Найти в Дзене
Monster9000

Причины, и особенности пожаров литиевых батарей в электросамокатах и прочей технике. LiFePo4 нас всех спасёт.

Кроме колонок я ещё увлекаюсь великами. У меня их штук 6 разных типов . Фэт ,шоссейник , круизёр , мтб ,двухподвес.
Они едут по разному и на контрасте прикольно их периодически менять.

Этот интерес логично перетекает и на электространспорт типа самокатов ,электровелосипедов. Да я бы даже на моноколесе научился кататься.
Получаю удовольствие от контроля, рулёжки и ощущения что ты и транспорт как одна команда ,так сказать колёса продолжение рук ,ног и нейронов.

О существовании электровелосипедов я узнал лет 15 назад , с тех пор они только дешевели ,несмотря на курс валют.

Но лишь лет 5 назад ,благодаря очень известному вот этому китайскому видео узнал о одной крайне неприятной особенности данных тс ,точнее литиевых батарей.

И этот момент меня конкретно останавливает.
А знаете ли вы о том что литиевые батареи горят как сатана?
Даже если знаете , то наверняка вы не в курсе как много факторов способных устроить этот взрыв и пожар.

А вот я увидев китайское видео углубился в тему и оптимизма ещё больше убавилось. И хочу поведать об этом.
Хотя не всё так плохо ,но об этом попозже.

Начнём с того что да батареи горят ,но можно успокоить себя тем ,что в смартфонах и гаджетах тоже литиевые аккумуляторы.
И тоже иногда горят у кого то в заднем кармане штанов ,оставляя серьёзные ожоги ,наводя кипишь. Таких видео не мало.
Иногда можно прочитать новости от мчс ,что телефон на зарядке стал причиной пожара в квартире.


Горят и роботы пылесосы и детские гироскутеры и электроинструмент . Но мы понимаем, что гаджетов на планете миллиарды ,а случаев пожаров ну раз в месяц на всю страну.
И есть ли у вас знакомые пострадавшие от этого? Думаю нет.
И это успокаивает. Что меня это не коснётся.

-2


Хотя в случае с пожарами самокатов - картинка на видео слишком адская и врезающаяся в память ,чтобы этого аргумента было достаточно. Ведь самокат хранится как правило не на подземной парковке или улице ,а в квартире ,коридоре ,балконе.

Особенно жутко когда самокаты горят в лифте ,и некуда бежать.
Видимо у батарей срабатывает что то от спуска вниз .


Опытные владельцы электротранспорта успокаивают себя другой фразой : " Большинство пожаров и взрывов вызвано кустарным тюнингом самоката с вмешательством в электросхему или в аккумулятор"

Дескать если аппарат не копаный ,то риски сведены к минимуму.

Вообще я в электрике не очень разбираюсь ,но поискав информацию узнал вот такие интересные факты.
Как горит литиевый аккумулятор

-3

Первый неприятный момент Литиевые батареи штука нестабильная , и при определённых условиях вся накопленная энергия превращается в реактивную струю раскалённых до 500 градусов газов .
Причём чем сильнее запечатана дека самоката ,тем мощнее будет взрыв ,когда газы вырвутся на свободу. Хоть в сейф её помещай ,не поможет. Сейф будет порван ,если у него нет газоотвода на улицу.
Взрыв способный рушить кирпичные межкомнатные перегородки , выкидывать балконные ограждения , за несколько секунд заполнять комнату ядовитыми дымами.


Что то сопоставимое с бочкой бензина . Бомба на колёсах у вас под боком.
И для таких эффектов не нужна батарея от электробуса . Обычная 10-15ah батарейка размером с кирпич будет гореть именно так.

Чем больше в ней на момент аварии - заряда ,тем сильнее бахнет.

А вот в случае с элеткромобилями ,некоторые фирмы не рискуют своими клиентами и ставят тяжёлые ,дорогие но негорючие LTO батарейки

Что бывает ,когда пожар случается на складе батарей для электромобилей можно оценить по недавнему случаю в Ташкенте.
Чаще всего пожары случаются на зарядке ,но батареи к сожалению взрываются в процессе работы и в процессе хранения и просто без особых причин.
Такие вот они страшные опасные. Любые литиевые ,кроме Lifepo4 и LTO - те добрые пушистые.

Взрыв литиевых батарей на таможенном складе в Ташкенте
Взрыв литиевых батарей на таможенном складе в Ташкенте


Второй неприятный момент это то что литиевую батарею невозможно потушить ничем кроме каких то кислотных огнетушителей.
Литию для горения не нужен кислород ,а от поливания его водой он будет гореть ещё лучше.
Лучше просто спасаться бегством и ваше счастье ,если ваш горящий самокат стоит не в коридоре на пути к эвакуации.
Часто сами пожарные не всегда готовы к тушению ,и предпочитают просто дождаться когда эта адская машинка прогорит. Случай с пожаром BMW I8 в Германии о многом говорит.


Третий неприятный момент : литиевые аккумуляторы всегда горят с полной самоотдачей и до тла. Не бывает что он сам потух ,недогорел .
Или что можно при первом хлопке выдернуть его из розетки ,предотвратив катастрофу.
Нет , увидев хлопок и дымок ,у вас есть несколько секунд до большого бабаха.
Надо убегать.
И в 23 году было пара случаев когда люди гибли не от дыма и пожара ,а от того что во время вспышки находились рядом ,пытались отключить батарею от зарядки , выкинуть самокат в ванную и тд.
Гибли от ожогов ,практически на месте.


Четвёртый неприятный момент : Литиевые аккумуляторы не ограничиваются одним взрывом ,горят они как правило долго ,жарко и в несколько заходов .
Думаю минимум минут 5 оно будет полыхать со страшным свистом.

И как бы смешно это не звучало ,единственный безопасный способ это хранить , сварить железный ящик ,с трубой дымоходом на улицу.
А вот хранить электротранспорт на улице или в не отапливаемом гараже - опасно. Не любят они влагу и холод.


Почему горят литиевые аккумуляторы?

Основная причина -
перезаряд. Все аккумуляторы оснащены платой защиты ,которая отключает зарядку ,когда аккумулятор заряжен.
Если эта плата бракованная ,неисправная ,сломалась от старости , стала жертвой кривого ремонта , не подходит по параметрам батареи ,потому что собирали кустари
или просто не сработала ,то привет бабах.

Представляете как мало вас отделяет от катастрофы?

И есть одно правило ,о котором многие не в курсе ,касающееся в том числе и смартфонов.
Не желательно держать телефон на зарядке ,когда он уже на 100%
Я вот раньше думал что можно , но оказывается каждую минуту пока заряженный на 100% телефон или самокат остаётся подключен к зарядке.
Зарядка делает запросы , а плата защиты их отклоняет.
Таким образом шансы что плата защиты не сработает сильно повышаются.

Поэтому как бы глупо это не звучало ,надо ловить момент когда 99% и выдёргивать из розетки. Это сильно снижает риски.

Не знаю ,может быть перезаряд не всегда заканчивается взрывом ,может быть это будет выглядеть как вздутие батареи ,и вывод её из строя без пожара. Тем не менее это самая частая причина пожаров.
Касается и телефонов и самокатов.
Особенно плохо если это случается ночью ,когда все спят.

Россиянин с сыном сгорели в квартире из-за взрыва электросамоката


Слишком низкий заряд и правила хранения . Это вообще жесть. Казалось бы просто не заряжай батарею, если боишься пожара.
Но это как раз путь к пожару.
Батарея должна хранится в идеале заряженная на 60% , то есть зимой в межсезонье вам надо подзаряжать её каждую неделю . Но не до 100% ,а желательно до 60.
Если этого не делать ,заряд за пару месяцев упадёт в ноль .
И это аварийный режим ,типа комы . Выводить из комы должен специалист на спец оборудовании
Если попытаться просто зарядить батарею после такой комы ,то вероятность взрыва весьма высока.
Вот вы знали об этом?

Родные погибших от взрыва электросамоката мамы и дочки боятся, что не попадут на их похороны в Ростове



Короткое замыкание и коррозия контактов из за попадания воды.
Про гидроизоляцию самокатов знают все. Но от хорошего дождя она не защитит.
В дождь лучше не ездить . Хотя прокатные самокаты вроде живут на улице всё лето.
Вода в деке либо закоротит контакты сразу и тут уж надежда на плату защиты .
Либо со временем вызовет коррозию ,отвал контактов ячеек и неправильную работу , неравномерную зарядку. Которая приведёт к порче батареи ,но и может вызвать пожар.
Что касается короткого замыкания ,то это довольно страшно .
Например на этом видео оно стало причиной пожара.


