Найти тему
ALVI history

Народное образование (просвещение) в РСФСР/СССР 1917 - 1929 гг.

Оглавление

Ленинские реформы

Первые реформы

22 ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по просвещению, которая являлась временно исполняющей обязанности по управлению народным образованием в РСФСР.

Функции Министра народного просвещения были переложены на Комиссию по народному образованию - это решение принял Совет Народных Комиссаров (далее - Совнарком). Теперь управление образованием в стране было вертикально и горизонтально делегировано:

1) Председатель — народный комиссар по просвещению.

2) Секретарь Комиссии по народному просвещению.

3) Лица делегированные:

а. 3 представителя от Исполнительного Комитета Советов рабочих и солдатских депутатов;

б. 2 представителя от Исполнительного Комитета Всероссийского Совета крестьянских депутатов (по производстве выборов на съезде);

в. 2 от Всероссийского учительского союза; по одному:

г. от Академического союза;

д. от Центрального бюро профессиональных союзов;

е. от Всероссийского центра фабрично-заводских комитетов;

ё. от Центрального комитета петроградских пролетарских и культурно-просветительных организаций (впредь до создания подобного же всероссийского органа);

ж. от Всероссийского союза городов;

з. от Всероссийского земского союза;

и. от Всероссийской организации художников (как только она возникнет);

й. от Всероссийского студенческого союза (когда таковой образуется);

к. от Государственного комитета по народному образованию.

4) Лица по назначению Совета Народных Комиссаров: пятнадцать лиц, заведующих отделами.

Параллельно с делегированием обязанностей и функций по должностям, союза и др. Также появились и отделы, которые заведовали определённым подразделением образования:

  1. Отдел по введению всеобщей грамотности.
  2. Отдел автономных высших учебных заведений.
  3. Отдел министерских учебных заведений (впредь до их передачи муниципалитетам).
  4. Отдел муниципальных учебных заведений.
  5. Отдел дошкольного воспитания и помощи детям.
  6. Отдел внешкольного образования.
  7. Отдел помощи самостоятельным классовым просветительным организациям.
  8. Научный отдел.
  9. Отдел искусств.
  10. Финансовый отдел.
  11. Отдел статистики и экспериментальной педагогики.
  12. Отдел технических школ и политехнического образования.
  13. Отдел по подготовке преподавательского персонала.
  14. Отдел школьной медицины и гигиены.
  15. Отдел школьного строительства.

Ленин с самого начала работы Комиссии по просвещению определил, что этот орган не будет выполнять функцию по централизации всего народного образования. Он хотел, чтобы большая часть вопросов решалась на уровне местного управления, где каждый класс - солдатский, рабочий и крестьянский, занимались самостоятельно культурно-просветительской организацией. Тем самым, органы управления на уровне регионов, городов и образовательных учреждений получили полноценную автономию, по крайней мере Владимир Ильич стремился к этому и так считал. Но для самой Госкомиссии по просвещению он определил следующие функции - "служить связью и помощницей, организовать источники материальной, идейной и моральной поддержки муниципальным и частным, особенно же трудовым и классовым просветительным учреждениям в государственном общенародном масштабе".

Плакат пропаганда образования
Плакат пропаганда образования

11 декабря 1917 года было обнародовано Постановление Комиссариата по народному просвещению о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Наркома по просвещению (далее - Наркомпрос). Благодаря этому документу попытались решить один из важных вопросов образования в новом государство - кому будут переданы церковно-приходские школы. В итоги их передали в управление Комиссариата народного просвещения. Так, Комиссариат получил все виды образовательных учреждений, которыми ранее управляла Православная церковь, а также с ними перешло всё движимое и недвижимое имущество и всё, что находилось в зданиях и на земельных участках церковно-приходских учреждений (включая книги из библиотек, церковные ценности, капиталы, ценные бумаги и т.д.).

21 января 1918 года окончательно церковь была отделена от государства и школы. Был обнародован декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Основные задачи, которые ставил себе съезд Советов, - это демократизация школьного и общественного пространств, передача частных школ Наркомпросу, развёртывание социалистического строительства, борьба с контрреволюционной вылазкой буржуазной интеллигенции и применение всего ценного и полезного для нового строя с отсечением всего старого и царского.

