Уж сколько говорили-переговорили об этом легендарном разбойнике! Да всё мало. Потому, что в легендах о нём перемешано множество персонажей XVI века. Тут и возможный опричник Кудеяр Тишенков, и колдун-кудеяр из костромского рода дворян Волковых, и сын то ли Василия Третьего, то ли Сигизмунда Батория, то ли Али-бека... Пока прочитаешь все вариации - запутаешься. Но я сегодня точно про легенду, а не про живую историю. А интересен мне этот персонаж тем, что его отождествляют ещё и с Саин-Булатом, сыном Бекбулата, который был женат на княгине Анастасии Ивановне Мстиславской ( Черкасской), о которой я писала ранее.
Итак, что нам выдаёт энциклопедия?
Кудеяр (от персидского Xudāyār «возлюбленный Богом») — легендарный разбойник, персонаж русского фольклора с XVI века. Также словом «кудеяр» называли кудесника, волшебника.
Вот с этого и начнём. Что там у поэта Некрасова?
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр — атаман;
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…
Н.А.Нерасов. О двух великих грешниках // Кому на Руси жить хорошо.
Я вообще никогда не воспринимала разбойника Кудеяра как реальное историческое лицо. До начала XX века легенды об атамане Кудеяре рассказывались в России повсеместно, и буквально в каждой губернии находились места непосредственно с ним связанные - чаще всего речь шла о неких заговоренных кладах атамана Кудеяра, поиски которых велись с тем же усердием и рвением, что и поиски кладов Степана Разина. Также с именем Кудеяра связаны многие камни и монастыри, якобы им основанные, название гор в Поволжье, глухих лесов ближе к северу на Вологодчине. Есть даже пещера в Саратовской области.
А в Липецкой области есть огромный валун называемый Кудеяр-камень или Конь-камень - по легенде он является окаменевшим конём легендарного атамана.
Кроме того существует более десятка деревень и сел под названием Кудеяровка и более 100 различных урочищ по всей центральной России (Кудеяров лог у Задонска, Кудеяров городок в Саратовской области, Кудеяров притон в Бобровском районе…)
И везде народная молва связывает эти места с зачарованными кладами, рядом с которыми происходят разные необъяснимые явления:
В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребёнка.
И если местом рождения атамана разбойников уже привычно называют город Белёв, то могилу же Кудеяра легенды помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии, или в Соловецком монастыре.
Вот и попробуй, пойми, где он жил и клады закапывал... Знаменитый разбойник не оставил после себя никаких достоверных свидетельств. В народной памяти остались только легенды, предания, песни и сказы о жизни лихого атамана. Но и надо сказать, что интерес к атаману Кудеяру , как впрочем вообще к русской истории, резко проявился в моём любимом XIX веке - веке гениальных исторических подделок и уникальных исследований. Ещё в 1869 году в своём докладе Первому Археологическому съезду в Москве археолог Капитон Новоструев, ссылаясь на сообщение одного из местных священнослужителей, сообщил:
«В лесных дачах верстах в восьми от Сенгилея есть местность, именуемая «городки». Место это представляет собой что-то наподобие развалин древних жилищ и укреплений, а в народе есть легенда, что жили здесь давно татары и существовал их город. Будто бы на этом месте есть подземные ходы, а в них когда-то видели бочки, висевшие на цепях. Князя этого города звали Кудеяром».
https://ul.aif.ru/legends/kudeyar_tut_ni_pri_chyom
Были найдены реальные клады? На удивление - да. В 1893 году в Саратовском музее появились находки, сделанные на Кудеяровой горе. Скупые строки описи экспонатов гласят: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Вот и все сокровища. Правда, рассказывали о каком-то крестьянине, нашедшем целых 12 вёдер монет (тоже медных), но это всего лишь слухи, которые так и не нашли документального подтверждения.
В предвоенные 1930-е годы исследованиями «кудеяровых тайн» активно занимался заведующий Сенгилеевским районом Пётр Петров. С учащимися старших классов Елаурской средней школы он провёл поход по краю «кудеяровых гор». Тогда было сделано множество находок: керамика, точильные камни, жернова ручных мельниц. Причём в основном все эти предметы относились к булгарскому и золотоордынскому периодам. Выводы он сделал такие:
«Можно предположить, что «дорога» между Сенгилеем и Кротковом-Никольском является остатками укрепленной линии, возведённой булгарами в начале XIII века. Что же касается городков и селищ, то они могли возникнуть и ранее. Жизнь в них, видимо, продолжалась до нашествия Тимура, а возможно, и до падения Казанского ханства».
И всё же, если ссумировать все предания о разбойнике Кудеяре, станет понятно, что человек он был не из низшего сословия. Тогда зачем он занимался ( если занимался) грабежами и убийствами? Вот ответа на этот вопрос так и нет.
Занимался ли он ворожбой? Судя по имени - да. Зачем? Ответа опять мы не имеем.
Не один раз легенды связывали Кудеяра с Крымским ханством. Тоже явно не случайно, поскольку вдоль основной когда-то дороги на Крым сохранилось множество стоянок-"городков", которые местные жители и сегодня связывают с именем Кудеяра. Может истину следует искать в этом направлении?
Сегодня понятно только одно: реально упоминается разбойник по имени Кудеяр только при царе Алексее Михайловиче, когда в Разбойном приказе появится запись о Тульском воеводе, который написал своему начальству в Москву: "давно старые люди о том разбойнике сказывали, лет сорок назад…" Так что настоящий Кудеяр-разбойник существовал-таки в период правления царя Ивана Васильевича.
Существует ещё одно предание, которое меня заинтересовало. По легенде Николо-Стороженский монастырь 1595 г. на берегу Ладожского озера заложен бывшим разбойником Кудеяром как символ его раскаяния. Хотя официальная история этого мужского монастыря-пустыни не подтверждает эту легенду совершенно.
О Кудеяре писали историк Н.И. Костомаров и А. Навроцкий, В. Бахреев и Ю.Александров. Его имя и сегодня притягивает к себе внимание: пишутся новые исторические книги, снимаются даже фильмы о Кудеяре ( в 2008 и 2018 гг), снова издана поэма В.Кюхельбеккера "Кудеяр", в которой описана версия, что Кудеяр был когда-то опричником, и это снова относит нас в XVI век к историческому персонажу - боярину Кудеяру Тишенкову из Белёва...
Кем же был прославленный атаман Кудеяр? Вольным разудалым атаманом, разбойником, родным братом Ивана Грозного, мстившим за исковерканную судьбу, боярином-предателем, ревнителем веры или же это и вовсе собирательный образ особого человека, наделенного силой, властью и магическими силами? Думаю, мы никогда этого не узнаем.