Найти в Дзене

Квалификация профессионального водителя в ЕС. CAP, код 95. Общая информация.

Оглавление

Учебник по CAP (certificado de aptitud profesional de los conductores)
Учебник по CAP (certificado de aptitud profesional de los conductores)

Работа профессиональным водителем всегда считалась достаточно непростой, но при этом хорошо оплачиваемой, в особенности в Европе. Интересно отметить, что данная работа является одной из излюбленных сфер выходцев из восточной Европы, поэтому этот рынок представлен большим количеством выходцев из таких стран как Румыния, Украина, Белоруссия и Россия. Хорошая оплата является одной из причин, почему наши соотечественники и соседи так заинтересованы в данной профессии. Но, друзья, пройти этот путь "с нуля" будет крайне непросто, а часто и достаточно дорого. А без получения необходимого минимума документов начать работать на территории Европы, даже при огромном желании, будет просто невозможно. И одним из важнейших документов на пути в мир европейских дорожных перевозок является документ, который в Испании называется “CAP”, он же - код 95. Что же такое этот CAP, и почему его требует все транспортные компании при приеме водителей на работу, я расскажу в данной статье.

Что такое CAP (код 95) ?

CAP это аббревиатура с испанского "Certificado de aptitud profesional", что переводится как "Сертификат о профессиональной пригодности". В других странах Евросоюза (например Польша, Германия и др.) можно встретить другое название - код 95. Это разные названия одного и того же документа, подтверждающего квалификацию профессионального водителя. Многие начинающие водители, желающие начать свою карьеру в сфере международных перевозок пассажиров или грузов, сегодня задаются этим вопросом, как получить данную квалификацию. Поэтому далее в статье мы разберемся, что это за документ, кому он необходим и как его получить в Испании.

Итак, возможно для многих будет сюрпризом, но для того, чтобы работать в сфере грузоперевозок и пассажирских перевозок в Европе, недостаточно просто иметь водительские права соответствующей категории. То есть, чтобы работать дальнобойщиком, недостаточно иметь права категории С или С+Е, а чтобы работать водителем автобуса, недостаточно иметь права категории D.

Помимо получения водительских прав требуется также пройти обучение, сдать экзамены и получить документ, подтверждающий факт того, что вы являетесь профессиональным водителем, то есть не просто автолюбителем, а специалистом, обладающим квалификацией, позволяющей профессионально осуществлять деятельность в сфере дорожных перевозок пассажиров или грузов. Это подтверждающий документ и есть Сертификат профессиональной квалификации (CAP). В Испании этот документ представляет из себя отдельную карточку, похожую по форме и по содержанию на водительские права, которую профессиональный водитель во время работы обязан возить всегда с собой вместе с правами. В некоторых других странах не выдают отдельный документ, а в пункте 12 водительских прав проставляют отметку "код 95", данная отметка выполняет ту же самую функцию.

Существует огромное количество различных документов, регулирующих сферы пассажирских и грузоперевозок на территории Европы, но я выделю ниже два основных норматива, регулирующих профессиональную квалификацию водителей, на случай если читатель захочет обратиться к первоисточникам.

Первый и основной документ это Директива Европарламента 2003/59/CE;

Второй документ это Директива Европарламента 2018/645.

Кому нужен и кому не нужен CAP. Исключения.

Не требуется первичное получение CAP тем водителям, кто получил права категорий:

D1, D1+E, D, D+E до 11 сентября 2008,

C1, C1+E, C, C+E до 11 сентября 2009.

Также не требуется наличие CAP, независимо от даты получения прав, для водителей автотранспортных средств:

  • максимальная разрешенная скорость которых не превышает 45 км/ч;
  • используемых органами и подразделениями вооруженных сил, гражданской защиты, пожарными, силами и органами безопасности, автомобилями скорой медицинской помощи, либо любого другого автотранспорта, находящегося под контролем вышеперечисленных органов, при выполнении своих служебных задач;
  • которые выполняют дорожные испытания с целью технических улучшений, ремонта или ввода в эксплуатацию дорожных покрытий;
  • управление которыми требует наличие прав категории D1 или D, без пассажиров, управляемых техническим персоналом во время его передвижения из транспортной компании в центр технического обслуживания и обратно, в случаях когда управление транспортным средством не является основной работой водителя;
  • используемых в чрезвычайных ситуациях, с целью спасения или гуманитарной помощи;
  • используемых для обучения в автошколах для получения водительских прав или профессиональной квалификации водителя;
  • являющихся личным транспортом, используемым для перевозки грузов или пассажиров в личных целях;
  • являющихся частным дополнительным транспортом, используемым исключительно для перевозки материалов или оборудования, необходимого для осуществления водителем своей профессиональной деятельности, в случаях, когда управление автотранспортом не является основной профессиональной деятельностью водителя;
  • предназначенных исключительно для использования установленного на них на постоянной основе оборудования, такого как подъемные краны, бурильные установки и т. п.;
  • предназначенных для передвижения на закрытых территориях, которые выполняются с целями, отличными от деятельности по дорожным перевозкам;
  • используемых для движения в сельскохозяйственных зонах с целью обеспечения снабжения собственной фирмы/компании, и выполняются на нерегулярной основе;
  • используемых или арендованных без водителя сельскохозяйственными, садоводческими, лесными, животноводческими или рыболовецкими компаниями, для перевозки грузов в рамках своей собственной деятельности, в радиусе не более 100 км от центра своей хозяйственной деятельности, когда вождение не является основной работой водителя.

