Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Большой талант художника Константина Дмитриевича Флавицкого.

Константин Дмитриевич Флавицкий родился в Москве в 1830 году. Отец его был чиновником Государственного контроля. По делам службы переехал в Петербург, за ним последовала семья.

В 1839 году отец Флавицкого умер, оставив жену и пять детей почти без средств к существованию. Будущего художника и его старшего брата отдали в дом воспитания бедных детей, где он провел семь долгих лет. Флавицкий горячо увлекся рисованием.

С помощью дяди по линии матери И.И.Таманского, он былй зачислен пенсионером Общества поощрения художников, ему выдали билет на право посещения академических классов и восьмирублевую ежемесячную стипендию.

Поступая в Академию художеств, Флавицкий уже имел некоторую подготовку, его сразу зачислили в класс рисования с гипсовых голов, а затем перевели в гипсофигурный класс Ф.А.Бруни. Будучи ректором Академии, Бруни очень мало уделял внимания ученикам, фактически они воспитывались на живых традициях К.П.Брюллова.

Товарищ Флавицкого, Н.Н.Ге писал:

"Огромный запас рассказов, анекдотов о нём, его изречения, его замечания (все о Брюллове)- как рисовать, как писать, как сочинять, что значит рисовать, что такое искусство - всё это питало нас во время наших исканий на новом пути, нам завещанном, по которому мы все, его ученики по духу, за ним шли".

Первые академические работы Флавицкого до нас не дошли. Известно, что он получил две серебряные медали за "Вид Зимнего дворца и крепости" и живопись с натуры. В 1854 году выполнил программу на Малую золотую медаль - "Суд царя Соломона".

Флавицкий Константин Дмитриевич,                "Суд Соломона", (1854), Новгородский музей-заповедник
Флавицкий Константин Дмитриевич, "Суд Соломона", (1854), Новгородский музей-заповедник

Итогом академического обучения Флавицкого была картина "Иосиф, продаваемый братьями" (1855), за которую он получил Большую золотую медаль и право на поездку за границу.

Дети Иакова продают своего брата Иосифа. 1855. Холст, масло. 234 x 306, Государственный Русский музей, С.-Петербург, Флавицкий Константин Дмитриевич, 1830 - 1866
Дети Иакова продают своего брата Иосифа. 1855. Холст, масло. 234 x 306, Государственный Русский музей, С.-Петербург, Флавицкий Константин Дмитриевич, 1830 - 1866

В 1856 году он едет в Берлин, Дрезден, а затем в Рим. Перед ним ожили незабываемые творения Брюллова, он пишет портрет молодой итальянки.

"Итальянка". Холст, масло. 74 x 61 см, Калужский областной художественный музей, Флавицкий Константин Дмитриевич, 1830 - 1866
"Итальянка". Холст, масло. 74 x 61 см, Калужский областной художественный музей, Флавицкий Константин Дмитриевич, 1830 - 1866

Грандиозность Колизея в Риме производила ошеломляющее впечатление. Флавицкий запечатлел Колизей не в руинах. Он стремился воссоздать жизнь далёкого прошлого. Колизей, построенный в начале нашей эры, был долгое время для римлян любимым местом увеселительных зрелищ. Он вмещал около 87000 зрителей, места распределялись по социальному принципу. Нижний ярус - для императора, его семьи и сенаторов, выше - для простых римских граждан.

Открытие Колизея было ознаменовано устройством в нем стодневных игр, во время которых погибло несколько сот гладиаторов и более 5000 диких зверей. В Колизее происходили казни гонимых тогда первых христиан.

Христианские мученики в Колизее. 1862. Холст, масло. 385 x 539 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург, Флавицкий Константин Дмитриевич, 1830 - 1866
Христианские мученики в Колизее. 1862. Холст, масло. 385 x 539 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург, Флавицкий Константин Дмитриевич, 1830 - 1866

В картине "Христианские мученики в Колизее" художник изобразил момент перед казнью. Отворились двери мрачной темницы, и толпа обречённых, подгоняемая копьями стражников, должна выйти на арену на растерзание львам. Праповедник с крестом в руках призывает к подвигу.

Его слова вызывают ужас: очаровательный кудрявый мальчик, которого он ведёт с собой, упирается и тянется к матери; юные дочери своими слабыми руками стараются оградить от ужасной смерти мать; слепой старик инстинктивно тянется к теплу и свету; лицо закованного в цепи мужчины искажено гримасой безграничного страха; человек в покрывале мужественно ожидает своей участи; юный супруг тщетно пытается успокоить молодую жену...

Это традиционно академический сюжет. Искусствоведы видят в картине внешнее подражание Брюллову, "цитаты" из знаменитого полотна "Последний день Помпеи". Но в то же время отмечают "крепкий рисунок, написанный яркой, сильной кистью, энергично лепящей форму..."

В 1862 году Флавицкий вернулся на родину. Художнику негде было работать. С большим трудом он добился разрешения пользоваться мастерской Академии художеств. Под постоянной угрозой остаться без помещения Флавицкий писал картину "Княжна Тараканова", которая принесла ему славу.

В материалах Академии в качестве источника сюжета картины указана статья М.Логвинова, напечатанная в журнале, "Русская беседа" за 1859 год. В этой статье о Таракановой говорится как о злостной интриганке, которая в царствование Екатерины II, называя себя дочерью Елизаветы Петровны от тайного брака с А.Г.Разумовским, предъявляла права на престол.

