Раз уж я рассказала про сравнительно-историческую лингвистику и компаративистов, то расскажу и про психолингвистику. Науку молодую, междисциплинарную и далекую от бытового применения. Это совсем не об НЛП, если вы о нем подумали.
«Парадигма нового времени сменилась с механики на глубину. Лучше не тот, у кого дороже томограф. Лучше тот, у кого лучше мозги». (Т. Черниговская)
Язык — это основной инструмент мозга. Как раз в учебнике по психолингвистике я когда-то прочитала ключевую мысль о связи между мышлением и речью: мы не можем думать о том, чему не знаем названия. Одна эта сентенция вызывает оторопь и заставляет о многом задуматься. Да как так-то?! А как же мы познаем новое, делаем научные открытия? Так устроен мозг. Тут можно уйти в глубокие дебри и договориться до того, что мир субъективен (язык формирует реальность), так что давайте пока не будем. Сегодня у нас другая задача.
Думаю, вы примерно уже представили, каков предмет исследования психолингвистов. Пора дать определение.
Что такое психолингвистика
Определений существует много, они различаются по акцентам, в зависимости от того, кто, какой специалист занимается исследованиями в этой области. Но если в целом, то вот вам прикладное и не особо притязательное определение:
Психолингвистика — это наука, исследующая речевую деятельность человека с использованием психологических методов наблюдения и интерпретации.
В этом определении мне не нравится, что говорится только о психологических методах и не говорится о процессе мышления.
Еще один вариант, более точный и менее прикладной:
Психолингвистика — это наука, изучающая воздействие речи на процессы мышления и на сознание человека и воздействие мышления и сознания на речевые процессы.
В этом определении хорошо показан предмет изучения, и мне это определение нравится гораздо больше. Здесь показан важный постулат психолингвистики: не только человек влияет на язык и речь, есть и обратный процесс — язык влияет на своего носителя.
Ну и третье определение. До кучи, Бог троицу любит.
Психолингвистика — научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук — психологии и лингвистики.
В третьем определении мне не нравится, что человек, языковая личность представлен очень опосредованно (не упоминается мышление и сознание, и только «функционирование речи» намекает на человека).
Я бы выбрала второе определение как наиболее точное. Но для понимания вам могут пригодиться все три.
Предмет исследования психолингвистики:
Природа языка и мышления
Механизм порождения и восприятия речи
Диалектическое единство мышления и речи
Закономерности формирования языка
Использование языка в коммунникации (социальные, психологические, политические и проч. аспекты)
Речевое воздействие и манипуляции
Проблемы реализации речи (патопсихолингвистика)
Возрастные особенности речи
и т. д.
Объект исследования:
- человек как носитель языка
- и его речевая коммуникация.
Рождение психолингвистики
Еще в ХIХ веке немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт рассматривал идею речевой деятельности и осознал роль языка как связующего звена между обществом и человеком. Русский языковед Александр Потебня рассматривал речевой акт именно как психическое явление, социальное начало в которое вносит язык. Существовали и другие лингвисты, исследующие роль языка как проявления сознания.
В психологии по нашей теме можно отметить книгу «Теория языка» гештальт-психолога К. Бюлера, которая, по словам Якобсона, «все еще остается, быть может, самым ценным вкладом психологии в лингвистику». Приложили свою руку к исследованиям в области речевой деятельности и «поведенческие» психологи (бихевиористы) с их схемой «стимул — реакция».
Термин «психолингвистика» впервые появился не у Ноама Хомского, как принято считать, а у американского психолога Н. Пронко в 1946 году. Точкой отсчета считается 1953 год, когда психолингвистику провозгласили отдельной наукой в ходе работы межуниверситетского семинара, организованного в Университете Индианы Комитетом по лингвистике и психологии.
Ноам Хомский и его теории
Известный американский философ и лингвист Ноам Хомский стал представителем второй волны психолингвистов. Он, в отличие от первопроходцев, основывался не на поведенческой теории бихевиористов, а пошел другим путем — от лингвистики. Точкой отсчета порождающей грамматики Хомского считается появление его книги «Синтаксические структуры» (1957 г.).
Ноам Хомский на основе уже существующей трансформационной модели создал системную модель описания языка — теорию порождающей грамматики. «Порождает» она текст. В ней, этой грамматике, существуют свои правила или трансформационные операции и применяются они к синтаксической конструкции предложения. Та, в свою очередь, является единым целым.
Хомский выделяет группу простейших синтаксических структур, называемых им ядерными (типа: Петр читает книгу). Прилагаем к такой ядерной структуре операцию пассивизации, получаем: Книга читается Петром. Операция отрицания: Петр не читает книгу. Вопросительная трансформация: Петр читает книгу? Можно использовать одновременно два, три, четыре вида трансформационных операций: Книга не читается Петром?
Так, это пока только лингвистика. Где же психология, спросите вы. Терпение, господа! Хомский и сам поначалу не собирался переносить свою порождающую грамматику в область психолингвистики, соотносить свою модель с говорящим он стал позже.
Стоит отметить: порождающие грамматики в итоге не подошли для описания естественных языков (ну это и понятно, на то они и естественные!), зато эта модель сейчас используется в языках программирования. И это уже математическая лингвистика. Программисты поймут, а мои гуманитарные мозги пасуют🤪. Для понимания, почему я не буду в это углубляться, вот вам картинка:
И немного о другой идее Хомского — о врожденности языковых структур. По его версии, человек в процессе речи автоматически получает в голове любые грамматические конструкции (ага, матрицы!), заполняет их лексикой и оформляет фонетически. В общем, не человек, а «электроник из чемодана». Физики торжествуют, лирики побеждены. Несерьезно, товарищи ученые! Хотя, может, я чего-то не понимаю в этой жизни? Почему Хомский приобрел такую популярность? Да потому что этот технарь (гуманитарием его назвать язык не поворачивается) в духе времени приравнивал человеческий интеллект к машине — заданной структуре, работающей по схеме, алгоритму, программе.
Кто занимается изучением психолингвистики?
Как подчеркивает Татьяна Черниговская, до появления понятия «психолингвистика» психологи и лингвисты, конечно же, исследовали область соотношения языка и сознания, но те и другие считали это только своей поляной.
Педагоги, психологи и дефектологи главной, разумеется, считают психологию. Для них психолингвистика — это направление в психологии, изучающее процессы освоения человеком языка и использования его в речи. Серьезные логопеды и дефектологи изучают эту науку, чтобы глубже понимать, как развивается речь у детей и как формируется ее восприятие. Тогда на практике им легче докопаться до причин сбоя механизмов говорения и понимания.
Лингвистов и философов больше интересуют не прикладные аспекты, а сама природа человеческого языка и разума; не текст, а дискурс. Философам, интересующимся мышлением и сознанием, не чужда тема связи этих понятий с речью. Лингвисты же любят покопаться в различных языковых системах и исследовать, как язык влияет на сознание носителя, как оно там все устроено, в смысле, почему об одном и том же мы говорим по-разному.
Так что в психолингвистику приходят специалисты из разных областей: психологии, биологии, нейропсихологии, лингвистики, философии. И, увлекшись этой крайне интересной и перспективной наукой, остаются в ней. Сейчас психолингвистика изучается в ряде вузов. В частности, в СПбГУ по инициативе Татьяны Черниговской создана подобная специализация и серьезная школа этой молодой науки.
Зачем нужна психолингвистика?
Затем же, зачем нужна неприкладная, чистая наука — для понимания, кто мы, что мы и куда мы идем. Для движения вперед и для создания базы для прикладной науки.
Почему языки отличаются друг от друга? Насколько отличается картина мира у носителей разных языков? (Этнопсихолингвистика) Каковы закономерности формирования языка? Как влияет язык на процесс познания? Насколько речь искажает смысл? Как формируется языковая личность? Как появился человек говорящий? Этими и другими вопросами задаются ученые-психолингвисты. А любители (не ученые) могут исследовать связь звуков языка с цветами спектра, изучать хитрости НЛП, SEO-статей и продаваемых текстов, заниматься риторикой и повышать навыки ухода от конфликтов — и при этом считать, что они занимаются психолингвистикой. Блаженны верующие!
Спасибо, что дочитали!
Словесный бардачок пишет для вас.
А ваша подписка — неоценимая поддержка труда автора!