Найти тему
Инк.

Помощь другу: как сотрудник «‎ВкусВилла» открыл сервис доставки продуктов при поддержке сети

Придумать• 30 сентября 2023

Помощь другу: как сотрудник «ВкусВилла» открыл сервис доставки продуктов при поддержке сети

Помощь другу: как сотрудник «ВкусВилла» открыл сервис доставки продуктов при поддержке сети

-2

Текст: Наталья Калашникова

Фото: Арсений Несходимов для Inc. Russia

Сергей Павлов проработал в маркетинге семь лет: ему нравилось заниматься продвижением продуктов в сфере ресторанного бизнеса. Сменив несколько компаний, в 2018 году будущий предприниматель пришел продакт-менеджером в сеть супермаркетов «ВкусВилл». Там он начал участвовать непосредственно в создании продуктовых стратегий и сильно вовлекся в процесс.

В 2021 году Павлов запустил собственный проект в рамках программы поддержки бизнес-инициатив сотрудников сети. Сергей открыл сервис доставки еды «Сгоряча», который начинался с фудтрака и за первый год работы смог расшириться в 18 городах.

«Сгоряча» в цифрах:

238,8 тыс. — число заказов, которые обработал сервис в 2021 году.

90,9 млн руб. составил годовой оборот за 2021 год.

1,7 млн — статистика по заказам за 2022 год.

853 млн руб. — выручка компании за 2022 год.

1,5 млн заказов были обработаны за первое полугодие 2023 года.

946,3 млн руб. — оборот компании за первые два квартала 2023 года.

Источник: данные сервиса

«Сгоряча» в цифрах

Источник: данные сервиса

238,8 тыс.

— число заказов, которые обработал сервис в 2021 году.

90,9 млн

руб. составил годовой оборот за 2021 год.

1,7 млн

— статистика по заказам за 2022 год.

853 млн

руб. — выручка компании за 2022 год.

1,5 млн

заказов были обработаны за первое полугодие 2023 года.

946,3 млн

руб. — оборот компании за первые два квартала 2023 года.

Любимая индустрия

Сергей Павлов заинтересовался маркетингом еще в студенческие годы. Получив степень бакалавра на факультете международных экономических отношений Плехановской академии, он решил сузить профиль и пошел в магистратуру на бренд-менеджмент. Павлов закончил вуз в 2012 году с дипломом на тему «Выход товаров класса „люкс“ на российский рынок».

На последнем курсе молодой человек начал работать в немецкой компании METRO, управляющей сетью магазинов мелкооптовой торговли. По его словам, сотрудничество с работодателем было приятным с первых дней:

«Мне понравился их подход. Весь процесс прошел очень быстро: я откликнулся на вакансию и лег спать, и наутро мне уже позвонили. Вечером того же дня я приехал на собеседование, а через неделю мне уже предоставили офер. Это было очень быстро и прозрачно, не было непонятного молчания».

-3

«Мне понравился их подход. Весь процесс прошел очень быстро: я откликнулся на вакансию и лег спать, и наутро мне уже позвонили. Вечером того же дня я приехал на собеседование, а через неделю мне уже предоставили офер. Это было очень быстро и прозрачно, не было непонятного молчания».

Сергея взяли на позицию ассистента в отделе по развитию HoReCa. «METRO работает с партнерами и развивает ресторанный бизнес: они являются поставщиками для ресторанов, — рассказал предприниматель. — А мне был очень интересен ресторанный сегмент».

Павлов поднялся по карьерной лестнице до специалиста по развитию, а потом ему поручили заниматься мероприятиями для привлечения клиентов.

«Мы проводили мероприятия в разных регионах: на Урале, в Сибири, Санкт-Петербурге, Ростове, Краснодаре… Все это было для привлечения аудитории: чтобы пообщаться с людьми, понять их боли и потребности. Потом этих людей передавали в отдел по работе с ключевыми клиентами и дальше уже делали им персональные предложения».

Предприниматель проработал в немецком концерне до 2016 года, а затем пошел маркетологом в сеть кафе «Хлеб насущный».

