Найти в Дзене

Сложное предложение в 8 задании ЕГЭ: следуй за союзами

Я обожаю синтаксис, потому что он подобен математике или физике: любое предложение можно записать формулой (схемой). Выкусите все физматы, кричащие на моих уроках, что русский язык им не понять. Если вы можете понять элементарный курс физики, значит синтаксис для вас не проблема. Лирическое отступление окончено. Будем разбираться по порядку: что есть сложное предложение? И в чем разница между сложным и осложненным предложением? Сложное предложение: Это предложение (как ни странно), которое имеет две более грамматические основы, или две и более части. Получается, что сложное предложение просто склеивают из нескольких простых. Иногда мои ученики говорят, что сложное предложение — это то, в котором несколько подлежащих и сказуемых. Это не совсем так. На мой взгляд, дьявол кроется в деталях, и конкретно это определение ведет к ошибкам. Вот предложение, где два подлежащих и два сказуемых, даже запятая есть. По схеме можно понять, что предложение простое и осложнено однородными подлежащими
Оглавление

Я обожаю синтаксис, потому что он подобен математике или физике: любое предложение можно записать формулой (схемой). Выкусите все физматы, кричащие на моих уроках, что русский язык им не понять. Если вы можете понять элементарный курс физики, значит синтаксис для вас не проблема.

Изображение сгенерировано в приложении dream.ai
Изображение сгенерировано в приложении dream.ai

Лирическое отступление окончено. Будем разбираться по порядку: что есть сложное предложение? И в чем разница между сложным и осложненным предложением?

Сложное предложение:

Это предложение (как ни странно), которое имеет две более грамматические основы, или две и более части. Получается, что сложное предложение просто склеивают из нескольких простых.

-2

Иногда мои ученики говорят, что сложное предложение — это то, в котором несколько подлежащих и сказуемых. Это не совсем так. На мой взгляд, дьявол кроется в деталях, и конкретно это определение ведет к ошибкам. Вот предложение, где два подлежащих и два сказуемых, даже запятая есть.

-3

По схеме можно понять, что предложение простое и осложнено однородными подлежащими и сказуемыми. Но почему я сделала такой вывод?

Чтобы понять разницу между сложным и осложненным внимательно посмотрим предложение №1: только утро было солнечным, а «шёл дождь» никак не относится к «утро было солнечным».

А вот в предложении №2 наоборот: и утро, и день, вместе, были солнечными и холодными. И вопрос мы будем задавать от двух слов «утро» и «день» (что делали?) «были солнечными» и «дождливыми».

-4

Есть еще одна проверка: между частями сложного предложения мы можем поставить точку:

Утро было солнечным. Днём шёл дождь. (Каждое предложение самостоятельно).

А вот в простом такой трюк не пройдет:

Утро и день были солнечными. Холодными. (Второе предложение не понять без первого).

Какими бывают сложные предложения?

Если вы хотите разобрать сложное предложение, то нужно следовать за союзами так же, как Алиса за белым кроликом.

Изображение сгенерировано в приложении dream.ai
Изображение сгенерировано в приложении dream.ai

Есть союзы сочинительные (и, или, либо, да, но, а), а есть подчинительные (который, что, чтобы, где, куда, когда, откуда, потому что, поэтому). Если части сложного предложения соединены сочинительными союзами, то предложение сложносочиненное (ССП). Если подчинительными — сложноподчинённое (СПП). Бывает такое, что союз вовсе отсутствует, тогда предложение бессоюзное сложное (БС).

ССП: Утро было солнечным, а вечером шёл дождь.

СПП: Утро было солнечным, хотя вчера шёл дождь.

БС: Утро было солнечным — вчера вечером шёл дождь.

Типичные ошибки в 8 задании:

Ошибка №1: «то, что» не нужно

Сложные предложения тесно связаны с союзами. И ошибки в сложных предложениях появляются именно из-за них или связаны с ними.

Часто в разговорах с друзьями мы можем позволить себе такое: «Я подумал то, что ты не придешь». Видимо, составителям ЕГЭ надоела эта конструкция, теперь все будут знать, что без местоимения «то» рядом с союзом «что» можно обойтись.

Не стоит употреблять то:

Я решил то, что сегодня никуда не пойду.

Без «то» не обойтись:

Я увидел тогда то, что никогда не забуду.

Итак, оставлять местоимение можно только в тех случаях, когда его нельзя выбросить.

Ошибка №2: «то, что» надо

Бывают случаи, когда выкидываешь «то», но получается коряво, оставляешь — коряво. Это значит, что местоимение стоит в неправильной форме.

Например: «Я указывала то, что в тексте есть ошибки».

Исправляем: «Я указывала на то, что в тексте есть ошибки».

Ошибка №3: изобилие союзов

Каждый союз на стыке частей должен выполнять свою работу. Если он болтается без дела, такой союз лишний и от него нужно избавиться.

Например: «Я знаю, что во сколько ты возвращаешься».

Иногда несколько союзов подряд используется оправдано, потому что каждый выполняет свою важную работу:

Я говорил, что, если завтра будет дождь, мы никуда не едем.

Союз «что» соединяет первую и третью части, а «если» третью и вторую

Я говорил, (что именно?) что мы никуда не едем, (при каком условии?) если завтра будет дождь.

Стоит напомнить, что иногда в восьмом задании есть предложения с ошибкой в косвенной речи. Эти предложения считаются сложными, так что, если у вас нет варианта грамматической ошибки «косвенная речь», но есть вариант «ошибка в построении сложного предложения», нужно выбрать последний.

Ошибка №4: коварное союзное слово

В сложноподчиненных предложениях иногда возникает путаница. Например, если внимательно прочитать это предложение, то возникнет вопрос: «Что не так с автором?»:

Вчера мой друг видел мальчика у леса, который ходил с ним на тренировки по боксу.

Из предложения мы делаем вывод, что лес ходил на тренировки по боксу. И тогда другу срочно нужно обратиться к врачу. Однако, переставив придаточную часть, мы сможем излечить нашего друга от неприятного психиатрического диагноза:

Вчера мой друг видел у леса мальчика, который ходил с ним на тренировки по боксу.

Что я думаю?

Чтобы найти ошибку в сложном предложении, нужно:

  1. Точно представлять, что такое сложное предложение;
  2. Следовать за союзами так же, как Алиса за белым кроликом;
  3. Если есть «то», попробовать выбросить;
  4. Если нет «то», ищем несколько союзов подряд;
  5. Проверить, нет ли ошибки в предложениях с косвенной речью;
  6. Проверить СПП и логичность расположения придаточных частей.

Кстати, автор красивых картинок — искусственный интеллект. Некрасивые рисовала я.