Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 17.
Задачи:
Продолжать формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифры «1,2,3,4,5,6».
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2,3,4,5,6);
· устанавливать отношения между группами предметов опосредованно (через число, полученное в результате счета).
Закреплять умение:
· различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция;
· определять и обозначать словами положение объектов на листе бумаги (вверху посередине, внизу посередине, справа, слева).
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: изображения девочек (6 шт.), мячиков (8 шт.), мишек (8шт.) на магнитной основе; цифра «6».
Раздаточный материал: цифры «1», «2», «3», «4», «5», «6»; наглядное пособие (формат А4)
Ход занятия.
1. Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой размещены группой изображения девочек.
– Сегодня нам надо помочь Деду Морозу собрать подарки для девочек. Каждой девочке Дед Мороз хочет подарить мишку и мячик.
- Как вы думаете, что нужно сначала сделать для того, чтобы Дед Мороз взял столько игрушек, чтобы всем девочкам хватило мячиков и мишек и не осталось лишних? (сосчитать девочек).
Кто-то из ребят пересчитывает изображения на доске; воспитатель следить за соблюдением правил счёта.
- Сколько всего девочек? (шесть). Поставь цифру «6», чтобы мы не забыли, сколько девочек.
- Сколько Деду Морозу надо взять мячиков? (шесть).
- Ваня, выставь на доску столько мячиков, сколько девочек.
Ребёнок берёт из предложенного набора изображений (8 шт.) 6 изображений мячиков и выставляет их на доску в произвольном порядке.
Кто-то из детей проверяет правильность, пересчитывает.
- Сколько девочек?
- Сколько мячиков?
- Что можно сказать об их количестве? (мячиков столько, сколько девочек, их поровну).
- Саша, размести девочек и мячики парами, чтобы было видно, что у каждой девочки есть мячик.
Аналогичная работа проводится с набором и пересчитыванием мишек.
- Сколько девочек? Сколько мячиков? Сколько мишек? Как вы думаете, хватит ли всем девочкам подарков? Не останется ли лишних игрушек? Почему? (потому что мячиков столько, сколько девочек и мишек столько, сколько девочек, их поровну).
- Молодцы, помогли и девочкам, и Деду Морозу. Теперь можно и отдохнуть.
2. Физминутка, предложенная воспитателем или детьми.
3. – Ребята, помните, мы обещали Котатику-Математику украсить ёлочку. Вот какая у него получилась ёлочка. Из чего он сделал ёлочные бусы? (из геометрических фигур).
- Сколько ниток бус повесил Котатик-Математик? (пять).
- Назовите геометрические фигуры, из которых составлены первые снизу бусы (трапеции).
А первые сверху? (треугольники) Третьи сверху? (круги) Третьи снизу? (круги) Вторые снизу? (ромбы) Четвёртые снизу? (квадраты).
- Какая игрушка висит на ёлке внизу слева? (звёздочка) Вверху справа? (месяц-луна) Где на ёлке висит солнышко? (вверху слева) Где висит сердечко? (посередине справа) Где висит пятиконечная звезда? (вверху в центре).
- Сосчитайте, сколько геометрических фигур в каждой нитке бус и поставьте под этой фигурой нужную цифру, например: сколько треугольников в нитке бус?…три…значит, под треугольником ставим цифру… «3» (воспитатель показывает на своём образце).
Дети выполняют задание.
- Сколько ромбов в нитке бус? Сколько квадратов? Назовите геометрические фигуры, которых в бусах четыре? …которых в бусах три? Каких фигур больше, чем остальных? Каких фигур меньше остальных? Каких фигур поровну?
В зависимости от темпа и продолжительности занятия можно предложить детям раскрасить ёлочные игрушки, висящие по краям ёлки, или раскрасить понравившуюся нитку бус, или предложить раскрасить ёлку после занятия. При рассматривании раскрашенного рисунка воспитатель проводит работу по закреплению математических представлений
Анализ и самоанализ деятельности детей на занятии.