На новом месте Павлов задержался всего на год: как рассказал предприниматель, вскоре в компании произошла реструктуризация и он принял решение уйти.

«Хотелось чего-то нового. METRO — это международная компания, и, к сожалению, некоторые аспекты (такие как новые должности и повышение зарплаты) очень долго согласовываются. Кроме того, я там проработал около пяти лет. А если ты в течение этого срока понимаешь, что хочется чего-то нового, то нужно срочно менять траекторию, потому что, оставаясь на старом месте, можно застопорить свое развитие. Душа требовала экспериментов, и я ушел в другую компанию, оставшись при этом верным ресторанной индустрии».

-4

Безопасный старт

В 2017 году Сергей пришел на позицию продакт-менеджера в сеть супермаркетов «Азбука вкуса», но через год снова решил поискать «новый вызов». Так в 2018 году Павлов попал во «ВкусВилл».

«Ситуация с наймом была похожа на METRO: собеседование произошло чуть ли не на следующий день после того, как я оставил отклик. Мы с коллегами, с которые его проводили, даже не могли понять, что было первично: я откликнулся или они нашли мое резюме. Однако неважно, кто сделал первый шаг, важно, что из этого вышло: я работаю во „ВкусВилле“ по сей день».

Сергею очень понравилось на новом месте: «Я пришел на ту же самую позицию, но в „Азбуке вкуса“, будучи продакт-менеджером, я занимался только продвижением ассортимента для покупателей, а здесь начал создавать целевой продукт вместе с технологом, экспериментировать, анализировать», — поделился он.

Проработав в отделе маркетинга два года, Сергей начал свой первый проект в рамках внутренней программы поддержки предпринимательских инициатив, которая существует во «ВкусВилле» с 2018 года. «Мы с командой планировали открыть сеть магазинов, где основную часть ассортимента занимала бы заморозка», — рассказал предприниматель.

Работники сети могут получить 200 тыс. руб. на проверку своей идеи. Перед стартаперами стоит только одно условие — оценивать потенциал проекта по методике Lean Startup. Необходимо проверить две гипотезы: ценности (нужен ли продукт аудитории) и роста (какому количеству людей этот продукт интересен).

По словам управляющего изменениями компании Николая Поповича, главная цель инициативы заключается в том, чтобы начинающие предприниматели могли пробовать осуществить свой замысел без рисков. Они ничего не потеряют и не останутся должны, если бизнес «не взлетит».

-5

Николай Попович,

управляющий изменениям в сети «ВкусВилл»

«Мы понимали, что некоторые сотрудники думают о том, чтобы попробовать сделать свой собственный бизнес, но боятся оставлять место работы со стабильным заработком и уходить в неизвестность. Тогда мы решили, что правильно поощрять их инициативы, и поставили себе цель дать любому работнику возможность стать предпринимателем, начали эту историю развивать».

Если зарождающийся проект успешно проходит тесты, «ВкусВилл» продолжает вкладываться в него на всех последующих этапах. Когда бизнес начинает приносить прибыль, автору идеи полагается 20%, а компания забирает остальные 80%.

-6

Из фудтрака на кухню

Идею с заморозкой пришлось оставить из-за пандемии коронавируса, которая добралась до Москвы в марте 2020 года: «Все офлайновые проекты перевели в онлайн, — вспоминает Павлов. — Я начал проект в сфере доставки — так называемые „дарк китчены“».

Вынужденное изменение стиля жизни, которое повлекла за собой эпидемия, повлияло на потребительские потребности людей.

«Конъюнктура рынка поменялась, покупатель просил доставку. Я понимал, что нужно делать новую, более эффективную модель. Параллельно был запрос именно на горячую еду, а не на кулинарию с полки. Так родился сервис „Сгоряча“».

-7

«Конъюнктура рынка поменялась, покупатель просил доставку. Я понимал, что нужно делать новую, более эффективную модель. Параллельно был запрос именно на горячую еду, а не на кулинарию с полки. Так родился сервис „Сгоряча“».

