Работа профессиональным водителем всегда считалась достаточно непростой, но при этом хорошо оплачиваемой, в особенности в Европе. Интересно отметить, что данная работа является одной из излюбленных сфер выходцев из восточной Европы, поэтому этот рынок представлен большим количеством выходцев из таких стран как Румыния, Украина, Белоруссия и Россия. Хорошая оплата является одной из причин, почему наши соотечественники и соседи так заинтересованы в данной профессии. Но, друзья, пройти этот путь "с нуля" будет крайне непросто, а часто и достаточно дорого. А без получения необходимого минимума документов начать работать на территории Европы, даже при огромном желании, будет просто невозможно. И одним из важнейших документов на пути в мир европейских дорожных перевозок является документ, который в Испании называется “CAP”, он же - код 95. Что же такое этот CAP, и почему его требует все транспортные компании при приеме водителей на работу, я расскажу в данной статье.
Что такое CAP (код 95) ?
CAP это аббревиатура с испанского "Certificado de aptitud profesional", что переводится как "Сертификат о профессиональной пригодности". В других странах Евросоюза (например Польша, Германия и др.) можно встретить другое название - код 95. Это разные названия одного и того же документа, подтверждающего квалификацию профессионального водителя. Многие начинающие водители, желающие начать свою карьеру в сфере международных перевозок пассажиров или грузов, сегодня задаются этим вопросом, как получить данную квалификацию. Поэтому далее в статье мы разберемся, что это за документ, кому он необходим и как его получить в Испании.
Итак, возможно для многих будет сюрпризом, но для того, чтобы работать в сфере грузоперевозок и пассажирских перевозок в Европе, недостаточно просто иметь водительские права соответствующей категории. То есть, чтобы работать дальнобойщиком, недостаточно иметь права категории С или С+Е, а чтобы работать водителем автобуса, недостаточно иметь права категории D.
Помимо получения водительских прав требуется также пройти обучение, сдать экзамены и получить документ, подтверждающий факт того, что вы являетесь профессиональным водителем, то есть не просто автолюбителем, а специалистом, обладающим квалификацией, позволяющей профессионально осуществлять деятельность в сфере дорожных перевозок пассажиров или грузов. Это подтверждающий документ и есть Сертификат профессиональной квалификации (CAP). В Испании этот документ представляет из себя отдельную карточку, похожую по форме и по содержанию на водительские права, которую профессиональный водитель во время работы обязан возить всегда с собой вместе с правами. В некоторых других странах не выдают отдельный документ, а в пункте 12 водительских прав проставляют отметку "код 95", данная отметка выполняет ту же самую функцию.
Существует огромное количество различных документов, регулирующих сферы пассажирских и грузоперевозок на территории Европы, но я выделю ниже два основных норматива, регулирующих профессиональную квалификацию водителей, на случай если читатель захочет обратиться к первоисточникам.
Первый и основной документ это Директива Европарламента 2003/59/CE;
Второй документ это Директива Европарламента 2018/645.
Кому нужен и кому не нужен CAP. Исключения.
Не требуется первичное получение CAP тем водителям, кто получил права категорий:
D1, D1+E, D, D+E до 11 сентября 2008,
C1, C1+E, C, C+E до 11 сентября 2009.
Также не требуется наличие CAP, независимо от даты получения прав, для водителей автотранспортных средств:
- максимальная разрешенная скорость которых не превышает 45 км/ч;
- используемых органами и подразделениями вооруженных сил, гражданской защиты, пожарными, силами и органами безопасности, автомобилями скорой медицинской помощи, либо любого другого автотранспорта, находящегося под контролем вышеперечисленных органов, при выполнении своих служебных задач;
- которые выполняют дорожные испытания с целью технических улучшений, ремонта или ввода в эксплуатацию дорожных покрытий;
- управление которыми требует наличие прав категории D1 или D, без пассажиров, управляемых техническим персоналом во время его передвижения из транспортной компании в центр технического обслуживания и обратно, в случаях когда управление транспортным средством не является основной работой водителя;
- используемых в чрезвычайных ситуациях, с целью спасения или гуманитарной помощи;
- используемых для обучения в автошколах для получения водительских прав или профессиональной квалификации водителя;
- являющихся личным транспортом, используемым для перевозки грузов или пассажиров в личных целях;
- являющихся частным дополнительным транспортом, используемым исключительно для перевозки материалов или оборудования, необходимого для осуществления водителем своей профессиональной деятельности, в случаях, когда управление автотранспортом не является основной профессиональной деятельностью водителя;
- предназначенных исключительно для использования установленного на них на постоянной основе оборудования, такого как подъемные краны, бурильные установки и т. п.;
- предназначенных для передвижения на закрытых территориях, которые выполняются с целями, отличными от деятельности по дорожным перевозкам;
- используемых для движения в сельскохозяйственных зонах с целью обеспечения снабжения собственной фирмы/компании, и выполняются на нерегулярной основе;
- используемых или арендованных без водителя сельскохозяйственными, садоводческими, лесными, животноводческими или рыболовецкими компаниями, для перевозки грузов в рамках своей собственной деятельности, в радиусе не более 100 км от центра своей хозяйственной деятельности, когда вождение не является основной работой водителя.
