Как известно Раневская любила употреблять крепкие выражения. Она не стесняясь, на репетициях, прилюдно, использовать ненормативную лексику. Что скрывать, многим коллегам - актерам это нравилось. Скандал для них обязательная часть репетиции. ( Про специфику театра Моссовета хорошо написал Евгений Стеблов в мемуарах "Против кого дружите"). Вот Фаина и эпатировала.
В 1966 в ее театре им. Моссовета начались репетиции спектакля "Странная миссис Сэвидж". Спектакль этот стал, как показало время, коронным в театральной биографии и Раневской и театра. Почему театра? Потому, что после Раневской роль мисисс Сэвидж играла и Любовь Орлова и Вера Марецкая. Гранды!
Так вот. Ставил "Миссис Сэвидж" режиссёр Леонид Верпаховский. Человек интересной судьбы, оттрубивший 12 лет в сталинских лагерях. Ему "повезло" сесть еще в 1936, а выйти в 1948. Ненормативную лексику, ее изыски, как вы понимаете, он знал ОТ и ДО. Мог разговаривать на нем как сейчас разговаривают школьники во дворе своих школ. А тем более мог переговорить на нем Сталинскую лауреатку. Однако мат он не терпел. Абсолютно! Не переваривал всеми фибрами своей души. Понять его можно, тем более, что в театре у него были свои единомышленники.
Но что же делать с Раневской, как укротить ее нрав? Она, ведь, была неуправляема, ее статус в театре имени Моссовета был особенный. Попробуй потребуй от нее быть сдержаннее в выражениях - так измажет, что через 100 лет тебя будут вспоминать только потому, что тебя полила помоями Фуфа.
И вот что придумал Верпаховский — он стал репетировать с Фаиной Григорьевной роль в одиночку, сидя на...скамейке Страстного бульвара города Москвы. Само собой, что там Фаине пришлось сдерживаться, зрителей-то вокруг нет, а проходящим горожанам было невдомёк , что знаменитая актриса известна в театральных и кино кругах как пропагандистка "сортирного юмора". В то время не издавали сборники ее афоризмов и нравы обывателей были чуть иными, в отличие от современных.Короче, зрителей нет. И работа пошла успешно. Много успешнее! Правда, когда они вернулись на сцену, то Раневская, добирала свое... в отсутствие Верпаховского.
Добавлю, что Леонидом Викторовичем Раневская была недовольна по еще одной причине. Режиссёр не давал ей в "Странной миссис Сэвидж" чрезмерно педалировать те трагедийные моменты, которые были в ее роли. Но от этого спектакль только выиграл. На взгляд многих современников.
Кроме того, столь близкое общение пошло на пользу и самому Верпаховскому. Он научился подражать ее голосу, вызовая такси. Диспетчерам он говорил примерно следующее: "Милочка, это говорит Раневская. Прошу вас, голубушка, пришлите поскорей машину. Я сейчас там-то". И "Волга" с шашечками подавалась мгновенно. Популярна Фаина была, популярна. Сомнению это не подвергается.
Статьи по теме: