Вдогонку к предыдущей статье о динамике персонажа хочу добавить бонусом размышления на следующую тему:
Есть еще один прием в изображении и развитии персонажа в рамках книжной серии. Это стилистическое единство действий персонажа на протяжении разных произведений. И этот прием исключительно нарративный. Сейчас объясню!
Стиль тоньше контекста и даже вне того самого мотива, который всему голова. Стиль это по сути «фирмовость» и «декор». И речь тут не про фишички и атрибуты персонажа, относящиеся к разряду моделирования героя. Не про красную шапочку Красной Шапочки. Речь исключительно про повествование, поведение и судьбу героя.
В чем заключается данный прием: действие персонажа в разных событиях приводит к похожим результатам или вызывает похожие эмоции у читателя.
Поверьте, это очень мощный инструмент создания бренда персонажа. Потому что ничто так не въедается в память читателя, как сюжетный ход. Какие бы там шляпы или ножи ни предпочитал персонаж, это еще не всё, чем можно выразить стилистику героя.
В случае такого персонажа, как Катрина Вэллкат из цикла романов "Катрина", речь идет о вольном и невольном причинении вреда другим ключевым героям, что соответствует ее природе. Она опасна, и это неотделимая часть ее образа. Мотивы отличаются, отношение героини к событиям отличается, но стилистическую сумму из разных событий мы имеем примерно такую же: страдают персонажи, которые были с ней рядом, страдают по ее решению и вопреки ее решению в разных книжных дилогиях.
То есть происходят событийные параллели вокруг героя. Пусть нарративный стиль это декор, но он связан с «генетикой» персонажа. Он помогает создавать «фирменный почерк». В идеале такие вещи продумывать заранее, когда вы работаете над циклом романов.
Стилистическое единство действий персонажа лежит уже в сфере не столько динамики самого персонажа, сколько в сфере фабулы истории в целом и связности разных книг.
Проведение событийных параллелей, когда сумма действий персонажа оказывается похожей, а оценка событий персонажем в корне отличается (можно и наоборот), очень хорошо помогает изобразить изменения героя, его рост или падение. А это помогает читателю больше ему сопереживать.
Прием можно использовать не только в разных книгах, но и в разных главах одной книги. В целом его даже можно "оторвать" от персонажа и использовать просто как нарративную модель. Или комбинировать. И даже, хотя это уже будет ближе к ироничному повествованию, стилистическое единство событий можно использовать в одной главе, в начале и конце которой происходит нечто похожее с разным исходом или нечто разное с одинаковым исходом.
В общем, советы советами, а творчество любит свободу и полет!