Екатерина приказала А.Орлову отправиться в Италию и во чтобы то ни стало захватить самозванку. Орлов прикинулся влюбленным, предложил ей руку и сердце, хитростью заманил на корабль и там объявил ей, что она арестована. Автор статьи, не желая акцентировать мучений заключенной, так заканчивает статью:

"Что стало с Таракановой по прибытии в Россию - неизвестно, кажется, она умерла в заточении".

Далее приводятся письма некоего аббата Рокотони, в которых сообщается о пребывании в Риме в 1771 и 1775 годах неизвестной принцессы, именовавшей себя дочерью русской императрицы Елизаветы Петровны, и говорится о тайном посещении Таракановой польским министром. Аббат не без удовольствия рисует внешность этой женщины:

"...имела прекрасный вид и стан, прекрасную грудь, белое тело, румянец на лице..."

Затем шли два донесения Орлова Екатерине II из Италии: в одном сообщал, что Тараканова арестована, в другом, зная слабость адресата, в соответствующих тонах описывал внешность принцессы, сообщая, что внешне она ничем не примечательна.

Существует ещё предание, в котором говорится о смерти Таракановой во время наводнения 1777 года в Петербурге. Документы подтверждают, что Тараканова, заключенная в Петропавловскую крепость, умерла от чахотки в конце 1775 года и не могла погибнуть от наводнения, случившегося двумя годами позже. Флавицкого же привлекала легенда о гибели княжны от наводнения в Петропавловской крепости и он дал творческую интерпретацию этой легенды.

Княжна Тараканова. 1863. Холст, масло. 245 x 187 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Флавицкий Константин Дмитриевич, 1830 - 1866
Княжна Тараканова. 1863. Холст, масло. 245 x 187 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Флавицкий Константин Дмитриевич, 1830 - 1866

Художник рисует потрясающую своим драматизмом сцену. Врываясь в решетчатое окно, вода затопляет камеру, она уже достигла койки, на которой в изнеможении, прислонившись к стене, стоит княжна Тараканова. Запрокинутая голова, подгибающиеся колени, бессильно опустившиеся руки, искавшие опоры, - весь облик молодой женщины говорит о её безграничном отчаянии. Она осознает неизвестность смерти и все-таки инстиктивно ищет спасения. Спасаясь от воды, она поднялась на койку в надежде продлить ещё несколько минут жизни, но вид разбушевавшейся стихии заставил её отпрянуть к стене. Княжна теряет сознание. Жизнь едва теплится в несчастной узнице. Но княжна остаётся прекрасной даже в последние минуты. Зритель невольно любуется лицом, обрамленным темными волосами, стройной, будто точеной фигурой княжны, её великолепным изящных туалетом. Как красиво сопоставлены темно-малиновый бархат и белый муар, дорогое кружево на рукавах. Одежда Таракановой помогает раскрыть биографию героини. Перед нами не простая женщина, но человек, занимавший высокое положение в обществе. Роскошная одежда Таракановой контрастирует с убогой обстановкой камеры: старым столом, полусгнившей деревянной кроватью с соломенным матрацем, грязной подушкой, овчинным тулупом, заменяющим одеяло. Всё - начиная от сырых, покрытых плесенью стен, прозрачных зеленоватых холодных струй воды до мельчайших предметов тюремного обихода - написано с осязательной убедительностью. Детали картины, сливаясь в целостный художественный образ, усиливают её воздействие на зрителя. Вода и стены образуют замкнутый круг, из которого нет выхода.

Флавицкий К. Д. Голова княжны Таракановой. Этюд для картины «Княжна Тараканова», Русский музей. Холст, масло. 44,5 х 33,5
Флавицкий К. Д. Голова княжны Таракановой. Этюд для картины «Княжна Тараканова», Русский музей. Холст, масло. 44,5 х 33,5

Сохранилось несколько рисунков, набросков и этюдов, которые подтверждают, что образ молодой обреченной на смерть женщины более всего интересовал Флавицкого, стремившегося дать психологическую характеристику героини. Он оставляет непроработанным фон, фиксирует всё внимание на страдальческом лице.

В.В.Стасов восторженно принял эту работу, назвав её "чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим и глубочайшим творением русской живописи". Стасов скорбел о том, что художник "умер, едва вступив на дорогу, где надо было ожидать от него чудес красоты, страсти и выражения".

Справедливая оценка картины "Княжна Тараканова" дана И.Н.Крамским, который отмечал высокое мастерство исполнения, "удивительную умеренность и равновесие во всем, драматизм без ложного пафоса".

Портрет К. Д. Флавицкого (1866) кисти Ф. А. Бронникова
Портрет К. Д. Флавицкого (1866) кисти Ф. А. Бронникова

Академия художеств присвоила Флавицкому за эту картину звание профессора.

Флавицкий вошёл в историю русского искусства как автор картины "Княжна Тараканова". Художнику было тринадцать четыре года, когда он завершил картину, заставившую признать в нем большой талант. Через два года Флавицкий умер. Ранняя смерть оборвала успешно развертывавшееся творчество молодого художника.

Источник: по материалам биографической статьи Т.Н.Гориной "К.Д.Флавицкий"

🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.

Музеи
137 тыс интересуются