Найти тему

Рождение Одрисского царства. Часть 3.4. Персидское завоевание как фактор развития фракийской государственности

Гипотетический союз одрисов с Ахеменидами объясняет одну проблему, связанную с организацией сатрапии Скудра. Одним из доводов Н. Хаммонда в пользу того, что сатрапия должна была включать в свои границы также внутренние районы страны, служит отсутствие постоянных крупных военно-морских сил в регионе. По мнению исследователя, без флота контролировать приморские территории можно только при условии того, что внутренние территории также контролировались персидской администрацией (КИДМ. Т. IV: 299-301). Н. Хаммонд упускает из виду прямое указание Геродота, что персам были неподконтрольны внутренние горные районы страны, даже непосредственно примыкавшие к побережью (Hdt. V, 16; VII, 111). Заключение союза с одрисами решало проблему безопасности персидских опорных баз во Фракии.

После Марафона в Греко-персидских войнах наступает перерыв в 10 лет, во время которого персы были заняты подавлениями восстаний, укреплением власти нового царя Ксеркса, сменившего Дария, умершего в 486 г. (Дандамаев 1985: 132 и след.). Наконец, к 480 г. персы вновь были готовы к большому походу в Элладу. Во главе огромной армии, насчитывавшей по словам Геродота 1 млн. человек, Ксеркс и его главнокомандующий Мардоний двинулись в Европу.

Поход Ксеркса в Элладу
Поход Ксеркса в Элладу

В первую очередь было приказано подготовить инфраструктуру для наступающего из Азии флота и армии. На больших реках, таких как Стримон, строились мосты, был прорыт канал на Афонском перешейке, вдоль фракийского побережья построена дорога, а в крупных персидских крепостях во Фракии (Левке Акте, Тиродизе у Перинфа, Дориске, Эионе на Стримоне), а также в Македонии созданы продовольственные склады (Hdt. VII, 22-25). Херсонес Фракийский и Азия были соединены понтонным мостом, по которому огромная персидская армия переправилась в Европу (Hdt. VII, 55-115). Это пространное описание позволяет нам наглядно представить, что собой представляла «сатрапия Скудра» после похода Мардония. Описание этого маршрута дает нам наиболее полное представление о границах европейских владений Ксеркса накануне вторжения в Элладу. Кроме того, оно позволяет нам представить себе расселение фракийских племен вдоль эгейского побережья. Для нас важно, что в списке покоренных племен отсутствуют одрисы. В нее входили петы на берегу залива Мелас до устья Гебра, затем киконы на равнине к западу от Гебра, бистоны у Абдер и Бистонского озера, сапеи и дерсеи (видимо занимавшие соответственно земли к востоку и западу от устья Неста), эдоны (Hdt. VII, 110). Далее на запад от Стримона власть персов признавали области Бисальтия, Крестония, Мигдония, полуостров Халкидика и Македонское царство (Hdt. VII, 115, 122-124). Ксеркс вел за собой все подвластные племена и народы, в частности, к персам присоединились кроме фракийцев и жителей прибрежных полисов, жители Халкидики (Hdt. VII, 122) и царь Македонии Александр I (Hdt. VII, 173; VIII, 34). Однако в этом списке мы не встретим названия племен к северу от Пропонтиды и к востоку от Гебра: апсинтиев-корпилов, кенов, финов, нипсеев, скирмиадов, гетов и других. Это указывает на то, что часть этих племен, покоренных Дарием, так и не вернулась под персидскую власть, о чем мы уже говорили выше, а другие (апсинтии) возможно никогда эту власть не признавали.

Неудача Ксеркса в Элладе показала сколь ненадежным было положение персов во Фракии. С весьма неприятными для своего самолюбия моментами столкнулся уже Великий царь, когда возвращался после поражения при Саламине в Азию, оставив в Элладе крупный воинский контингент во главе с Мардонием. На обратном пути войску приходилось добывать пропитание силой. Воины страдали от эпидемий, а в добавок ко всему у Великого царя украли священную колесницу, которую он оставил в пеонском городе Сирисе (Hdt. VIII, 115). По словам пеонов, колесницу и прилагавшихся к ней коней украли фракийцы, живущие у истоков Стримона. В связи с этим сообщением интересно рассмотреть несколько монет фракийских племен орресков, ихнов и тинтенов, на которых изображен воин (вождь?) держащий за узду вздыбленного коня.

Монета из каталога С. Топалова, 2005 г.
Монета из каталога С. Топалова, 2005 г.

Эти монеты отличаются своей иконографией от основной массы монет этих племен. В случае орресков и тинтенов имеется только один тип с этим изображением, у ихнов – две серии монет. На наш взгляд (насколько нам известно, эта мысль еще не озвучивалась в литературе), на монетах может быть изображено именно похищение коней Великого царя персов, несомненно яркое событие, достойное того, чтобы его запечатлеть, особенно в условиях противостояния фракийцев персидскому завоеванию. Таким образом, мы можем уточнить кем были дерзкие «фракийцы, живущие у истоков Стримона», а также уточнить место обитания этих трех племен, известных лишь по монетам. Наша догадка приобретает еще больший вес, ввиду того, что С. Топалов иным образом пришел к выводу, что оррески обитали приблизительно в том же регионе (Топалов 2014: 87).

Надо отметить, что еще во время похода на Элладу во Фракии проявлялись признаки неповиновения. Геродот приводит следующий эпизод, демонстрирующий настроения как минимум части фракийской элиты: царь бисальтов и крестонеев запретил своим сыновьям принимать участие в походе Ксеркса, но они ослушались, за что позднее он ослепил их (Hdt. VIII, 116). Это сообщение интересно по целому ряду причин. Во-первых, мы узнаем, что под властью персов находится некий царь-фракиец, правивший двумя племенными группами – бисальтами и крестонами. Бисальты были весьма развитым фракийским племенем, владели серебряными рудниками и чеканили свою монету. Во-вторых, мы узнаем, что он отказался признавать над собою власть Ксеркса и запретил своим сыновьям участвовать в походе персов на греков. В-третьих, «Царь-фракиец» имел возможность демонстративно наказать сыновей-ослушников, несмотря на присутствие где-то неподалеку персидских войск, персидских наместников, а возможно и самого Великого царя. Поступок сыновей свидетельствует о том, что часть фракийской элиты поддерживала персидское господство. Молодое поколение видело в этом возможность прославиться. О том, что эти настроения были широко распространены во фракийском обществе можно судить по тому, что в последствии, опираясь на местное население, упорное сопротивление грекам оказали персидские крепости Эйон на Стримоне (Hdt. VII, 107) и Дориск (Hdt. VII, 106).

Ситуация во Фракии обострилась повсеместно после разгрома персов при Платеях. Остатки персидского войска, отступающие во главе с Артабазом, по пути к Византию, где они переправились в Азию, несли потери от постоянных нападений фракийцев (Hdt. IX, 89). Особенно любопытно, на фоне поражения персов в Элладе, что с полисами фракийского побережья, судя по сообщению Геродота, у Ксеркса таких проблем не возникло (Hdt. VIII, 117; VIII, 120; IX, 89). Движение против персов после ухода Ксеркса обнаружилось лишь в городах Халкидики – в Олинфе и Потидеи (Hdt. VIII, 126-129). Своеобразную символическую точку персидскому господству во Фракии поставили апсинтии, перебив людей персидского наместника Эобаза, бежавшего из осажденного афинянами Сеста. Самого наместника апсинтии принесли в жертву богу Плистору (Hdt. IX, 119). Этим же и Геродот оканчивает свою «Историю». Хотя во Фракии еще держались довольно долго несколько приморских крепостей, пути этой страны и державы Ахеменидов разошлись навсегда. Владения Великих царей во Фракии вскоре были фактически поделены между тремя усиливающимися державами – Одрисским царством, Македонией и Афинской архэ (Порожанов 2011: 11-12).

(Текст статьи приводится с небольшими изменениями по публикации: Анисимов К.А. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОДРИССКОГО ЦАРСТВА И ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПЛЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ОДРИСОВ // Исторический формат. №4. 2020. С. 98-114).