Количество индикаторов вырастет на 260% - с 5 до 13 до один год! Значит поводов для внеплановых проверок будет в 2,6 раз больше!
Правительство продлило[1] действие моратория на проведение плановых проверок до 2030 г. Однако мораторий не отменяет постоянного надзора и внеплановых проверок, хоть и очень ограничивает поводы для их инициации.
Индикатор риска нарушения обязательных требований — соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой вероятностью свидетельствуют о том, что есть такие нарушения и риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Ростехнадзором федерального государственного надзора в области промышленной безопасности утверждён приказом Ростехнадзора от 23 ноября 2021 г. № 397 (далее – Перечень). Первоначально в Перечень было включено пять индикаторов. Они применялись с 10 января 2022 года.
«Многовато инцидентов». Ростехнадзор может принять решение об инициировании внеплановой проверки при поступлении информации о трех и более инцидентах, произошедших на ОПО в течение одного календарного года.
«Есть аварийный потенциал…» Индикатор применяют к тем эксплуатирующим организациям, на ОПО которых произошла авария, одной из причин которой стало нарушение требований промышленной безопасности. При этом такие организации эксплуатируют аналогичные ОПО III, IV классов опасности (под «аналогичными» в данной статье понимаются объекты, отнесённые к категории ОПО по одному и тому же признаку).
«Затянули с лицензированием». Самый «опасный» индикатор, который «мигает» почти всем новоиспечённым владельцам ОПО I, II и III классов опасности. Поводом для проведения внеплановой проверки является отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение 4 месяцев с даты регистрации в государственном реестре ОПО.
«Недоконсервировали ОПО».Если сведения о консервированном или ликвидированном ОПО III или IV класса опасности содержатся в реестре Ростехнадзора, эксплуатирующей организации грозит проверка. При этом мониторинг таких объектов будет осуществляться при помощи реестра ЭПБ Ростехнадзора, куда вносятся заключения ЭПБ в отношении документации на консервацию или ликвидацию ОПО.
«Пропали без вести». Ростехнадзор может внепланово проверить, если обнаружил, что сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем ОПО III, IV класса опасности, исключены из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Затем в Перечень добавили[2] ещё три индикатора касающихся проведения экспертизы промышленной безопасности для организаций, эксплуатирующих ОПО III-го или IV-го класса. Они применяются с 20 июня 2023 года.
«Спрятали ТУ от ЭПБ». Прошёл год после окончания срока эксплуатации технического устройства, а экспертиза промышленной безопасности не проведена, устройство не выведено из эксплуатации.
«Спрятали ЗиС от ЭПБ». Прошёл год после внесения в реестр отрицательного заключения на здание или сооружение на ОПО, нового заключения нет, здание не выведено из эксплуатации.
«Липовая ЭПБ». Одно из заключений экспертизы признано заведомо ложным. При этом есть другие заключения, выполненные тем же экспертом в течение предыдущих двух лет.
[1] Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»
[2] Приказ Ростехнадзора от 30 марта.2023 г. № 134
28 сентября 2023 года на появился проект[1] приказа Ростехнадзора, которым предполагается ещё раз дополнить Перечень пятью индикаторами. Новый пакет индикаторов, как и предыдущий, касается только тех, кто эксплуатирует ОПО III или IV класса опасности.
[1] https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=142197
«Ростехнадзор устал предостерегать владельца ОПО». Поступление трех и более раз в течение календарного года сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований на опасном производственном объекте III или IV класса опасности при отсутствии подтверждённых данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при условии, что ранее по фактам поступления таких сведений объявлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и при отсутствии возражений или сведений о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в течение месяца с момента выдачи третьего или последующего предостережения).
«Выдали аварию за инцидент». Получение информации о событии, квалифицированном юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), эксплуатирующим опасный производственный объект III или IV класса опасности, как инцидент на опасном производственном объекте при наличии сведений, позволяющих отнести такое событие к аварии в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
«Слишком часто отступают от правил промбезопасности». Поступление трех и более в течение календарного года заявлений на регистрацию заключений экспертизы промышленной безопасности, проведённых в отношении обоснований безопасности и (или) изменений в обоснования безопасности опасных производственных объектов III и IV класса опасности, эксплуатируемых одним юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) при условии наличия требований промышленной безопасности к данным опасным производственным объектам и при отсутствии изменений, внесённых в такие требования.
«Затянули с техперевооружением». Отсутствие в течение года с даты внесения заключения экспертизы промышленной безопасности, проведённой в отношении документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта III или IV класса опасности, заявления о внесении изменений в сведения об указанном объекте, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, с учётам решений, предусмотренных документацией по техническому перевооружению опасного производственного объекта.
«Обанкротился владелец ОПО». Принятие судом заявления о признании банкротом юридического лица (индивидуального предпринимателя), эксплуатирующего опасные производственные объекты III или IV класса опасности».
Таким образом, Ростехнадзор второй раз за 2023 год на 60% увеличит количество оснований для инициации внеплановых проверок на ОПО III или IV класса опасности.
Как только документ опубликуют, мы сразу дадим вам знать об этом!