Для проверки гипотезы решено было арендовать фудтрак за 150 тыс. руб.: строить кухню для проекта, судьба которого пока что была покрыта тайной, казалось слишком рискованным решением. На старте в ассортименте было 20 позиций: в основном — бургеры. Сервис охватывал небольшую площадь в районе станции метро Киевская.

«Так как у нас с командой был богатый опыт работы именно с продуктами, мы хорошо понимали, как сформировать ассортимент: это не составило особого труда. Мы, скорее, не понимали операционных процессов — с курьерами например. Вот это был для нас „черный ящик“. Не было четкого понимания, как правильно управлять подобным бизнесом, но за счет общения внутри команды, шаг за шагом, мы смогли показать в этом фудтраке определенный товарооборот».

В марте «Сгоряча» открыл первую темную кухню, а к началу лета еще две. Активное развитие, по словам Павлова, началось в августе. «Пошло масштабирование: мы стали открываться в других городах: в Волгограде, Питере, Казани, и т. д.», — вспоминает он.

В первом полугодии 2021 года сервис обработал 15 тыс.заказов, а во втором — их число выросло почти в 15 раз, достигнув 223,8 тыс. За год компания открыла 33 кухни, а ее зона присутствия расширилась до 18 городов, оборот составил 90,9 млн. руб. Как рассказал Павлов, на тот момент бизнес пока не начал приносить прибыль, но было ясно, что вложения «ВкусВилла» окупаются.

-8

Верная стратегия

Воодушевленный быстрым ростом, «Сгоряча» уверенно вошел в 2022 год. Кризис, который принесла за собой февральская «военная спецоперация», по словам Павлова, на бизнес почти не повлиял.

«Вначале, мне кажется, была некоторая неопределенность. В феврале — марте все ощутили стресс, но в целом именно на бизнес это никак не повлияло. Мы держали руку на пульсе, понимая, что в кризисное время надо еще больше внимания уделить цифрам и аналитике. Мне не было страшно за проект: в крайнем случае, мы бы как-нибудь переформатировались».

Как рассказал предприниматель, небольшие проблемы были в сентябре, когда в России началась мобилизация населения.

«Наверное, все тогда ощутили определенный отток кадров, но у нас получилось быстро найти ушедшим сотрудникам замену. Максимум наших неприятностей заключался в том, что пришлось закрыть две кухни — и то всего на несколько дней».

-9

«Наверное, все тогда ощутили определенный отток кадров, но у нас получилось быстро найти ушедшим сотрудникам замену. Максимум наших неприятностей заключался в том, что пришлось закрыть две кухни — и то всего на несколько дней».

За I квартал 2022 года «Сгоряча» доставил 708,7 тыс. заказов, а за второе полугодие — 984,9 тыс. Выручка компании выросла до 853 млн. руб. (на конец года у сервиса были 66 точек в 22 городах).

Сегодня сервис продолжает расти и совершенствоваться. По словам Павлова, в прошлом году его команда доработала систему выдачи заказов и оптимизировала учет остатков продукции.

«Без подобной аналитики невозможно планировать, чего и сколько нужно на кухне. Теперь в любой момент можно посмотреть остатки на каждой кухне. Мы также внедрили систему, определяющую приоритет выполнения заказов, чтобы поварам было легче работать. Они в реальном времени видят свою скорость, могут правильно дать нам обратную связь: что нужно сделать, чтобы выдавать заказы более качественно (например, на каких-то кухнях, может быть, сузить ассортимент)».

За первое полугодие 2023 года, «Сгоряча» обработал 1,5 млн.заказов. Выручка за этот период составила 946,3 млн. руб. Сейчас у компании 88 кухонь в 22 городах России. В своей бизнес-стратегии сервис продолжает делать упор на аналитику потребительского поведения.

«Мы постоянно анализируем, что востребовано на рынке, и внимательно смотрим на обратную связь. Это основная стратегия, благодаря которой мы адаптируемся под новые условия».