Найти тему
История нашего мира 2.0

В самые трудные моменты жизни он мог положиться на свою жену

XIV-XIII вв. до н.э.

Хеттская империя

У правителя «страны Хатти», или Хеттской империи, как называют это государство неситов в современной науке, «Великого царя» Мурсили II(правил в XIV веке более 30 лет) было два сына: Муваталли и Хаттусили.

Когда Мурсили ушел на «Черную землю» подземных владык, богов Истустая и Паная*, на трон империи неситов (в науке этот народ называют хеттами, хотя сами себя они называли неситы) взошёл старший из сыновей – Муваталли, мужчина зрелого возраста. Его младший брат Хаттусили, которому было чуть больше 17 лет, также не остался без дела. Муваталли возложил на брата весьма непростую миссию. Хаттусили возглавил борьбу с горными племенами касков, этого бича северных территорий государства. Каждый год неситам приходилось отбивать по несколько набегов горцев на свои земли, совершаемые, зачастую, многотысячными армиями.

Хаттусили III (справа) перед богом погоды. Фирактинский рельеф (фрагмент)
Хаттусили III (справа) перед богом погоды. Фирактинский рельеф (фрагмент)

В этой непрерывной войне Хаттусили показал себя талантливым военачальником и способным организатором и управленцем. Имея весьма ограниченные средства и силы (главные силы неситов (хеттов) были брошены на юг: в Сирии и Ханаане шли большие сражения с войсками государства Та-Мера (= Черная Земля) ( Египет)) Хаттусили не только остановил набеги горцев, но и отбросил касков на их старые территории. Освободил ряд регионов империи, которые ранее захватили каски. Отстроил множество разрушенных городов и селений; вернул в них жителей; многое сделал для восстановления былого благосостояния разорённых набегами земель.

К 25 годам Хаттусили являлся опытным администратором и военачальником. Потому царь Муваталли начинает привлекать Хаттусили к военным компаниям своих войск в Сирии, где шло широкомасштабное наступление войск правителя Та-Меры (Египта) воинственного царя Сети I (правил 21 год в 30-е – 20-е годы XIV века до н.э.). И на этом поприще Хаттусили показал себя настолько блестяще, что Муваталли стал готовить брата к должности главнокомандующего всех войск империи.

Во время одного из походов на юг, когда египтян выбили из египетской провинции Апка (Убе) с центром в городе Димашки (Дамаск), Хаттусили был назначен наместником этой территории. Но вскоре был отозван в Малую Азию: на северных границах империи вновь зашевелились каски.

Ина́нна (Иштар), в шумерской мифологии и религии — центральное женское божество. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви
Ина́нна (Иштар), в шумерской мифологии и религии — центральное женское божество. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви

В ходе этой поездки, Хаттусили проезжал город Лавацантию. Решил посетить местный храм богини Шаушки, которую царевич почитал как свою покровительницу, и был сражён. Пудухепа, дочь местного жреца Пентип-шарри, одним своим взглядом взяла в вечный плен прославленного военачальника и администратора. Плен оказался взаимным. Пудухепа также влюбилась по уши.

Некоторая задержка в Лавацантии и в город Хакписсу, свою резиденцию и ставку во время войн с касками, Хаттусили въезжал уже женатым человеком.

Брак оказался счастливым**. Молодые люди что называется нашли друг друга, а это далеко не всегда случается в жизни. Пудухепа оказалась умной, верной и любящей женой, и до конца дней Хаттусили имела на супруга, который также был влюблен в свою половину, огромное влияние.

В самые сложные моменты своей жизни Хаттусили мог положиться на Пудухепу.

Она помогала супругу, когда при дворе его брата царя Муваталли знатный несит Армадатта пытался обвинить Хаттусили в нарушении законов страны.

Она оказала существенную роль супругу, когда его племянник «Великий царь страны Хатти» Мурсили III, пытался расправиться со своим дядей (смотри публикацию «Неблагодарный племянник»).

Несколько раз выручала советами и своей деятельностью супруга, когда тот стал «Великим царем страны Хатти».

Так она сыграла немалую роль во время жестокого политического кризиса между правителем Та-Меры (Египта) Рамзесом II и «Великим царем страны Хатти» Хаттусили III, который едва не привел к новой большой войне между двумя империями.

Iron Lady of The Bronze Age “Puduhepa”. Пудухепа перед богиней Хебат на Фирактинском рельефе (справа)
Iron Lady of The Bronze Age “Puduhepa”. Пудухепа перед богиней Хебат на Фирактинском рельефе (справа)

Активно переписываясь с Рамзесом II и его жёнами после окончания хетто-египетской войны, Пудухепа, чтобы на корню загасить возможность новой войны между крупнейшими государствами Ближнего Востока, организовала не только брак своей старшей дочери Матнефруры (хеттский вариант имени не сохранился) с Рамзесом II, но и организовала поездку мужа в Та-Меру (Египет), случай неслыханный в дипломатической практике тех времен (чтобы независимый владыка империи посетил столицу такого же независимого владыки, с которым до этого много лет вел войну, не будучи вассалом и побежденным? Такого в те времена не знали!). Благодаря матери Матнефрура становится главной женой повелителя Египта.

У Хаттусили и Пудухепы было несколько сыновей и дочерей. Нам известны имена лишь трёх сыновей Хаттусили – это Ташми-шаррума, Тутхалия и Нерик-каилим.

Нерик-каилим был женат на дочери Бентесины, царя подвластного неситам (хеттов) южносирийского государства Амурру.

Ташми-шаррума долгое время считался наследником трона и носил титул «тухканти», но потом что-то произошло между отцом и сыном. Хаттусили отстранил своего старшего сына от власти и назначил новым наследником трона своего второго сына Тутхалию. После этого имя Ташми-шаррумы исчезает из источников.

Нам неизвестно, кто умер первым из супругов: Пудухепа или Хаттусили. Знаем лишь из источников, что их брак был заключен по любви, которую они пронесли до последних дней своей жизни.

(Источники: надписи Хеттских царей, «Молитва Пудухепы», переписка между царскими дворами Египта и «страны Хатти»).

* По верованиям трёх родственных индоевропейских народов: неситов (современные ученые зовут их хеттами), лувийцав и палайцев, - умершие уходили либо на «Черную землю» (по другому ее называли «Нижняя страна», где господами были боги Истустая и Паная, либо в «Обитель героев» бога Вурункатте и Бога Грозы войска. В «Обитель героев» попадали лишь воины, которые геройски пали в бою.

Подземное царство («Черная земля» / «Нижняя страна») по представлениям неситов, лувийцев и палайцев – это были луга, на которых паслись стада быков, овец, лошадей и мулов, и рощи, расположенные на берегу океана, имевшего черные воды.

** Так совпало (а, возможно, было задумано), что эта женитьба была ещё и: 1) очень сильным политическим ходом (потому что жена хеттского царевича принадлежала к хурритстой династии правителей этих земель; 2) говоря современным языком - сильным идеологическим ходом, с опорой на набирающий силу религиозный культ