В каких странах требуется

В странах Евросоюза, Швейцарии и Норвегии.

Как проходит обучение

Первичное получение. Если у вас раньше никогда не было квалификации профессионального водителя, необходимо пройти первичное обучение и сдать экзамен. Изначальная квалификация существует двух типов: по перевозке грузов и пассажиров. Необходимо выбрать нужный вам курс (грузы или пассажиры), записаться на курс и обязательно посещать все занятия. Учет очень строгий, вход и выход в классы проходит по отпечатку пальца. Ответственное министерство в Испании за это обучение - Министерство образования, в отличие, например, от теории на водительские права, сдача которой проходит в местных DGT (по-нашему: ГАИ). Есть обычный курс, длительностью 280 учебных часов, и ускоренный - 140 учебных часов. Разница в возрасте студента. Если вам есть 21 год, то вам подойдет ускоренный курс. Для тех кому от 18 до 21, потребуется курс в 280 часов. Примерно по времени 140 часовой курс это 1-1,5 месяца обучения, 5 дней в неделю, примерно по 5 часов в день. Пропустить можно максимум 5% времени по очень уважительной причине. Если пропустил больше - теряешь весь курс и оплаченные за него деньги. Сдавать на проф квалификацию можно еще до того, как получил водительские права. Если сдали экзамен и получили карту CAP, срок ее действия - 5 лет, затем нужно продлевать.

Продление. По истечение 5 лет, нужно пройти новый теоретический курс длительностью 35 часов, после чего продлить разрешение на следующие 5 лет. Экзамена тут нет, достаточно отсидеть курс.

Расширение. Если у вас есть CAP на грузоперевозки, и вы хотите расширить его также и на перевозку пассажиров (и наоборот), необходимо пройти дополнительный "расширяющий" курс длительностью 35 часов, и сдать соответствующий экзамен.

Программа обучения

75% теоретического материала - общая как для грузоперевозок, так и для пассажирских перевозок и 25% - специфический материал, в зависимости от типа CAP (грузы или пассажиры).

Примерная тематика будет включать в себя такие темы как: рациональное вождение, механика, техническое устройство тяжелых автомобилей, устройства активной и пассивной безопасности, минимизация износа систем и расхода топлива, аномалии в работе авто, безопасное вождение, здоровье, дорожная безопасность, рабочие риски, работа с тахографом, законодательство в сфере международных дорожных перевозок, правила работы с грузами и пассажирами, CMR, прочая сопровождающая документация, а также предусмотрено 10 часов практических занятий (т. е. 140-часовой курс делится на 130 часов теории и 10 часов практики).

Экзамен

В Испании экзамены на CAP проводятся 6 раз в год. Между завершением теоретического курса и экзаменом по испанскому закону должно пройти минимум 1 месяц, не понятно почему. После прохождения курса нужно сдать экзамен в течение 1 года, если не получится, курс аннулируется и нужно будет начинать заново эти 140 часов.

Первичное получение. Экзамен вида тест на 100 вопросов. Каждый правильный ответ дает +1 балл, каждый неправильный ответ это минус 0,5 балла, неотвеченный вопрос ни вычитается и ни суммируется, то есть дает 0. Таким образом, ответив правильно на все вопросы, получите максимальные 100 баллов. Чтобы сдать экзамен нужно набрать 50 и более баллов.

Расширение. Как уже упоминалось выше, если у вас есть CAP-грузоперевозки и хотите чтобы был и на грузы и на пассажиров, а также наоборот, если у вас есть CAP-пассажиры и хотите, чтобы у вас была квалификация и на пассажиры и на грузы, нужно пройти тест на 25 вопросов, схема подсчета баллов такая же, при наборе 12,5 баллов и более тест считается сданным.

Итоги

В целом, подводя итог скажу, что это очень ресурсоемкий и сложный процесс, занимающий минимум 3 месяца. Но, при желании, нет ничего невозможного. В этой статье я предоставил общую информацию, для тех, кто только планирует записаться на курсы профессиональных водителей в Испании, а в своей следующий статье я расскажу уже о своем личном опыте получения CAP, потому что совсем недавно и я прошел этот путь и успешно сдал квалификационный экзамен!