяют решать конкретные проблемы на поле, справляться с угрозами и создавать их. Есть навыки, которые работают по одиночке, есть которые работают лучше в сочетании с другими. Наборы навыков формируют из игроков профессионалов для выполнения разного вида работ.
  • Цель развития - это создать набор инструментов, который позволит комфортно (насколько это возможно в ВВ) добиваться поставленных тренером результатов.

Общее заключение:
BB - это игра по управлению рисками. Самая важная часть знаний, которую необходимо усвоить и сохранить: “Почти каждое действие несет в себе элемент риска, и твои возможности смягчить или устранить этот риск ограничены”. Таким образом, тебе требуется структурировать свои действия каждый ход, чтобы свести к минимуму вероятность его преждевременного завершения. Детали этого процесса разберем в следующей статье

                                                             Всем шестерок на кубах!!!
Всем шестерок на кубах!!!