В каких странах требуется
В странах Евросоюза, Швейцарии и Норвегии.
Как проходит обучение
Первичное получение. Если у вас раньше никогда не было квалификации профессионального водителя, необходимо пройти первичное обучение и сдать экзамен. Изначальная квалификация существует двух типов: по перевозке грузов и пассажиров. Необходимо выбрать нужный вам курс (грузы или пассажиры), записаться на курс и обязательно посещать все занятия. Учет очень строгий, вход и выход в классы проходит по отпечатку пальца. Ответственное министерство в Испании за это обучение - Министерство образования, в отличие, например, от теории на водительские права, сдача которой проходит в местных DGT (по-нашему: ГАИ). Есть обычный курс, длительностью 280 учебных часов, и ускоренный - 140 учебных часов. Разница в возрасте студента. Если вам есть 21 год, то вам подойдет ускоренный курс. Для тех кому от 18 до 21, потребуется курс в 280 часов. Примерно по времени 140 часовой курс это 1-1,5 месяца обучения, 5 дней в неделю, примерно по 5 часов в день. Пропустить можно максимум 5% времени по очень уважительной причине. Если пропустил больше - теряешь весь курс и оплаченные за него деньги. Сдавать на проф квалификацию можно еще до того, как получил водительские права. Если сдали экзамен и получили карту CAP, срок ее действия - 5 лет, затем нужно продлевать.
Продление. По истечение 5 лет, нужно пройти новый теоретический курс длительностью 35 часов, после чего продлить разрешение на следующие 5 лет. Экзамена тут нет, достаточно отсидеть курс.
Расширение. Если у вас есть CAP на грузоперевозки, и вы хотите расширить его также и на перевозку пассажиров (и наоборот), необходимо пройти дополнительный "расширяющий" курс длительностью 35 часов, и сдать соответствующий экзамен.
Программа обучения
75% теоретического материала - общая как для грузоперевозок, так и для пассажирских перевозок и 25% - специфический материал, в зависимости от типа CAP (грузы или пассажиры).
Примерная тематика будет включать в себя такие темы как: рациональное вождение, механика, техническое устройство тяжелых автомобилей, устройства активной и пассивной безопасности, минимизация износа систем и расхода топлива, аномалии в работе авто, безопасное вождение, здоровье, дорожная безопасность, рабочие риски, работа с тахографом, законодательство в сфере международных дорожных перевозок, правила работы с грузами и пассажирами, CMR, прочая сопровождающая документация, а также предусмотрено 10 часов практических занятий (т. е. 140-часовой курс делится на 130 часов теории и 10 часов практики).
Экзамен
В Испании экзамены на CAP проводятся 6 раз в год. Между завершением теоретического курса и экзаменом по испанскому закону должно пройти минимум 1 месяц, не понятно почему. После прохождения курса нужно сдать экзамен в течение 1 года, если не получится, курс аннулируется и нужно будет начинать заново эти 140 часов.
Первичное получение. Экзамен вида тест на 100 вопросов. Каждый правильный ответ дает +1 балл, каждый неправильный ответ это минус 0,5 балла, неотвеченный вопрос ни вычитается и ни суммируется, то есть дает 0. Таким образом, ответив правильно на все вопросы, получите максимальные 100 баллов. Чтобы сдать экзамен нужно набрать 50 и более баллов.
Расширение. Как уже упоминалось выше, если у вас есть CAP-грузоперевозки и хотите чтобы был и на грузы и на пассажиров, а также наоборот, если у вас есть CAP-пассажиры и хотите, чтобы у вас была квалификация и на пассажиры и на грузы, нужно пройти тест на 25 вопросов, схема подсчета баллов такая же, при наборе 12,5 баллов и более тест считается сданным.
Итоги
В целом, подводя итог скажу, что это очень ресурсоемкий и сложный процесс, занимающий минимум 3 месяца. Но, при желании, нет ничего невозможного. В этой статье я предоставил общую информацию, для тех, кто только планирует записаться на курсы профессиональных водителей в Испании, а в своей следующий статье я расскажу уже о своем личном опыте получения CAP, потому что совсем недавно и я прошел этот путь и успешно сдал квалификационный экзамен!