Мужчин совсем негероической внешности и происхождения для карьеры не самого удобного рождала Россия. Однако Время делало ставку именно на них. И они извлекали из кобуры пистолет и грозили им собственным товарищам. И ради чего?
Так было во время наступления немцев под Москвой. Инженер Михаил Миль приказал механикам, несмотря на общую панику, разобрать так называемые автожиры ( предшественники вертолётов), чтобы они не достались врагу. Времени было в обрез, и подчинённые Миля вырубали моторы топорами.
Позже Миль во время эвакуации из столицы на Урал опять проявит силу характера и не уничтожит, как было приказано, архив своего отдела, а тайно вынесет его. Позже эта документация - итог работы многих лет- пригодится ему при создании первого советского вертолёта Ми-1.
Откуда такой характер у человека, который с детства мечтал быть художником, любил цветы и был не очень приспособлен к быту?
Возможно, от деда Самуила, который по семейной легенде был из кантонистов.
В Российской империи были дети, которых в течение более полувека ( с 1805 по 1856гг) изымали из финских, польских, цыганских, еврейских семей, чтобы обучить для дальнейшей службы в армии. Число таких юных рекрутов особенно увеличилось после войны 1812 года, когда осталось много сирот погибших солдат.
Еврейские дети впоследствии приносили клятву верности на идиш или иврите такого содержания:
" Именем Живого, Всемогущего и Вечного Бога Израиля клянусь , что желаю и буду служить Русскому царю и Российскому государству..."
Будущего дедушку Михаила привезли на обучение из литовской деревни, когда ему было 7 лет и он ни слова не знал по-русски. Когда его спрашивали, как его фамилия, мальчик отвечал:
-Мель... Мель...
Он имел в виду мельницу, на которой работал его отец. Но слово это за кантонистом Самуилом закрепилось и впоследствии стало фамилией его потомков -Миль.
Видимо, мальчик Самуил оказался способным во всех отношениях. Отслужив во флоте, он пустил корни в Иркутске, обзавёлся семьёй. Его сын стал служить на железной дороге, а невестка работала стоматологом. Семья сына кантониста была настолько зажиточной, что в будущем это помешает его внуку Мише сразу после школы получить высшее образование.
Дело в том, что преимущество отдавалось детям из рабочих и крестьян. И хотя Миша Миль по результатам экзаменов в Томский технологический институт поступил, позже всё-таки был отчислен по доносу однокурсника. Тот написал, что в семье Миля имеются мягкие стулья. Тогда это было признаком богатства.
А дети зажиточных граждан по правилам того времени прежде должны были получить рабочую специальность. Вот и пошёл будущий Герой социалистического труда на кожевенный завод. А через год поступил на авиационное отделение Донского ( Новочеркасского) политехнического института.
И там с 20-летним парнем случилась любовь. Одна на всю жизнь.
Девушку звали Прасковья, но все называли её Паной.
Паночка парня долго не воспринимала всерьёз.
Младше её на два года. А ещё эти по-детски пухлые щёки...
Но Михаил не сдавался.
Осада красавицы была долгой. Но в конце концов крепость пала. Пара поженилась.
Но надо сказать, что характер у молодой жены был непростой. Когда в 1931 году у них родилась дочка, Михаил отсутствовал по уважительной причине: он проходил преддипломную практику в Москве и приехать не мог. Тем не менее разобиженная Паночка взяла и записала ребёнка на свою фамилию - Руденко. А молодой отец в ответ порвал это свидетельство о рождении.
Вот такие страсти кипели в молодой семье!
Тем не менее брак устоял, хотя Михаил по-прежнему был погружён в учёбу, а потом и в работу. Ради благополучия семьи он даже подрабатывал переводами с немецкого, который знал с детства.
Что же касается Паночки, то той приходилось совмещать материнство с учёбой. Молодая мама кормила младенца прямо в аудитории, а ещё обкладывала дочку книгами, чтобы та не упала.
Когда началась Великая Отечественная война, в семье было уже двое деток. Младший сын Вадик при эвакуации в посёлок Билимбай Свердловской области заболел дифтерией и спустя месяц умер.
Через год после смерти Вадика родилась дочка Манечка. Она прожила всего 9 дней и умерла от воспаления лёгких. О смерти девочки сообщить отцу не успели. Вскоре погибли мать Миля и его брат Яков. Однако времени на траур по родным людям у Михаила, служившего тогда начальником технической бригады, обслуживавшей те самые автожиры, не было.
Умерших детей похоронили в одной могиле в посёлке Билимбай, ставшего тогда авиационной столицей СССР. В 90-ые это захоронение едва не будет утрачено. И лишь спустя много лет после смерти учёного на могиле его детей будет установлено новое надгробие, сделанное по акварельному рисунку их отца.
Во время войны изобретатель часто рисковал.
Так испытать экземпляр противотанкового ружья он решил сам. Перед самым выстрелом кто-то накрыл его полушубком. Снаряд полетел в цель, а в лицо испытателя вырвалась газовая струя. Миль был контужен, а полушубок превратился в клочья.
После войны Иосиф Сталин отправил министру обороны письмо с таким вопросом: почему в США активно занимаются геликоптерами, как называли тогда вертолёты, а у нас ничего нет?
На самом деле кое-что и у нас уже имелось.
Ведь ещё в 1945 г. Миль обращался к Иосифу Виссарионовичу со своими идеями, но ответа на своё письмо не получил. И вот настал его час: Милю разрешили открыть конструкторское бюро.
В 1947 заработал Московский вертолётный завод. На изготовление первого советского вертолёта ушло меньше года.
Экспериментальный полёт закончился успешно. А вот на государственных испытаниях машина рухнула, а лётчик-испытатель погиб. Расследование трагедии выяснило: причина в некачественной сварке.
Были и другие неудачи в жизни изобретателя, после которых он стал очень суеверен и запретил проводить испытания по понедельникам.
В 1951 году вертолёт Ми-1 был запущен в серийное производство. Он и стал первенцем в знаменитой серии отечественных вертолётов.
В 1965 г. на авиационной выставке в Париже сын знаменитого изобретателя Игоря Сикорского Сергей признал: в области тяжёлых вертолётов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушёл вперёд.
Михаил Леонтьевич, к сожалению, не дожил до начала эксплуатации первого советского ударного вертолёта Ми-24, который будет участвовать в десятках военных конфликтов по всему миру и состоять на вооружении многих стран.
Под руководством Миля на заводе было поставлено серийное производство моделей "Ми".
Так Ми-10 использовался при освоении Севера и Сибири. " Стрекоза" доставляла на места разработки нефти множество грузов.
В 1967 году после неудачного запуска самого грузоподъёмного Ми-12 у конструктора произошёл инсульт. Спустя два годы замечательный учёный этот мир покинул. Похоронен на скромном Юдинском кладбище в Подмосковье, недалеко от платформы " Перхушково".
Живы две его дочки - Надежда и Елена, которые трудятся в музее на заводе, носящем имя их отца.
А в этом году исполнилось 75 лет с того дня, как в воздух поднялся первый Ми-1!