Замыкание даже не внутри батареи ,а просто кз каких нибудь проводков в фаре или где то ещё ,вызванной разными факторами как брак сборки ,кривой тюнинг или от времени.



Зарядка в холод - путь в ад - мало кто знает ,что ни самокаты ни смартфоны нельзя заряжать при температуре ниже нуля.
После такой зарядки при попадании в комнатную температуру батарея раздуется и может взорваться.
Хранить на холоде тем более нельзя ,даже на балконе.

Эксплуатировать при минусовой более менее можно , она быстро разрядится .
Но категорически нельзя заряжать самокат с мороза , надо обязательно дождаться когда батарея прогреется до комнатной .
Иначе будет бабах или испорченная батарея.

Хотя в процессе работы в самокате батарея и контроллер выделяет некоторое тепло ,которое иногда позволяет им ездить и при минусовой.
Вообще езда зимой опасна ещё и конденсатом . Который в обход гидроизоляции будет возникать на батарее ,а это по сути вода .
И к чему это приведёт ,можно только гадать.
Но фанатов езды зимой не мало ,и более менее у них всё благополучно.

Один человек погиб при взрыве электросамоката в жилом доме в Москве 20-04-2022


Нештатное зарядное устройство и совместимость .
Очень важно использовать правильное зарядное ,потому что батареи бывают разные ,зарядки бывают разные.
Нельзя заряжать батарею например на 36 вольт зарядником на 48 и тд.
И если вы не спец лучше не рисковать.
Это серьёзная опасность ,мина замедленного действия ,именно не совместимые зушки .
Так же при сборке батареи и контроллера наверняка есть некоторые моменты совместимости по амперам ,и вольтам ,которые могут стоить жизни не только контроллеру но и вызвать возгорание батареи.
Но это не точно.


Физическое повреждение батареи. Ну тут всё понятно ,если ткнуть её отвёрткой ,то будет привет.
Канал Креосан в былые годы это всё демонстрировал.
Если батарея плохо закреплена в деке ,то тоже может разрушится , и будет плохо.
Ведь батарея это не что то целое как бензобак , это лишь набор спаянных между собой батареек обтянутых термоусадкой. И развалится эта конструкция вполне может если плохо собрана.


Разбаланс ячеек - батарея состоит из десятков банок (ячеек) и в отличии от призматической батареи в смартфонах ,это усложняет зарядку ,контроль и безопасность батарей самокатов ,гироскутеров и роботов пылесосов.
Заряжаются они все не равномерно , это норма. И для их усмирения существует плата балансир ,чтобы каждую ячейку зарядить равномерно, но не дай бог не перезарядить и не взорвать.
Так как ячейки расположены близко и взрыв одной неминуемо вызывает цепную реакцию ,гореть будут все.
Но и недозаряд одной из ячеек или выход её из строя по разным причинам ,ситуация не катастрофическая но многообещающая в плане возможных чп.
Потому что нарушается правильная работа , и балансир может сойти с ума ,начать перезаряжать остальные и тд.
Опять же жизнь и смерть пользователя и его хаты , доверены в руки какой то там платы.

Условия эксплуатации. Те самые платы и прочие потроха в отличии от смартфонов не лежат в кармане в тепле.
А ездят в самокате ,в грязь ,снег , тряску ,коррозию ,что повышает риски выхода их их строя и возникновение чп. Да и всё это просто стареет.
Срок жизни литиевых аккумуляторов лет пять ,даже если на нём вообще не ездить.
Счастье что большинство из них уходят на покой тихо без фейрверков.



Мамкины тюнеры - тюнинг электросамокатов вещь опасная. Безобидное желание прицепить нештатную доп фару , гудок или другую навеску. Толкает тюнера на вмешательство в электросхему что может привести не просто к кз и пожару проводки ,а к детонации батареи.
Отдельный подвид ,это те ,эксперементаторы ,кто знает на что идёт ,но авантюризм и самоуверенность сильнее здравого смысла.
Например самосборная батарея без платы защиты.
Или тюнинг производительности мощности , на грани возможности техники.

Даже у Академика сгорела электро-помойка , электрокартинг в виде мусорного бака.
Причём сгорела на зимнем хранении ,даже не во время зарядки и чуть не спалила весь автосервис.


Он это конструировал для себя , но жутко когда безответственные домашние тюнеры поигравшись продают свой копаный , затюненый самокат . Работающий за пределом возможностей проводки и батареи невиновным людям ,которые не в курсе о опасности.



Кустарные технологии сборки батарей. И криворукие сборщики.
Отсутствие стандартов лицензий и сертификаций.


Батареи чаще всего набираются из нескольких десятков круглых банок похожих на пальчиковые батарейки ,спаянных в единое целое.
Простота сборки в домашних условиях толкает уверенных в себе людей на то чтобы закупить это в Китае и спаять батарею нужных габаритов ,формы и параметров.
Но вот несут ли эти люди ответственность за возможные последствия ? Насколько они аккуратно это всё делают и пропаивают? Ведь там и припаять не просто ,не убив ячейки.

Батарея запросто способна устроить пожар с погибшими ,не редки случаи гибели целых семей . И нет никакого закона упорядочивающего эту сферу ,внедрящего стандарты качества и тд.
Кто угодно может сделать что угодно в такой щекотливой сфере.
Это касается и создания батарей под заказ ,и ремонт тех ,что словили разбаланс.
Да и в Китае на заводе брак тоже бывает .


Что же делать ,как же жить?

Ответ простой : все типы литиевых аккумуляторов горят ,кроме
LiFePo4 LFP (литий железо фосфат) LTO ( Литий титанат)
Лифер в случае аварии не будет бабахать ,он будет немного дымится , греться до 70 градусов и тлеть. Это ли не чудо?
Кроме того Железо фосфат не боится холода до -20 . Это вполне зимний аккум.
в отличии от других литиевых которые при минусе резко разряжаются.
Кроме того железо фосфат может хранится год в шкафу и за это время разрадиться процентов на 10.
В то время как другие литиевые батарейки высадяться в ноль за полгода ,а то и раньше.
кроме того лифер долговечный ,срок его службы лет 10 или больше. И много циклов зарядки.


Так почему же LiFePo4 не ставят повсеместно?
Потому что он на 30% дороже ,на столько же крупнее и тяжелее при равной ёмкости.
Видимо китайцам не выгодно ,да и портится он не так быстро ,можно на одной батарее 10 лет кататься.

LTO по параметрам долговечности ,пожаробезопасности и морозостойкости ещё лучше! Он абсолютно арктический ,может и в -50 работать ,и срок службы у него огромный .
Но LTO крупноват и тяжеловат и дороговат для самокатов и электровеликов. Сравним с свинцовой батареей по весу и размеру при ёмкости в 15ah.
Хотя если ваш велотрайк или квадр не нужно таскать на этаж , то и LTO в него можно впихнуть. Общий вес правда будет далеко за 30кг.

Единственный минус LiFePo4 в том ,что если вам его соберут под заказ ,обтянут термоусадкой ,то вы не сможете проверить что написано на ячейках ,что эти именно лифер ,а не литий ион какой нибудь. Только верить на слово.
Хотя по медленной скорости разрядки батареи при хранении Lifepo4 можно определить.

Грустно то ,что если ты хочешь купить самокат или электровел на лифере ,то тебе нужно обращаться к самодельщикам . Готовых самокатов с таким типом батарей я в продаже не встречал.

По идее литий ионные надо бы запретить ,вместо них Лифер ,это спасло бы многие жизни.

-5

Сколько людей погибает и страдает от пожаров электротранспорта ,знает только мчс.
Да их явно меньше ,чем самокатчиков ,разбившихся в дтп.
Но в дтп они часто виноваты сами , надо по тротуарам ездить и не спеша.

А вот опасность пожара штука мерзкая ,а многие домохозяйки даже и не знают об этом , покупая детям гироскутер или себе робота пылесоса.
А они ведь точно так же хлопают как и самокаты.

Но учитывая ,что даже в тусовке таких экзотических райдеров как моноколёсники ,бывали пожары. А их таких на всю страну несколько тысяч , то начинаешь задумываться о том ,что это явление не такое уж редкое.

Пожаробезопасность электротрансп...

Впервые вижу Lifepo4 в заводском скутере, это не может не радовать.
Правда он не бытовой ,а для курьеров. Большой тяжёлый