18,2K подписчиков

Химик, который сочинил оперу: история композитора Бородина

541 прочитал

Александр Порфирьевич Бородин сочетал в себе могучий разум ученого и гений композитора. Будучи химиком и доктором медицины, он сочинил оперу, которая много лет с успехом идет на сценах мировых театров. Команда «ВТБ — России» подробнее изучила жизнь этого разностороннего человека.

Считал музыку забавой, а химию — делом

Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). Репродукция. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки © В. Шияновский, РИА Новости
Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). Репродукция. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки © В. Шияновский, РИА Новости

Вся жизнь Бородина прошла под знаком борьбы двух начал, в которых он был равно одарен. Мелодии Бородин начал сочинять с девяти лет, ведь музыкальное образование было основой домашнего воспитания мальчика. Будущий композитор умел играть на трех музыкальных инструментах. В девять лет Александр написал первую в своей жизни композицию — польку Helen, а в 13 — первый концерт для флейты с фортепиано.

Химией он увлекся в возрасте 10 лет после наблюдения за фейерверком на детском празднике. Саша захотел поглубже вникнуть в суть явления, чтобы самостоятельно изготовить ракету и бенгальские огни. Из своей комнаты мальчик сделал импровизированную химическую лабораторию. На подоконниках стояли банки с растворами, на столе — колбы и трубки, повсюду лежали книги по химии.

Бородин решил превратить увлечение химией в профессию. В 1850 году он поступил вольнослушателем на медицинский факультет Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. В 25 лет получил степень доктора медицины, защитив диссертацию на тему токсикологии. Создал более 40 работ по химии, открыл так называемую реакцию Бородина — Хунсдикера и совершил ряд других химических открытий, не бросая при этом музыку. «Видите ли, для меня музыка — забава, а химия — дело», — объяснял Бородин.

Сочинял музыку, не имея музыкального образования

Константин Маковский. Карикатура на творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка», 1871 год © Театральный музей им. А. А. Бахрушина, КП 4787
Константин Маковский. Карикатура на творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка», 1871 год © Театральный музей им. А. А. Бахрушина, КП 4787

В 1862 году Бородин познакомился с композитором Милием Балакиревым и вскоре вошел в состав его любительского кружка. Впоследствии это объединение пяти музыкантов получит название «Могучая кучка». Балакирев убедил Бородина продолжать композиторскую деятельность. Бородин считал свои музыкальные способности посредственными, но все же начал в свободное от науки время писать симфонию. Из-за большой загруженности работа продвигалась медленно.

Именно под влиянием «кучки» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина и определился его стиль. Через творчество композитора отчетливо проходит тема патриотизма и величия русского народа. Бородин писал симфонии, романсы, квартеты и концерты. Но делом всей его жизни стала попытка перенести на оперную сцену ключевой исторический памятник русской литературы — «Слово о полку Игореве».

Создал оперу на подлинном историческом материале

Юбилейный гала-концерт, посвящённый 225-летию Государственного Академического Большого театра. «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» © Юрий Абрамочкин, РИА Новости
Юбилейный гала-концерт, посвящённый 225-летию Государственного Академического Большого театра. «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» © Юрий Абрамочкин, РИА Новости

Идею сочинить оперу по историческому сюжету Бородину предложил критик и идейный вдохновитель «Могучей кучки» Владимир Стасов. Композитор адаптировал «Слово о полку Игореве», сочиняя музыку и либретто почти одновременно. Он изучал исторические источники о Древней Руси, княжеских междоусобицах, походах и битвах. При создании оперы Бородин ориентировался на модель большой французской оперы, но со своей стороны стремился насытить мелодику специфическими русскими интонациями и восточными мотивами.

«Князь Игорь» — опера о столкновении двух культур, о русской смуте, о любви и преданности. Это народно-эпическое произведение, ведь в нем используются богатырские образы, масштабность форм и неторопливое течение действия, будто это былина.

Писал оперу 18 лет и не успел ее завершить

Сцена из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» © сайт Мариинского театра
Сцена из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» © сайт Мариинского театра

Александр Бородин писал оперу «Князь Игорь» 18 лет, но так и не успел ее закончить. Он умер от сердечного приступа в 53 года в казенной квартире во время костюмированной вечеринки по случаю Масленицы. Дописывать произведение после смерти композитора взялись его товарищи — Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Они же сделали оркестровку по материалам Бородина.

Премьера оперы «Князь Игорь» прошла 23 октября 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Произведение сразу понравилось публике и получило большой успех. «Половецкие пляски» — балетный фрагмент второго действия этой оперы. В половецком стане по велению хана Кончака пленники и пленницы развлекают князя Игоря восточными плясками. Эта часть балета существует и как самостоятельный хореографический номер. Во время танца невольниц хор исполняет песню «Улетай на крыльях ветра». Это одна из наиболее узнаваемых мелодий русской классической музыки.

Если вы любите классическую музыку, обратите внимание на просветительский проект оркестра musicAeterna и Банка ВТБ «Что я слышу?». История, музыка, интервью музыкантов — все на одной странице для тех, кто хочет знать и слышать больше.