Найти тему
Мороженые сказки

О несуществующих святых или все о великомученицах Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, славянской обрядовости, фольклора и просто заглянувших на огонек!

Горячо поздравляю с именинами в честь святых христианских мучениц Веры, Надежды, Любви и матери из Софии всех причастных (и себя тоже). Данный праздник исконно считается днем семейного благополучия и крепких родственных уз. 30 сентября принято молиться о счастье и здоровье своих детей, близких и родственников.

Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Фото из свободных источников
Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Фото из свободных источников

По этому поводу хотела бы поднять житие этих основополагающих христианских святых и рассказать всю правду о них. 

Для общей информации сообщу, что я была крещена при довольно загадочных и авральных обстоятельствах в 90х и как многие дети конца прошлого века отношусь скорее к сомневающимся, чем верующим. Но все же, попробуем вместе докопаться до истины.

Для начала краткая версия жития святых. София (богатая вдова из Милана) с малолетними дочерями Верой, Надеждой и Любовью (соответственно 12, 10 и 9 лет) зачем то прибывает в Рим, где кровожадный император решил испытать стойкость их веры, подвергнул моральным и физическим истязаемым, и в итоге по очереди казнил девочек. Затем из тела отдали матери, которая после пышных похорон, умерла тут же на могиле своих детей. С 777 года по сообщению ранних христианских источников мощи (то есть останки) женщины (Софии Римской) и дочерей покоятся в церкви Эшо во Франции.

Мне всегда казалось жутко неправдоподобно, что детей почему то убивают, а их мать не трогают. Учитывая, что на дворе стоит уже наше время (137 год), а римская империя всегда отличалась развитым правовым институтом и к этому времени официально даже публичные гладиаторские игры (которые как мы выяснили первоначально были жертвоприношениями богам) были запрещены. Неужели такое развитое государство с сильным институтом власти могло пойти против закона и лишь по желанию императора уничтожить ни в чем не повинных детей? 

Император Андриан, по преданию насмерть замучивший 3 маленьких ни в чем не повинных девочек. Античный бюст
Император Андриан, по преданию насмерть замучивший 3 маленьких ни в чем не повинных девочек. Античный бюст

Разбирая историю создания жития, Бросается в глаза довольно разные версии происхождение сказания (7й век о святой троице, 12й век в житие включена София - а конкретно с 1143 года) о святых мученицах. Первоначальные и ранние редакции житий и страданий за веру раннехристианских мучениц имени Софии, их матери не упоминают (от 5-7 века). Это первое. 

Вторая нестыковка житийного предания, его миф, это излишняя кровожадность императора Адриана. Каким бы кровожадным ни был римский правитель, но обезглавить троих детей, тем более девочек, он все же не мог. Это факт, сам по себе невероятный для римской цивилизации и римского права, о чем я говорила ранее. Софию мать, могли бы, предав суду обезглавить, как взрослую женщину, христианку, несущую ответственность за воспитание своих детей. Но, детей – нет! Однако в житии все наоборот. 

Третья нестыковка это персона самой Святой Софии. Некая великомученица проживала в конце III века нашей эры во время правления императора Диоклетиана. Тогда как события, повествующие о святой троице девочек происходят в 137 году, на полтора века раньше. Образ Софии Римской — трактуется так же как молодой девушки, пострадавшей за веру в римской империи, жившей на два века позже событий, описаны в житиях о святой Вере, Надежде, Любви.

Ряд исследователей считают, что реальных прототипов Веры, Надежды, Любви и вовсе не существовало, а житии возникли для олицетворения сухой христианской аскезы, попавшей на благодатную землю древних римлян и эллинов, чьи боги привыкли грозно или милостиво взирать на смертных с фресок и с высоты мраморных изваяний храмов. 

Кроме изображения вчетвером Софию Римскую рисуют на иконах и отдельно. Не это ли повод задуматься? Фото из свободных источников
Кроме изображения вчетвером Софию Римскую рисуют на иконах и отдельно. Не это ли повод задуматься? Фото из свободных источников

Короче, нестыковок в истории со святыми множество и есть все основания полагать, учитывая моду у ранних христиан - III - IV века века принимать при крещении мистические имена, указывающие на христианские добродетели, о вымышленных персонажах. Вполне возможно, что Вера, Надежда, Любовь и София - это персонификация добродетелей к так же как собирательный образ тех, кто пострадал в исторические времена на шаре нашей эры от реальных гонений.

А что вы об этом думаете?

На этом у меня, пожалуй, все, раскланиваюсь и убегаю! Всем добра и тепла!

Всегда ваша Морозова💙

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям

Отмороженные истории

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja