Иногда люди носят футболки, на которых напечатаны ответы на самые ходовые вопросы, поскольку устали на них постоянно отвечать. Это смотрится очень смешно. Вот и я хочу ответить на самые популярные вопросы про Стамбул, которые мне задают обеспокоенные знакомые и родственники из России. Ведь они одни и те же из месяца в месяц.
Но сначала – мини-экскурс в начало 90-х, когда только-только распался СССР. В период перемен у людей поменялись ценности, люди стали узнавать много нового и ранее, в советский период, от них скрытого. Инопланетяне, полтергейст «барабашка», девочка, которую похищали инопланетяне, и мальчик, который родился и сразу знает пять языков. Такие истории печатали в газетах и даже показывали по ТВ, и потом их бурно обсуждали в семьях, во дворах, пересказывали друг другу.
Но особой популярностью у россиян пользовалась статья, которая вышла тогда в одной из центральных газет. Там было написано, что в Москве в метро по тоннелям ходят трёхметровые крысы-монстры и что эти мутанты нападают по ночам на работников.
Так вот в какой город я тогда ни приезжала бы, первым вопросом от местных, узнавших, что я из Москвы, был: «А правда, что у вас там в метро КРЫСЫ?» И это последнее слово произносилось с потаенным ужасом.
Поняли, к чему это я? А к тому, что издалека все кажется страшнее и несколько не так, как есть на самом деле.
Итак, вот рейтинг самых популярных вопросов-страшилок по Стамбул, на которые сейчас отвечу.
Эксперт предсказал, что в Стамбуле ожидается страшное землетрясение. Не боитесь?
Да, ученые прогнозируют в Стамбуле землетрясение выше 7 баллов, поскольку исторически такие мощные толчки происходят в городе примерно раз в 30 лет, а последнее сильное землетрясение было в 1999-м. Обычно разлом под Мраморным морем возле Стамбула долго накапливает энергию, а потом сбрасывает. Но предсказывать такие события точно ученые пока не научились, а могут говорить лишь о вероятности. И вся фишка в том, что землетрясение в Стамбуле может случиться через час, а может и через 10 лет. И при этом оно может быть 7-балльным, а может быть и слабее.
Жить и постоянно ждать его – глупо. Гораздо большая вероятность – что тебя собьет машина (не дай Бог, конечно).
Мегаполис живет, развивается, тут строят небоскребы, здесь проводят международные встречи на высшем уровне, люди женятся, рожают детей, поступают в вузы, работают. По вечерам ходят в кафе и рестораны. В общем, наслаждаются жизнью, а не сидят и не думают о гипотетическом землетрясении. Общая атмосфера тут настолько расслабленная (как итальянцы говорят, «транквилло»), что как-то и не думается о таких вещах.
Ну а «предсказание» про мегаземлетрясение местные СМИ достают из пыльного мешка из года в год. Потом о нем забывают, а потом вспоминают опять.
Правда, что Стамбул затопило? Вы не пострадали?
Стамбул – огромный. Каждый район – как маленький городок. Возможно, сегодня (или вчера) где-то прошел сильный ливень и что-то где-то подтопило. Тут перепады высот нереальные и, конечно, в низинах такое возможно. Но сколько мы тут живем (в том числе жили в туристическом центре зимой и в начале весны, т.е. в самый «осадочный» период года), никогда не ощущали на себе каких-то мощных ливней. Зимой – просто дождик идет. Летом – как в Крыму: если прошла гроза, через несколько часов уже все высохло.
Ну а уйти под воду Стамбул не может по одной простой причине, что он огромный. Вот разве возможно затопить всю Москву? Подземный переход в ней – да. Какую-то улицу – да. Но не весь же город. А тут еще, в отличие от Москвы, много очень высоких участков.
Кстати, на сегодня у нас в районе прогноз ставил сильные ливни и грозы. По факту же утром было пасмурно, а сейчас, в четыре часа дня, светит яркое солнышко.
Турки нашим женщинам проходу не дают. К вам в Стамбуле пристают?
Нет, на мой взгляд, турецкие мужчины даже, наоборот, относятся к женщинам уважительнее. Ни разу не замечала, чтобы мне или дочке отпускали вслед какие-то реплики или вообще кто-то пытался пристать на улице.
Мы ходим по своим делам, ездим в транспорте, посещаем магазины, пользуемся услугами госучреждений. Мужчины, наоборот, ведут себя корректно и дружелюбно. Стараются помочь, что-то подсказать. И я, и дочка спокойно выходим из дома даже поздно вечером, и даже ночью (например, мусор вынести). Вечером по ощущениям тут спокойнее, чем в Москве.
Однажды мы очень припозднились, транспорт уже не ходил, и мы пошли домой от метробуса пешком. Было 2-3 часа ночи. В районе работали некоторые ресторанчики, машины ездили, люди шли по своим делам. По дороге я зашла в ночной магазинчик, а дочка осталась меня ждать на улице. Вдруг видит – к ней направляется мужичок. Она напряглась, а он подошел и всучил ей магнитик с рекламой какой-то фирмы. Потом я вышла из магазина, он и мне эту рекламу втюхал, потом некоторое время шел параллельно с нами (видимо, ему было по пути), раскладывал везде свои магниты, а нам пожелал «Доброй ночи».
Да, и когда жили в самом центре, тоже поздно вечером на улицу выходили. И не боялись.
Кстати, если брать обычные районы Стамбула, где живут обычные люди, то я заметила следующее. Тут практически нет безлюдных мест. Даже если ты идешь вечером и видишь пустырь или какой-то недостроенный дом, то значит, там будет обязательно сидеть турок с термосом, попивающий чай. Или несколько турков. Или то и дело мимо будут проезжать машины, из которых будет доноситься громкая турецкая музыка. Иными словами, ты постоянно будешь на виду.
Я ранее писала только про один случай на пляже, когда с нами активно захотели познакомиться, но это все-таки совсем не выглядело как приставание. Скорее, как навязчивое желание общаться, но да, это нас очень напрягло.
Вообще же бесцеремонное приставание к женщинам на улицах (например, в России) чаще всего происходит, когда мужчина хлебнет лишнего: тогда ему и море по колено, и хочется любви. А тут они не пьют, а на трезвую голову пристать к прохожей – какой смысл?
Однако допущу, что если бы я или моя дочка надели бы юбку, едва прикрывающую попу, кофту с глубочайшим декольте, сделали боевой раскрас и пошли по улице, виляя бедрами и бросая на прохожих пылкие взгляды а-ля «Хочу любви», то к нам 100% кто-нибудь да пристал бы. Но поскольку мы ведем себя вполне обыденно, у мужчин нет мысли о том, что к нам можно так отнестись.