Найти тему
ВТБ Страна

Химик, который сочинил оперу: история композитора Бородина

Оглавление

Александр Порфирьевич Бородин сочетал в себе могучий разум ученого и гений композитора. Будучи химиком и доктором медицины, он сочинил оперу, которая много лет с успехом идет на сценах мировых театров. Команда «ВТБ — России» подробнее изучила жизнь этого разностороннего человека.

Считал музыку забавой, а химию — делом

Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). Репродукция. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки © В. Шияновский, РИА Новости
Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). Репродукция. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки © В. Шияновский, РИА Новости

Вся жизнь Бородина прошла под знаком борьбы двух начал, в которых он был равно одарен. Мелодии Бородин начал сочинять с девяти лет, ведь музыкальное образование было основой домашнего воспитания мальчика. Будущий композитор умел играть на трех музыкальных инструментах. В девять лет Александр написал первую в своей жизни композицию — польку Helen, а в 13 — первый концерт для флейты с фортепиано.

Химией он увлекся в возрасте 10 лет после наблюдения за фейерверком на детском празднике. Саша захотел поглубже вникнуть в суть явления, чтобы самостоятельно изготовить ракету и бенгальские огни. Из своей комнаты мальчик сделал импровизированную химическую лабораторию. На подоконниках стояли банки с растворами, на столе — колбы и трубки, повсюду лежали книги по химии.

Бородин решил превратить увлечение химией в профессию. В 1850 году он поступил вольнослушателем на медицинский факультет Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. В 25 лет получил степень доктора медицины, защитив диссертацию на тему токсикологии. Создал более 40 работ по химии, открыл так называемую реакцию Бородина — Хунсдикера и совершил ряд других химических открытий, не бросая при этом музыку. «Видите ли, для меня музыка — забава, а химия — дело», — объяснял Бородин.

Сочинял музыку, не имея музыкального образования

Константин Маковский. Карикатура на творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка», 1871 год © Театральный музей им. А. А. Бахрушина, КП 4787
Константин Маковский. Карикатура на творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка», 1871 год © Театральный музей им. А. А. Бахрушина, КП 4787

В 1862 году Бородин познакомился с композитором Милием Балакиревым и вскоре вошел в состав его любительского кружка. Впоследствии это объединение пяти музыкантов получит название «Могучая кучка». Балакирев убедил Бородина продолжать композиторскую деятельность. Бородин считал свои музыкальные способности посредственными, но все же начал в свободное от науки время писать симфонию. Из-за большой загруженности работа продвигалась медленно.

Именно под влиянием «кучки» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина и определился его стиль. Через творчество композитора отчетливо проходит тема патриотизма и величия русского народа. Бородин писал симфонии, романсы, квартеты и концерты. Но делом всей его жизни стала попытка перенести на оперную сцену ключевой исторический памятник русской литературы — «Слово о полку Игореве».

Создал оперу на подлинном историческом материале

Юбилейный гала-концерт, посвящённый 225-летию Государственного Академического Большого театра. «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» © Юрий Абрамочкин, РИА Новости
Юбилейный гала-концерт, посвящённый 225-летию Государственного Академического Большого театра. «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» © Юрий Абрамочкин, РИА Новости

Идею сочинить оперу по историческому сюжету Бородину предложил критик и идейный вдохновитель «Могучей кучки» Владимир Стасов. Композитор адаптировал «Слово о полку Игореве», сочиняя музыку и либретто почти одновременно. Он изучал исторические источники о Древней Руси, княжеских междоусобицах, походах и битвах. При создании оперы Бородин ориентировался на модель большой французской оперы, но со своей стороны стремился насытить мелодику специфическими русскими интонациями и восточными мотивами.

«Князь Игорь» — опера о столкновении двух культур, о русской смуте, о любви и преданности. Это народно-эпическое произведение, ведь в нем используются богатырские образы, масштабность форм и неторопливое течение действия, будто это былина.

Писал оперу 18 лет и не успел ее завершить

Сцена из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» © сайт Мариинского театра
Сцена из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» © сайт Мариинского театра

Александр Бородин писал оперу «Князь Игорь» 18 лет, но так и не успел ее закончить. Он умер от сердечного приступа в 53 года в казенной квартире во время костюмированной вечеринки по случаю Масленицы. Дописывать произведение после смерти композитора взялись его товарищи — Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Они же сделали оркестровку по материалам Бородина.

Премьера оперы «Князь Игорь» прошла 23 октября 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Произведение сразу понравилось публике и получило большой успех. «Половецкие пляски» — балетный фрагмент второго действия этой оперы. В половецком стане по велению хана Кончака пленники и пленницы развлекают князя Игоря восточными плясками. Эта часть балета существует и как самостоятельный хореографический номер. Во время танца невольниц хор исполняет песню «Улетай на крыльях ветра». Это одна из наиболее узнаваемых мелодий русской классической музыки.

Улетай на крыльях ветра - Е. Сотникова

Если вы любите классическую музыку, обратите внимание на просветительский проект оркестра musicAeterna и Банка ВТБ «Что я слышу?». История, музыка, интервью музыкантов — все на одной странице для тех, кто хочет знать и слышать больше.