Польский кинорежиссер, актер и сценарист Ежи Сколимовский, лауреат многих премий, написавший сценарий к оскароносному фильму Романа Полански «Нож в Воде» снял фильм об осле, который был номинирован на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и отмечен призом жюри на Каннском кинофестивале.
Судьба у пушистого ослика Иа с большими грустными глазами непростая. Будучи разлученным с любимой хозяйкой циркачкой Кассандрой, Иа отправляют скитаться по фермам и конюшням, где он впадает в депрессию, обреченно катает детей с особенностями развития, а вечерами тоскует по своей хозяйке. Взяв всю ослиную волю в кулак, он отправляется на поиски Кассандры, по пути сталкиваясь с человеческой глупостью, жестокостью и опасностью, которая поджидает его буквально на каждом углу.
Правда, сбиваясь с пути ни один раз, режиссер с трудом доводит осла до финального акта. Навязанная зрителю мотивация Иа, направившегося на поиски хозяйки является избитым приемом для фильмов о животных. Не наделив осла человеческими качествами, речью и желанием петь и танцевать, несчастное животное выглядит так как будто его поставили перед камерой для красивого кадра без какой-либо видимой причины.
В фильме не всегда присутствует заметная логика, и из-за этого части «Иа» могут показаться не как связанное повествование, а как демонстрация креативных кинематографических приемов, включая кадры с дронов, парящих над сельской местностью, психоделические цветные вставки, временами поистине акробатические трюки, выполненные хаотично перемещающейся камерой. «Иа» словно коллаборация разных кинооператоров, которые не смогли договориться о едином стиле, в котором снимать фильм. Вероятно, многие зрители попробуют найти в этом бардаке глубокий смысл, и они его, несомненно, найдут, но кажется режиссер сам потерялся в своей задумке, тем самым ненароком сотворив артхаусное кино, которому так рукоплескают на Западе. Начав трогательное повествование глазами брошенного ослика, ко второй трети фильма, вдоволь наигравшись с животным режиссер отводит ослу роль пассивного наблюдателя событий, в которые он его нарочно впутывает для придания истории драматического эффекта.
Последний акт фильма вовсе вводит в смятение. Режиссер, напрочь забывая об осле дарит все внимание французской актрисе Изабель Юппер, которая живет в роскошном особняке и отчитывает молодого священника, приютившего животное. Эти сцены идут в разрез с остальным фильмом. «Иа» снят в стилистике псевдо-документального кино с непрофессиональными актерами, а сцены с Юппер излишне постановочны, живописны, а актерская игра завораживает. Хотелось бы чтобы эти короткие сцены не кончались, и режиссер развил идею в полноценный фильм, но увы как по щелчку пальцев зрителя выдергивают из итальянской повести о блудном сыне и никому не нужный Иа вновь отправляется в путь.
В финале фильма зрителя уверяют, что фильм был создан из любви к животным и ни одно животное при съёмках не пострадало, но хотелось бы поспорить. Ежи Сколимовский начинает повествование с того, что власти закрывают цирк из-за издевательств над животными и впоследствии зрителю дают понять, что, где бы ослик не оказался, люди находят способ его эксплуатировать, какими бы хорошими не были их побуждения. В роли Иа было задействовано 6 разных ослов с весьма занимательными именами – Ола, Тако, Мариэтта, Этторе, Рокко и Мэла, но несмотря на то, что создатели фильма решили не издеваться над одним единственным ослом и не возить его по разным странам, лесам, полям и лугам для съёмок хочется отметить, что съёмки фильма тоже являются эксплуатацией животного, поэтому Сколимовский закончил фильм на том с чего собственно и начал – животное, в человеческих руках обречено на страдания, потому что с какой бы любовью к нему не относились оно не принадлежит себе и вынуждено подчиняться и всецело зависеть от человека.