XIV-XIII вв. до н.э.
Хеттская империя
У правителя «страны Хатти», или Хеттской империи, как называют это государство неситов в современной науке, «Великого царя» Мурсили II(правил в XIV веке более 30 лет) было два сына: Муваталли и Хаттусили.
Когда Мурсили ушел на «Черную землю» подземных владык, богов Истустая и Паная*, на трон империи неситов (в науке этот народ называют хеттами, хотя сами себя они называли неситы) взошёл старший из сыновей – Муваталли, мужчина зрелого возраста. Его младший брат Хаттусили, которому было чуть больше 17 лет, также не остался без дела. Муваталли возложил на брата весьма непростую миссию. Хаттусили возглавил борьбу с горными племенами касков, этого бича северных территорий государства. Каждый год неситам приходилось отбивать по несколько набегов горцев на свои земли, совершаемые, зачастую, многотысячными армиями.
В этой непрерывной войне Хаттусили показал себя талантливым военачальником и способным организатором и управленцем. Имея весьма ограниченные средства и силы (главные силы неситов (хеттов) были брошены на юг: в Сирии и Ханаане шли большие сражения с войсками государства Та-Мера (= Черная Земля) ( Египет)) Хаттусили не только остановил набеги горцев, но и отбросил касков на их старые территории. Освободил ряд регионов империи, которые ранее захватили каски. Отстроил множество разрушенных городов и селений; вернул в них жителей; многое сделал для восстановления былого благосостояния разорённых набегами земель.
К 25 годам Хаттусили являлся опытным администратором и военачальником. Потому царь Муваталли начинает привлекать Хаттусили к военным компаниям своих войск в Сирии, где шло широкомасштабное наступление войск правителя Та-Меры (Египта) воинственного царя Сети I (правил 21 год в 30-е – 20-е годы XIV века до н.э.). И на этом поприще Хаттусили показал себя настолько блестяще, что Муваталли стал готовить брата к должности главнокомандующего всех войск империи.
Во время одного из походов на юг, когда египтян выбили из египетской провинции Апка (Убе) с центром в городе Димашки (Дамаск), Хаттусили был назначен наместником этой территории. Но вскоре был отозван в Малую Азию: на северных границах империи вновь зашевелились каски.
В ходе этой поездки, Хаттусили проезжал город Лавацантию. Решил посетить местный храм богини Шаушки, которую царевич почитал как свою покровительницу, и был сражён. Пудухепа, дочь местного жреца Пентип-шарри, одним своим взглядом взяла в вечный плен прославленного военачальника и администратора. Плен оказался взаимным. Пудухепа также влюбилась по уши.
Некоторая задержка в Лавацантии и в город Хакписсу, свою резиденцию и ставку во время войн с касками, Хаттусили въезжал уже женатым человеком.
Брак оказался счастливым**. Молодые люди что называется нашли друг друга, а это далеко не всегда случается в жизни. Пудухепа оказалась умной, верной и любящей женой, и до конца дней Хаттусили имела на супруга, который также был влюблен в свою половину, огромное влияние.
В самые сложные моменты своей жизни Хаттусили мог положиться на Пудухепу.
Она помогала супругу, когда при дворе его брата царя Муваталли знатный несит Армадатта пытался обвинить Хаттусили в нарушении законов страны.
Она оказала существенную роль супругу, когда его племянник «Великий царь страны Хатти» Мурсили III, пытался расправиться со своим дядей (смотри публикацию «Неблагодарный племянник»).
Несколько раз выручала советами и своей деятельностью супруга, когда тот стал «Великим царем страны Хатти».
Так она сыграла немалую роль во время жестокого политического кризиса между правителем Та-Меры (Египта) Рамзесом II и «Великим царем страны Хатти» Хаттусили III, который едва не привел к новой большой войне между двумя империями.
Активно переписываясь с Рамзесом II и его жёнами после окончания хетто-египетской войны, Пудухепа, чтобы на корню загасить возможность новой войны между крупнейшими государствами Ближнего Востока, организовала не только брак своей старшей дочери Матнефруры (хеттский вариант имени не сохранился) с Рамзесом II, но и организовала поездку мужа в Та-Меру (Египет), случай неслыханный в дипломатической практике тех времен (чтобы независимый владыка империи посетил столицу такого же независимого владыки, с которым до этого много лет вел войну, не будучи вассалом и побежденным? Такого в те времена не знали!). Благодаря матери Матнефрура становится главной женой повелителя Египта.
У Хаттусили и Пудухепы было несколько сыновей и дочерей. Нам известны имена лишь трёх сыновей Хаттусили – это Ташми-шаррума, Тутхалия и Нерик-каилим.
Нерик-каилим был женат на дочери Бентесины, царя подвластного неситам (хеттов) южносирийского государства Амурру.
Ташми-шаррума долгое время считался наследником трона и носил титул «тухканти», но потом что-то произошло между отцом и сыном. Хаттусили отстранил своего старшего сына от власти и назначил новым наследником трона своего второго сына Тутхалию. После этого имя Ташми-шаррумы исчезает из источников.
Нам неизвестно, кто умер первым из супругов: Пудухепа или Хаттусили. Знаем лишь из источников, что их брак был заключен по любви, которую они пронесли до последних дней своей жизни.
(Источники: надписи Хеттских царей, «Молитва Пудухепы», переписка между царскими дворами Египта и «страны Хатти»).
* По верованиям трёх родственных индоевропейских народов: неситов (современные ученые зовут их хеттами), лувийцав и палайцев, - умершие уходили либо на «Черную землю» (по другому ее называли «Нижняя страна», где господами были боги Истустая и Паная, либо в «Обитель героев» бога Вурункатте и Бога Грозы войска. В «Обитель героев» попадали лишь воины, которые геройски пали в бою.
Подземное царство («Черная земля» / «Нижняя страна») по представлениям неситов, лувийцев и палайцев – это были луга, на которых паслись стада быков, овец, лошадей и мулов, и рощи, расположенные на берегу океана, имевшего черные воды.
** Так совпало (а, возможно, было задумано), что эта женитьба была ещё и: 1) очень сильным политическим ходом (потому что жена хеттского царевича принадлежала к хурритстой династии правителей этих земель; 2) говоря современным языком - сильным идеологическим ходом, с опорой на набирающий силу религиозный культ