30 мая 1918 года принято Постановление Совнаркома об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомство Наркома по просвещению. Это требовалось для преобразования образования и педагогики под социалистические реалии, сюда попали все виды учебных заведений от начально до высших, за исключением специальных образовательных учрежден для взрослых. Также Наркомпросу передали всю казну и всё имущество, право организовываться новые комиссии из представителей других заинтересованных ведомств.

Также в мае 1918 года отменили обязательное изучение латинского языка, было введено обязательное совместное обучение, то есть обоих полов и отмена отметок в школе и высших учебных заведениях. По мнению новой власти, это должно было уровнять всех учащихся независимо от их социального положения и гендерной принадлежности. Отсюда началось то самое советское равноправие в школе.

В Декрете Совнаркома РСФСР "О правилах приёма в высшие учебные заведения" от 2 августа 1918 года, все желающие могли поступать без экзаменов, при этом не требовался диплом, аттестат или свидетельство об окончании средней школы, а плата за обучение отменялась. Так, советское правительство и партия стремились изменить социальный состав студентчества, они хотели уровнять все слои населения. Тем самым, строить новое социалистическое общество, где все были равны.

30 сентября 1918 года было принято Положение об Единой трудовой школе РСФСР. А вступило в силу 16 октября 1918 года. Разработкой нового документа руководили: А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и П. Н. Лепешинский. Он вводил в России всеобщее начальное образование, общедоступность учебных заведений в стране, совместное обучение девочек и мальчиков, школа объявлялась светской. Теперь образование в школе делилось на 2 ступени: 1-ая - 8-13 лет, 2-ая - 13-17 лет. К 2-ум ступеням образование был добавлен ещё детский сад для детей 6 - 8 лет. Также были упразднены гимназии, начальные высшие школы, реальные училища и т.д.

Этот документ стал началом политехнизации школ и введение принципа организации учебного материала на основе общественно-трудовой деятельности. Это постановление дало хороший толчок в повышении грамотности среди населения, школа стала становиться ближе к реальной жизни, у детей развивали творческие способности, а школьников 1-ой ступени учили труду с 1 класса, они работали на придворовой зоне школы. Для старших классов ввели обязательные производственный труд, их учили техническим специальностям и готовили к работе на заводах, фабриках и сельских хозяйствах страны. Также стало уделяться внимание всестороннему развитию учащихся школ. У них появилась физическая культура, труды, гимнастика, лепка, музыка, пение, ритмика, игры и многое другое. Появились ученические организации, где школьники могли заниматься самоуправлением и проявлять инициативу.

Со всем выше сказанном, документ вводил:

  • 4-х часовое обучение в первые 3 года, 5-ти часовое в следующие 2 года и на 2-ой ступени - 6-ти часовое;
  • Вводился 1 обязательный выходной в неделю;
  • Задавать домашнее задание запрещалось, а наказания в школах не допускались;
  • Все экзамены - вступительные, переходные и выпускные - отменялись;
  • Ввели обязательные горячие завтраки бесплатно и предметы гигиенических норм;
  • Каждой школе обязательно отводилась 1 десятина в сельской местностях, а в городах, по мере возможности, не менее 500 кв. сажен.

В основном постановление задело школы, которые должны были готовить всесторонних профессионалов среднего и высшего звена. Это требовалось в стране стремительной индустриализации.

На 1919 год стоит отдельно отметить высшее образование, многие направления и факультеты тяжело давались неподготовленным рабочим и крестьянам, большая часть которых даже не окончили школы. Поэтому в ВУЗах вводились рабочие факультеты, где программа обучения шла в облегчённом формате.

1920-е

От 26 декабря 1919 года Совнарком РСФСР принял декрет "О ликвидации безграмотности в РСФСР", что положило начало программе по ликвидации безграмотности (далее - Ликбез). 19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию, которая и занималась ликбезом. Для людей 16 - 50 лет были организованы "ликвидационные пункты" и школы ликвидации неграмотности (обучение в них длилось около 3-4 месяцев). Для школьников 8 - 16 лет всё проводилось на уровне основной школы. Основные направления ликбеза - это обучение людей чтению, писанию, счёту и родному языку или русскому. Вся работа тех, кто привлекался на добровольной основе к обучению неграмотных, считалась трудовой повинностью или общественно-полезным трудом.

