Найти тему
Товарищ Брутто

Я вернулся...

Здравствуйте, здравствуйте, мои старые друзья! Я вернулся. Не прошло и… Хотя нет, конечно, прошло. Больше прошло. Закончился сложный период в моей жизни. Наступает новый — тоже сложный, но совсем по-другому.

Впрочем, я вернулся не для того, чтобы говорить о себе. Беседовать мы, как и раньше, будем о самых разных уголках нашей нелепой Вселенной и ее ближайших окрестностей. Прежде всего, конечно, о России. Ибо все разнообразные америки интересуют меня постольку-поскольку.

Итак, я более или менее жив и где-то даже здоров. Я не угодил за решетку и уж тем паче не покинул страну. То есть — нет у меня никаких причин не продолжить вести этот скромный камерный канал.

Моим возможным новым друзьям тоже здравствуйте! Хотя предупреждаю честно, большинство из вас скоро покинут этот канал навсегда. Дело в том, что я в отличие от большинства авторов Дзена вовсе не стремлюсь к максимальному росту числа подписчиков. Напротив, стараюсь это число ограничить, а для этого делаю все возможное, чтобы дуракам здесь было неуютно.

Ни в коем случае не хочу никого обидеть своим последним абзацем. Но дураков действительно больше, чем умных, это печальный факт. Тем же, кто останется, поясню, что к дуракам я вовсе не отношу всех, кто думает не так, как я. А лишь тех, кто думать не умеет вовсе либо сознательно от этого занятия отказывается.

Что ж, довольно предисловий! В следующих заметках поговорим о вполне конкретных событиях, произошедших во вполне конкретных местах, но для своеобразного рестарта я выбрал тему достаточно широкую и в некотором смысле абстрактную.

Справедливость… Справедливость — это хорошо, не правда ли? А несправедливость — плохо, тоже не будете спорить? Конечно, не будете, разве что из духа противоречия или с целью покрасоваться своей оригинальностью. Прописные истины, прямо из букваря.

В нашем обществе много несправедливого. Эта истина пусть и не из букваря, но спорить с ней также сложно. Хотели бы вы, чтобы общество стало более справедливым?

Нет, это уже не риторический вопрос, а очень даже серьезный, ответ на который мне весьма интересен. И я не пытаюсь вас подловить, не будем сейчас говорить о средствах достижения цели, не будем и конкретизировать, какое общество будем считать более справедливым. Пусть это будет справедливость в вашем понимании.

Итак, хотели бы? Прошу вас, не отвечайте утвердительно без раздумий. Поразмыслите хорошенько и лишь после этого… все равно ответьте утвердительно. Угадал? Думаю, в большинстве случаев угадал. Ибо как же иначе? Справедливость — хорошо, несправедливость — плохо, мы же только что об этом говорили! И все дети это знают!

Можете приготовить тапочки и другие попавшие под руку предметы, чтобы кидать в автора, но я уверен, что многие из вас лукавят. Кто-то больше, кто-то меньше. Вы вовсе не хотите в глубине души устранять несправедливость в обществе, вы бы предпочли, чтобы несправедливость сохранилась, но… была бы обращена к вам правильной стороной, если так можно выразиться. Так раб мечтает не об отмене рабства, а о том, чтобы поменяться местами со своим господином. Оказаться с другой стороны кнута. Пацак хочет вынуть колокольчик из своего носа и… нет, не выбросить — вставить его в нос чатланина.

А самое грустное, что это — нормально. Не удивляйтесь, пожалуйста, ведь «нормально» вовсе не означает «хорошо» или «правильно». Всего лишь соответствие большинству. В нашем обществе, да и в любом классовом обществе вообще. Такая вот Кин-дза-дза.

Адепты Здорового капитализма с гримасой превосходства на благородном челе скажут (непременно скажут!) что, дескать, чего вы хотите — это в природе человеческой. И в какой-то степени будут правы, но… с одной существенной оговоркой.

В этой самой человеческой природе есть животное начало и собственно человеческое — то, что нас из прочей зоологии в общем и выделяет. Именно это животное начало и отвечает за стремление непременно вскарабкаться на голову ближнему.

— Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать!

— Зачем?

— Удовольствие получать.

(Тьфу ты, стоило один раз вспомнить… Теперь всю заметку можно одними цитатами дописывать. Все, больше не буду!)

Так вот, иногда мы умеем обуздать свои инстинкты, и поступать как человеки. Это совсем не обязательно означает идти против человеческой природы.

Но я немного отвлекся. Норма, большинство… Большинство — это не все. К счастью, не все. Иначе было бы совсем грустно и безнадежно. Люди, которые хотели бы построить справедливое общество, а не просто вскарабкаться повыше в несправедливом, есть. Это хорошо.

Но мало. Это плохо. Я не знаю, скажу честно, сколько их в процентном отношении, но явное меньшинство.

Уважаемые знатоки, внимание — вопрос! Как, черт возьми, пытаться построить справедливое (хотя бы более справедливое, чем есть) общество, если большинство этого на самом деле не хочет?

На размышление... не минута, конечно. Подумайте, пишите в комментариях. А я через пару недель вернусь к этой теме и поделюсь своими мыслями.