Вот уж не этого я ожидала при начале просмотра высокобюджетного шпионского сериала от братьев Руссо. У меня смешанные чувства.
Я очень люблю шпионские фильмы как жанр. И как и любой жанр его можно переизобретать раз за разом, мешая с различными жанрами, добавляя в историю острую тематику, меняя тональность. Например, сага о приключениях Джеймса Бонда за десятилетия претерпела значительные изменения: какой-то фильм почти что фарс, какой-то чуть ли не серьезная драма (разумеется, не без дани уважения непременным клише жанра).
По моей собственной классификации можно условно разделить шпионские фильмы на три части. Первая часть - "классическая". В ней безумно красивые, одетые с иголочки агенты курсируют между самыми элитными заведениями мира и лучшими домами Европы, изящно спасая мир от злодеев всех мастей. Мы почти не видим переломанных костей, грязи и страха смерти героев. Яркий представитель - большая часть фильмов о Бонде. Такие истории о небожителях, неуязвимых людях. Некоторую уязвимость этот герой показал только в исполнении Дэниела Крейга, что в свое время подарило франшизе второе дыхание.
Вторая часть - "условно реалистичная". Герои уже не ходячие супергерои, они сильны, умны и подготовлены к большинству ситуаций, но мы видим их усилия и уязвимость перед лицом опасностей. Яркий образчик - франшиза о Джейсоне Борне. Обожаю первые три части.
"Миссия невыполнима", по моим ощущениям, сочетает в себе черты и первой, и второй части шпионской классификации, пусть и с уклоном в первую часть. Итан Хант перепрыгивает с крыши одного небоскреба на крышу другого небоскреба и задерживает дыхание под водой на немыслимый промежуток времени, но при этом мы периодически видим его израненное тело. И поломанную судьбу, что уж там.
Третья часть - "комедийная". Создатели иронизируют или откровенно потешаются над всеми шпионскими клише, например, как в уморительном "Шпионе" с Мелиссой Маккарти. Обожаю. "Рыцарь дня", "Напряги извилины", "Киллеры" и так далее из той же серии.
Итак, на этапе рекламы "Цитадель" казалась заявкой на сериал безусловно первого типа моей классификации. Красивые актеры, картинка, экшн, намеки на противостояние неких могущественных организаций. После просмотра я должна констатировать, что самой большой проблемой "Цитадели" является сценарий. Со звериной серьезностью нам показали мыло в декорациях шпионских разборок.
Мы имеем хороших актеров, красивую картинку, бодрый экшн, но абсолютно непроработанный сюжет. Производители собрали все возможные клише и не знали, что с ними делать. Не хочу спойлерить, но "to do list" (список идей) сценариста видимо выглядел так: амнезия, предательство, запутанные семейные отношения, снова предательство, разбитое сердце, месть, дети (внезапно!). Здесь столько всего и видны усилия, но без четкого представления о том, что мы хотим видеть по итогу, "Цитадель" превращается в какое-то мыло.
С одной стороны мы крутые шпионы и играючи спасаем мир, с другой - выясняем романтические отношения и готовы поставить под угрозу без преувеличения весь мир, лишь бы добиться встречи с ушедшим романтическим партнером. Серьезно? Не то чтобы я отказываю в чувствах шпионам, но серьезно? Я вычислила предателя уже во второй серии и для тертого калача вроде меня не это было удивляющим поворотом сюжета.
Мир во вселенной настолько тесный, что куда не плюнь, попадешь в родственника. Если в долгоиграющей франшизе вроде "Миссия невыполнима" ясны запутанные отношения между разными героями, все-таки столько всего произошло на наших глазах за эти годы, то в 6-серийной "Цитадели" с длительностью серий по 35 минут все слишком быстро. Как сказал один из героев "Цитадели": "Как так получилось, что именно она стала его женой?"
Да потому что потому. И я не могу сказать, что этот в чем-то нелепый и во многом неуклюжий сериал мне совсем не понравился. В нем есть хорошее, есть стиль, некоторые сюжетные твисты эмоционально затрагивают зрителя и я точно буду смотреть второй сезон, но это какой-то странный салат. Возможно виной тому сложный и длинный путь создания, постпродакшна и дорогие пересъемки, которые раздули сюжет до космических 300 миллионов. По моим ощущениям нужно было или делать полный метр, или расширить сериал до полноценного 8-серийного сериала по 45 минут.
Безусловно мне понравилась героиня Приянки Чопра. Именно ее сюжетная линия мне понравилась больше остальных и Чопра была убедительна как в эмоциональные моменты, так и в экшн-сценах.
Такая мощная женщина действительно может победить мужчину в драке. Забавно, сейчас поняла, что имеющийся сюжет "Цитадели" с этими запутанными семейными отношениями очень органично лег бы на индийскую почву. Я буквально вижу успешный эмоциональный индийский фильм.
Лесли Мэнвилл хороша в роли антогониста. Мне понятна ее мотивация, а это важно. Она не жалеет никого, даже кровных родственников. Такая хладнокровность делает ее еще более пугающей. С героем Ричарда Мэддена все обстоит несколько сложнее, посмотрим, как именно сценаристы будут развивать его сюжетную линию во втором сезоне. Потенциально Мэддену есть что играть, столько всего можно прописать, дух захватывает. Я очень надеюсь, что создатели "Цитадели" учтут все свои ошибки и промахи и сумеют во втором сезоне преобразовать свой проект в нечто более гармоничное и внятное.
Я не так давно писала про "Сердце Стоун". Так вот, если после фильма с Галь Гадот я практически сразу о нем забыла, то после просмотра "Цитадели" я все еще обдумываю героев и их мотивацию. То есть не смотря на все минусы и спорные выборы продюсеров "Цитадель" ловит зрителя на крючок.
Смотрели сериал? Как впечатления? Ждете второй сезон?
Спасибо за внимание.