Оружие... оно сопровождало человечество всю его историю. От самого первого камня, которым какой-то австралопитек отогнал голодного леопарда, до современных танков, самолётов, крылатых ракет. И хотя отношение к этой стороне цивилизации всегда было, мягко говоря, неоднозначным, оружие во все времена обожествляли, про него слагали легенды, наделяли его магической силой и собственной душой.
Из всего огромного набора средств защиты и нападения ни одно не сравнится по своей значимости в мифологии с мечами. Конечно мы помним и о Мёльнире – молоте Тора, и о копьё Одина Гунгнир, имеющих собственные имена, но именно меч больше всего отметился в мифологии. Возможно, это произошло потому, что меч был оружием элиты. Простые воины шли на бой с топором, с копьём, а кто и с дубиной. С мечом в бой шли рыцари, профессиональные воины. Ибо меч был дорог, обращение с мечом требовало длительной подготовки и он был непригоден ни для чего иного, кроме войны.
Мечам давали собственные имена, им приписывали необычные свойства. Экскалибур, меч короля Артура, Дюрандаль – меч Роланда, сподвижника Карла Великого, про которого рассказывает знаменитая "Песнь о Роланде", Грам – меч Сигурда, упоминаемый в Старшей Эдде, Сугари-но онтати – церемониальный меч японских императоров, один из немногих легендарных мечей, которые реально существуют и в наше время, Зульфикар – меч пророка Мухамеда... Множество их описано в сказках и легендах.
Но и в реальности мечи наделяли волшебными свойствами и использовали в ритуалах. На лезвие наносили магические или религиозные надписи, самый известный пример – скрамасакс, найденный в 1857 году в Темзе, на лезвие которого древний мастер нанёс полный ряд англо-саксонских рун. Известна традиция втыкать меч в могилу воина вместо надгробия, что нашло отражение в песне: "И мечи крестами на могилах будущих лет", – поёт в совей композиции "Древним богам" группа АнЖ. На меч молились, воткнув его в землю. Перекрестье гарды воспринималось как аналог св. креста. Некоторые исследователи считают, что такая простая гарда и появилась с приходом христианства, именно как аналогия креста, но скорее всего нет. Защищать ладонь в бою как-то надо, так что идея гарды стара как мир и скорее всего утверждение христианства в Европе просто совпало с естественной эволюцией оружия. Впрочем, скифы молились мечу задолго до христианства.
На Руси ходит легенда про Агриков меч – меч, выкованный младшим, не известным по историческим документам, сыном иудейского царя Ирода – Агриком. Меч этот, согласно легендам, давал своему носителю непобедимость в бою, мог обратить врага в бегство одним своим видом и светился во тьме. По одной из легенд, этот меч был найден рыцарями тамплиерами среди развалин иерусалимского храма и преподнесён ими в дар русскому князю Андрею Боголюбскому, который тоже участвовал в этом крестовом походе... Но Андрей Боголюбский в крестовые походы не ходил... И в то же время есть легенда, что во время одной из битв Андрей Боголюбский, будучи окружён врагами, воздел к небу свой меч и враги его, испугавшись этого меча расступились и бежали. И это был именно Агриков меч.
Владение Агриковым мечом приписывали также Евпатию Коловрату и князю Петру, герою повести о Петре и Февронии. По легенде в Муроме княжили два брата – Пётр и Павел. К жене Павла повадился летать змей и изводил её. Пётр стал молиться и ангел указал ему,что в алтаре церкви спрятан волшебный меч, которым можно поразить змея. Пётр нашёл меч и убил чудовище, но и сам получил тяжелейшие ожоги от брызг его крови, а исцелила его травница Феврония, которая стала его женой... Но в летописи не знают князей с такими именами, что княжили бы в Муроме... Современные исследователи считают, что "Повесть о Петре и Февронии" это христианизированная запись древней языческой легенды.
После Евпатия Коловрата следы Агрикова меча теряются, но те же легенды говорят, что сокрыт он где-то на просторах Русской равнины, между Муромом и Рязанью, на берегах Оки. Во время Великой Отечественной Гитлер приказал Аненербе – мистическому ордену внутри СС, занимавшемуся исследованиями магии и исторического наследия германцев – найти этот меч и генерал фон Бок даже приостанавливал боевые действия, чтобы не мешать этим поискам. Но, судя по результатам войны, не нашли они ничего... Муромские леса свято хранят свои тайны.
В магии меч является мужским, фаллическим символом, он отсекает магические потоки и развеивает эманации. Мечом (шпагой) очерчивают магический круг и чертят магические узоры.
Но меч дорог и не каждому его разрешалось носить, поэтому часто в магической практике меч заменяли ножом, который был (да и есть) у каждого.
Нож является защитным символом, манифестацией мужской энергии, может использоваться также, как и меч, для начертания магических фигур. Он связан со стихией воздуха и кинжал представляет воздух в магических ритуалах. Может быть заменён пером. Не удивительно ли, что в уголовном жаргоне нож так называют: "перо".
И, в то же время, нож сделан из железа посредством огня и несёт в себе отблеск огненной , агрессивной и всёуничтожающей, но в то же время – творческой и созидательной стихии. Поэтому он сам по себе является сильным оберегом. В настоящее время считается, что магической силой обладает любой нож, но самые сильные это те, что выкованы вручную, кузнецом и закалены в настоящем горне. Не нужно никаких дополнительных действий, чтобы нож приобрёл волшебную силу, он сам по себе является магическим артефактом, но его можно усилить. Для этого на него наносят надписи. Очень сильная формула – просто полный рунический ряд, выгравированный на лезвии, как на том скрамасаксе из Темзы. Очень сильная формула – руна Тейваз или полное имя Тюра на рукояти ножа или меча, но подходит это только для боевого оружия. Можно использовать и специальные формулы, не обязательно рунические. Поскольку самым сильным в магическом плане является нож, выкованный кузнецом вручную, полезно иметь дома хотя бы один такой нож, именно в качестве оберега. И, понятное дело, нож, как и меч, должен быть острым. Тупой, бессильный нож много пользы не принесёт.
Как использовать нож? Самое простое – воткнуть его в притолоку или косяк двери, в обсаду окна (в деревянном доме) или непосредственно в раму. Ещё можно отломить кончик ножа и забить его в порог, но этот способ плох тем, что портит сам нож, который после этого теряет свою силу.
Ножи это удивительные вещи! С одной стороны это повседневный бытовой предмет, необходимый элемент повседневного обихода, с другой – сильный магический артефакт. Любой нож это сильный магический артефакт. И обращаться с ножом надо соответственно, с должным уважением, соблюдая положенные правила.
Прежде всего, надо содержать ножи в порядке: чистыми, вовремя точить, не допуская чтобы они тупись.
Ножи не должны валяться просто так. Нож должен быть либо в ножнах, либо у него должно быть место на кухне или в мастерской, где он хранится.
Ножи следует использовать по назначению. Хлебный – чтобы резать хлеб, ритуальный – чтобы проводить магические ритуалы, ножом для мяса следует резать мясо, а ножом для овощей – овощи. И точить карандаши следует специально выделенным для этого ножом.
Резать хлеб полагается только хозяину или хозяйке дома, никто кроме них не должен брать в руки предназначенный для этого нож.
Нельзя оставлять нож на столе без присмотра, а тем более на ночь: нечистый может обернуть этот нож против вас.
Это, конечно, лишь малая часть того, что можно рассказать про мечи и ножи. У нас в клубе проводится семинар о ножах в магии, где рассказывается намного больше.