Найти тему
ПроАниме

Важность первой серии аниме

Оглавление

Недавно я прочитала книгу Лизы Крон «С первой фразы: Как увлечь читателя, используя когнитивную психологию». В предназначенной для писателей книге автор делится наблюдениями на тему, что нравится читателю и почему, с точки зрения когнитивной психологии.

Приведенные в книге гипотезы, на мой взгляд, актуальны и для кинематографа, и для аниме, как производных от литературы. Поэтому я позволила себе поделиться с вами некоторыми своими соображениями на этот счет.

Так, Лиза Крон утверждает, что нашему мозгу нужны истории, потому что благодаря им, мы можем себе представить различные варианты событий и к ним подготовиться.

Кстати, Вы заметили, что некоторые герои исекаев, попадают в другой мир уже "готовенькими". То есть, в своем мире они уже были знакомы с подобными сюжетами из книг/манги/аниме и т.п., и при переносе реагируют гораздо спокойнее. Некоторые даже радуются. У них имеется представление, что их ждет, и куда податься. Другой момент, что их ожидания не всегда соответствуют действительности. Но мы то с вами, теперь точно готовы наверняка! XD

Другое утверждение Лизы Крон гласит, что, чтобы захватить наше внимание, история должна соответствовать нашим ожиданиям. Очевидно? Да! Так, например, аниме, от которого мы изначально ничего не ждем, вряд ли нас разочарует. С другой стороны, завышенные ожидания часто могут оказаться не оправданы. То же самое относится и к поступкам отдельно взятых героев произведения. Мы подсознательно ставим себя на место героев, и думаем о том, как правильно было бы поступить в той или иной ситуации. И когда поступки героя не соответствуют нашим ожиданиям, герой начинает раздражать своей глупостью/пацифизмом/агрессивностью или чем-нибудь еще (подставить нужное). Но, все люди разные. Наверняка, находятся и те, кому поступки того же героя кажутся правильными и логичными, ведь окажись в такой же ситуации, человек рассуждал бы аналогично герою и, вероятно, поступал бы так же. Отсюда рождается диаметрально противоположное отношение аудитории к тому или иному герою/аниме/книге.

"Наши ожидания зависят от сложного подсознательного представления о том, что должно происходить в истории: персонаж с ясно выраженной целью погружен в гущу событий и вынужден искать выход из ситуации, которая постоянно осложняется," - эта гипотеза Лизы Крон нашла у меня большой отклик. Мне это близко. Мне не интересны аниме, где у героев нет цели, и они просто плывут по течению, где ничего не происходит (эдакая мимишная повседневность "ни о чем").

И очень часто, как Вы знаете, я принимаю решение о целесообразности дальнейшего просмотра по первым сериям (а иногда хватает и нескольких секунд). Порой, меня за это критикуют, утверждая, что делать выводы по одной-двум сериям не правильно: сюжет еще не раскрылся и т.п. Не буду спорить. Некоторые сериалы раскачиваются медленно и могут "выстрелить" под конец. Однако, я очень ценю свое время. Есть еще много аниме, которые я не смотрела. И разумеется, мое время для просмотра сильно ограничено. Поэтому я не вижу смысла тратить его на произведения, которые не увлекли меня с первой серии. (Хотя иногда я все-таки возвращаюсь к первоначально забракованным произведениям и меняю свое мнение).

Что же говорит об этом Лиза Крон?

Читая первую страницу книги, читателю нужно ответить на три основных вопроса:
1. Чья это история?
2. Что здесь происходит?
3. Что находится под угрозой?

Заменим "первую страницу книги" на "первую серию аниме", получаем, что по первой серии зритель должен понять, кто главный герой, общую ситуацию и проблему из которой вытекают цели героя. Если первые два пункта чаще всего раскрываются. То с проблемой и целями все очень сложно.

Хотя, есть вполне достойные аниме, когда по первой серии может сложится неверное представление и о личности главного героя, и о происходящем в целом. А потом: "Бац!" и неожиданный поворот. И смотришь затаив дыхание, не можешь оторваться... Но это скорее исключение из правил. И к сожалению, после такого "неожиданного поворота" аниме часто все равно в итоге сливается.

А что по поводу первых серий некоторых онгоингов этого сезона?

1. Стесняшка/Shy

Порядок в мире поддерживается супер-героями. А героиня Японии - Стесняшка. Очень скромная школьница с кучей комплексов. Девочка впечатлительна настолько, что чуть не лишилась сил из-за самобичевания по поводу одной девочки, которая попала в больницу, потому что Стесняшка не успела спасти всех сразу. Кстати, если бы не она, девочка вообще не выжила бы...

***

С главной героиней этой истории все понятно. И она мне не очень симпатична. А вот с общей проблематикой, целями и прочим вообще ничего не понятно. И уже не хочется во все это вникать. Смотреть этот сериал дальше я не буду.

-2

2. Избрание Божества/ Kamierabi

После получения странного сообщения на смартфон, школьник в шутку загадывает непристойное желание, и благополучно об этом забывает. А вот желание исполняется только в несколько искаженном виде. Да и в окружающем мире возникают искажения. Например, на месте больницы вдруг обнаруживается строящееся здание. Плюс появление странного существа, набивающегося в напарники и утверждающего, что герой избран потенциальным кандидатом в Боги, и теперь ему придется сражаться на смерть с другими такими же (Где-то это уже было!). А еще одноклассница, гоняющаяся за ним с "ножичком" внушительных размеров... Да что здесь вообще происходит?!

-3

***

Для меня провальный во всех отношениях тайтл. Непонятный главный герой. Я даже имя его не запомнила. Но всепрощающий и готовый пожертвовать собственным благополучием, но не жизнью (и на том спасибо). Непонятная обстановка, хотя авторы и пытались внести ясность. Вот проблематика предельно ясна. Но, это не спасает. Ведь помимо прочего здесь еще убогая графика с не прорисованной массовкой и картонными движениями героев, плюс "юмор" ниже пояса, переходящий границы, и чрезмерная кровожадность... Смотреть не буду.

-4

3. Семейная жизнь легкомысленной ведьмы / The Family Circumstances of the Irregular Witch

Ведьма Алисса нашла в лесу человеческого младенца. (Родители, куда Вы вообще смотрите? Уже второй подкидыш в лесу в этом сезоне!) В свои 16 Виола имеет очень эффектную внешность, в отличие от приемной мамочки, которую принимают за ребенка...

-5

***

Яркий пример сериала "ни о чем". Инфантильная дочка, которая ведет себя как пятилетка, а выглядит как женщина под 30. Какой-либо серьезной проблемы и целей у героев не наблюдается. А ситуации слишком бредовые (это уже не комедия, а не знаю, что). Поэтому, и этот сериал я смотреть дальше не стану.

-6

К счастью, в этом сезоне много других достойных аниме, о которых я расскажу отдельно. До новых встреч!

-7