Найти тему
Путь Непохожих

Семья ребенка с нарушением зрения

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Рождение ребенка со зрительным нарушением как правило, является неожиданным для семьи, не приносит матери облегчения, которого она ждет к концу беременности. Наоборот, наступает период неопределенности и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребенку, которого ждали.

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это зависит от особенностей самого ребенка, происхождения заболевания и характера поражения зрения.

Как правило, дети с нарушениями зрения отличаются повышенной эмоциональностью, ранимостью, обидчивостью, конфликтностью, напряженностью. Они не способны к пониманию эмоционального состояния окружающих и адекватному самовыражению.

Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, у них отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения.

Слабовидящие дети очень неуверенны в правильности и качестве того, что они делают и часто обращаются к взрослым в надежде получить оценку своей деятельности.

Причины нарушения зрения могут быть как врожденные, так и приобретенные и наследственные. Это могут быть - генетические заболевание, заболевания матери во время беременности, плохое питание, неблагоприятные экологические условия, сбой в работе нервной системы и сложные или преждевременные роды.

У детей с нарушениями зрения страдает крупная и мелкая моторика, восприятие, пространственное представление, общение с другим детьми и пр.

У многих детей, у которых диагностированы нарушения зрения встречаются и другие отклонения (нарушение слуха, задержка умственного развития, ДЦП). Двигательная активность таких детей несколько ограничена, что сказывается на состоянии физического здоровья.

До двух-трех месяцев малыш с глубоким нарушением зрения по поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода становится заметно, что есть проблемы.

Дети отстают от сверстников в освоении навыков подвижности, у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями.

Зрение играет важную роль в понимании и восприятии окружающего мира. В связи с этим, характеристики личностей родителей и их индивидуальные особенности определяют успешность адаптации и социализации такого ребенка.

Получили книжки от благотворительного фонда
Получили книжки от благотворительного фонда

Особенности взаимоотношений родителей и детей с нарушениями зрения

Семья может оказывать как положительное так и негативное влияние на детей с какими-либо нарушениями здоровья. Родители допускают серьезные ошибки в воспитании, которые травмируют психику ребенка, закладывают в них невротизм.

Поэтому, неправильный стиль воспитания и обращения, особенно негативно воздействуют на детей с отклонениями здоровья, а значит, и на их социализацию.

К сожалению, правильно организовать семейное воспитание могут лишь немногие родители. Не зная возможностей развития таких детей, они неправильно представляют цели и задачи воспитания, часто "застревают" на недостатках, возникающих у ребенка, не видят в его развитии общее с нормально видящими детьми.

Формирование адекватной родительской реакции на рождение ребенка с нарушением зрения происходит постепенно и носит стадийный характер. Сначала радость родительства сменяется депрессией.

С ростом и развитием проблемного ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы. Постепенно срабатывают механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы решения проблем.

Именно на этом этапе для родителей крайне важно занять адекватную правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе и своему заболеванию.

Из личного архива
Из личного архива

Неправильное отношение к ребенку с нарушением зрения может выражаться или в чрезмерной опеке, или наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нем. Воспитание в условиях гиперопеки, деспотизма, развитие личности ребенка в условиях эмоционального отчуждения, негативно сказываются на развитии личности незрячего ребенка и приводит к неадекватной самооценке.

- В первом случае, родители из чувства жалости и сострадания, окружают его чрезмерным внимание и оказывают ему помощь там, где он и без них может быть самостоятельным. Они стараются все сделать за него.

Таким образом, снижая требования к ребенку, искусственно отгораживая его от всех трудностей, затормаживают развитие, а также препятствуют своевременному формированию навыков самообслуживания.

- во втором случае, родители и окружающие ребенка люди открыто выражают свое недовольство им, подчеркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему достаточного внимания.

В процессе обучения и реабилитации родители таких детей могут испытывать недоверие к педагогам, им может казаться, что даже самый профессиональный педагог не может до конца понять их проблем и посоветовать то, что им действительно нужно. Родители могут не верить, что ребенка можно обучить и в будущем он может стать успешным человеком.

А уверенность в своих силах, вера в ребенка, любовь и принятие, могут приносить колоссальные успехи. Наши успехи тому пример, о них можно почитать тут

и посмотреть ТУТ

Иногда родители оправдывают свое бездействие тем, что таких детей нужно учить каким-то особым способом, который они не знают. Некоторые же наоборот уверены в своих знаниях, поэтому рекомендации специалистов они воспринимают как заведомо неправильные.

Встречаются и те, кто не понимает возможностей своего ребенка и предъявляют и к нему и к педагогу завышенные требования.

С рождением ребенка с нарушением зрения важно, чтобы в семье к нему относились как к полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность, а нужно нормальное отношение, основанное на реальной любви. Только принятие ребенка с нарушением зрения в семье способствует адекватному восприятию ребенком самого себя, а в дальнейшем способствует лучшей социализации в обществе, возможности большего развития компенсаторных возможностей.

Важно избрать правильную модель воспитания и адекватное отношение к ребенку, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, связанных со зрением, которые нужно учитывать при воспитании. Такая позиция создает успешные условия для развития личности ребенка. Верьте в себя и своего ребенка и у вас все получится.