В 1923 году появилось новое общество "Долой неграмотность", организованное Нарком просвещения. В ней объединилось более 1.2 миллионов человек, которые помогли в подъёме культуры в деревне. Благодаря этому обществу проводились лекции, привозились учебники и книги, организовывались выставки и т.д.

Плакат пропаганда ликбеза
Плакат пропаганда ликбеза

Образование в советских школах 1920-х гг. было семилетним, следующий этап - это профессиональное образование (или старшая школа - сюда входили училища, техникумы и институты), что в общей сложности давало 9-10 лет обучения. При этом всеобщее образование в республиках СССР вводилось не единовременно. В 1924 введено в УССР, в 1926 - БССР и под конец 20-х в ЗСФСР и территории Средней Азии. Так, только к началу 1930-х сформировалось всеобщее начальное образование.

Плакат о пропаганде ликбеза, 1920-е гг.
Плакат о пропаганде ликбеза, 1920-е гг.

Высшее образование

Тяжёлая ситуация сложилась в ВУЗах в 1920-х гг. для советского правительства, мало того что рабочим было тяжело учиться, что отмечено выше, так и не хватало специалистов преданных социалистическим идеям. Поэтому государству пришлось прибегнуть к профессионалам старой закалки. Эта ситуация изменилась лишь в первые годы первой пятилетки - тогда пришло около 150 тысяч человек рабочих факультетов.

Плакат пропаганда образования, 1930-е гг.
Плакат пропаганда образования, 1930-е гг.

А до этого, 21 июня 1921 года, были утверждены новые правила приёма в ВУЗах, которые предусматривали, что в первую очередь будут приниматься лица, окончившие рабфакультеты, лица физтруда, члены РКП(б) и комсомольцы, а остальные будут приняты только при наличии свободных мест. Также была разрушена инициатива правительства от 1918 году о бесплатном образовании, Декретом ВЦИК и Совнаркомом РСФСР от 22 марта 1923 года вводилось платное образование - 5% от общего дохода наёмных рабочих и служащих. Но в каждом ВУЗе обязательно должно было быть 25% бесплатных мест, которые распределялись в зависимости от материального состояния каждого человека и их социального положения. В дополнении к Декрету от 28 июля 1924 года уже были определены ограничения на взимание платы:

  • Первый пояс - менее 55 рублей;
  • Второй пояс - менее 50 рублей;
  • Третий пояс - менее 45 рублей.

Отдельно отметим что такое пояс:

"Ценовые пояса в СССР делились на 3 зоны: в I пояс входили Москва, Ленинград, Прибалтика, столицы союзных республик, в III пояс входили города Крайнего Севера, Новая Земля, Колыма, а во II все остальные города. Цены устанавливались с учетом дальности доставки товаров первой необходимости от места производства".

Сталинские реформы

Уже после смерти Ленина, во время партийной борьбы и власти Иосифа Виссарионовича Сталина, было принято постановление Совнаркома РСФСР "О сокращении наличного количества учащихся в вузах". С этого момента начались "чистки", которые выглядели в виде исключения из учебных заведений неуспевающих студентов, но, в целом, учитывалось множество фактов от социального происхождения до политических взглядов студента. Благодаря этому постановлению советское руководство получило возможность для "удаления" социально "чуждых" элементов (у которых родители были или имели связи с белым движением, контрреволюционерами и подобными людьми). Так, за 1924 год было отчислено 18 тысяч студентов, а за 1925 год - ещё 40 тысяч. И тут стоит отдельно отметить, что в правительстве формировались планируемые нормы отчисляемых, которых должно было быть около 20-30% от общего числа студентов. Для страны складывалась не лучшая обстановка, в борьбе с "чуждыми" элементами в образовании, невиновные студенты, попавшие под руку государства, кончали жизнь самоубийством, спивались или скатывались на дно общества. И лишь малая часть стремилась поступать снова, но им приходилось доказывать, что они никак не связанны с контрреволюционерами и иностранной буржуазией.

