Создание бизнеса часто становится сложным и тяжелым испытанием для членов семьи. Нередки случаи, когда семейные отношения разрушаются еще до того, как предприятие начинает приносить прибыль, что приводит к его ликвидации. Однако можно избежать этих проблем, если тщательно подойти к организации и настройке компании. Залогом успешного семейного бизнеса является нахождение баланса в семейных отношениях и соблюдение определенных правил, о которых мы расскажем ниже.
Первое и, пожалуй, самое важное правило - четко определить границы и не смешивать семейные вопросы с рабочими. Деловые вопросы должны обсуждаться только в рабочее время и в пределах офиса.
Второе правило заключается в том, чтобы установить регулярные встречи в определенном месте и в определенное время для обсуждения стратегии бизнеса. Члены семьи могут иметь разные мнения, поэтому важно своевременно выявлять любые споры и разногласия в ходе таких встреч.
Важно также четко определить роли и обязанности каждого члена семьи. У каждого должна быть своя сфера деятельности, и он не должен вмешиваться в работу других. Коллективно следует обсуждать только существенные вопросы бизнеса, например, поиск средств или решение о целесообразности заимствования денег под залог автомобиля.
Помните, что ключевое слово в семейном бизнесе - бизнес, а не семья. Приоритет должен быть отдан бизнесу, а все остальное - на втором месте.
Определите преимущества семейного бизнеса. При правильном подходе бизнес с участием членов семьи может быть очень прибыльным. В трудные времена члены семьи обычно могут сообща преодолевать финансовые трудности.
В семейном бизнесе все члены семьи одинаково важны. Многие малые компании не выжили бы без упорного труда и самоотдачи каждого члена семьи. Не забывайте быть справедливыми и беспристрастными и признавать вклад каждого сотрудника.
Для обеспечения прозрачности и предотвращения конфликтов важно документировать все деловые отношения, включая доли, вознаграждения и обязательства, в письменном виде.
Не размывайте границы деловой иерархии. Не отдавайте приказы только потому, что вы директор, и не принимайте решений, не основанных на заслугах.
Бывает полезно прислушиваться к советам тех, кто не связан с вашей семьей. Посторонние люди могут предложить иной взгляд на ситуацию и ценные идеи для компании.
Чтобы избежать проблем, лучше всего перед началом бизнеса составить план долгосрочного развития предприятия. Для создания надежного плана следует обратиться к профессионалам.
При соблюдении вышеперечисленных правил семейный бизнес может превратиться в крупное предприятие с давними традициями, способное работать еще не одно десятилетие.
Кроме того, не обязательно, чтобы все члены семьи принимали активное участие в бизнесе. Иногда бывает выгодно, чтобы один или два члена семьи полностью контролировали бизнес, а остальные просто вносили финансовый вклад.
Еще один фактор, который необходимо учитывать, - это общение. Правильное общение позволяет избежать недопонимания и предотвратить эскалацию конфликтов. Важно открыто и честно рассказывать о состоянии бизнеса, в том числе о возникающих трудностях и проблемах.
Личные отношения не должны быть приоритетнее деловых целей. Несмотря на соблазн отдать предпочтение членам семьи, важно оценивать сотрудников по их заслугам и вкладу в бизнес.
Важно также поставить перед бизнесом реалистичные цели и ожидания. Для достижения рентабельности, особенно на начальных этапах, может потребоваться некоторое время, поэтому важно сохранять терпение и ориентироваться на долгосрочные цели.
Иногда члены семьи могут вступать в конфликт при принятии деловых решений, но при этом важно сохранять профессиональную позицию и не допускать вмешательства личных конфликтов в бизнес.
Важно проводить различие между деловыми и личными финансами. Не следует использовать средства компании на личные расходы, и наоборот.
Семейные предприятия могут быть особенно подвержены конфликтам, возникающим из-за ролевых противоречий и разногласий. Однако поддержание четкой и прозрачной организационной структуры может помочь избежать подобных проблем.
Необходимо разработать четкие протоколы разрешения возникающих в компании конфликтов. Все сотрудники должны знать порядок разрешения возникающих споров и проблем.
Важно повышать квалификацию, чтобы не отставать от прогресса в бизнесе. Инвестируя в обучение и повышение квалификации, семейные компании могут обеспечить себе конкурентоспособность и соответствие современным требованиям в своей области.
Еще один важный аспект успешного ведения семейного бизнеса - обеспечение того, чтобы компания не слишком зависела от одного человека. Один из членов семьи не должен доминировать в принятии решений в компании, поскольку это может привести к ненужным конфликтам и помешать развитию бизнеса.
Наконец, важно наслаждаться процессом и не забывать отмечать свои успехи, какими бы незначительными они ни казались. Процветающий семейный бизнес - это предмет гордости и гордости всех членов семьи.