В первые года управления Сталина в стране рос дефицит высококвалифицированных преподавательских кадров, которое привело к низкому уровню подготовки на рабочих факультетах. В целом, приём проходил на основе вопросов о социальном происхождение, а выпускной экзамен проходил в форме итоговой беседы студента с преподавателем. Что при поступление, что при выпуске комиссия и преподаватели закрывали глаза на не подготовленность человека к учёбе или к работе. Сложилась даже "традиция" принимать в университет как можно более "пролетарского" человека - сюда входила неопрятная внешность, грубость, отсутствие приличных манер и т.д. Им было легче всего поступить, но такое, естественно, было не везде. По итогу, с первыми выпусками рабфака, власть поняла, что добиться с ними большого результата у них не выйдет, поэтому правительство пошло в разрез со своими интересами. Они пригласили преподавать интеллигенцию или по-другому "непролетариат". Вследствие чего, профессиональные инженеры-техники получили право направлять своих детей на поступление в ВУЗы на бесплатной основе.

Немного статистике по количеству учащихся в начальной и средней школах* (чел. тыс.):

На 1915 год - 7.896 тыс.

На 1922 год - 7.918 тыс.

На 1923 год - 6.808 тыс.

На 1925 год - 8.429 тыс.

На 1926 год - 9.487 тыс.

На 1927 год - 9.903 тыс.

Плакат пропаганда образования, 1931 г.
Плакат пропаганда образования, 1931 г.

За период 1917 - 1930 гг. советской власти удалость ускорить процесс повышения грамотности среди населения и увеличения числа образовательных учреждений. Число обучающихся в школах выросло на 2-3 млн. чел. Студентов на 1914 год насчитывалось 127 тыс. чел., к 1927 году 169 тыс. чел., а к 1930 году уже 272 тыс. чел. Параллельно советское правительство создавало алфавиты для малочисленных народов, обучала их грамоте и проводило мероприятия по развитию местных культур и традиций. Также росло число школ и университетов, государство дало возможность для всех граждан получение образования.

Однако не всё прошло так гладко, страна потеряла время пока боролась с интеллигенцией, которая приняла новую советскую власть. И также потеряла множество рабочих рук, которые обучались у непрофессиональных педагогов и неквалифицированных специалистов. При "чистках" в ВУЗах некоторые студенты не справлялись с таким давлением, а те, кто старались всё исправить и поступали снова, требовалось много усилий, чтобы доказать, что они никак не связаны с контрреволюционерами. В дополнение, правительство СССР не смогло полностью реализовать свою идею о равноправном и всеобщем бесплатном образовании. Бюджеты которые требовалась на обучения больших масс населения были больше, чем те суммы, которые вкладывались в образование в стране. Это привело к введению платного обучения в ВУЗах в зависимости от социального положения человека. Однако этого всё равно не хватало, что в последствие станет большой проблемой к 1940 году.

Плакат пропаганда ликбеза
Плакат пропаганда ликбеза

Если хотите читать большей статей и постов об истории России и Мира, то подписывайтесь на канал! Буду благодарен за поддержку.

Автор: Горшков И.С.

Литература:

  1. Музейреформ. Закон об оплате обучения 1923-1927 гг. URL: http://музейреформ.рф/node/13815
  2. Ленин. Ленин и народное образование. URL: https://leninism.su/books/3601-lenin-nauka-i-prosveshhenie.html?start=2
  3. Большая советская энциклопедия. Народное образование. URL: https://gufo.me/dict/bse/СССР_Народное_образование
  4. Медынский Е.Н. Народное образование. URL: https://djvu.online/file/ieKHQIFIFNfTK
  5. Право. Собрание узаконений и распоряжений от 16 декабря 1921 года. URL: https://pravo.ru/doc/view/375/
  6. Право. Постановление. URL: https://pravo.ru/news/view/111492/
  7. Прорывист. Школьное образование в сталинском СССР. URL: https://prorivists.org/inf_schooling-1950/