Тема сходств и различий между понятиями спортивного единоборства и боевого искусства постоянно является неиссякаемым источником споров. Причем чаще спортсмены люто ненавидят представителей БИ, а последние наоборот, вполне себе спокойны. Об этом уже много написано, существует неплохая и серьёзно аргументированная аналитика, но помогает мало. Как и всегда, с каждой стороны существуют собственные доводы разной степени упоротости. Казалось бы, везде присутствуют похожие технические элементы, воспитывается дух, характер, тренируется функционал, выносливость и другие прекрасные качества, применяются методики, совершенствуемые со временем. Речь, конечно же, о хороших примерах того и другого. Часто, в этой связи, говорят не о спорте или БИ, а вообще о т.н. воинских, боевых искусствах, единоборствах и прочем наборе, что уж у кого в голове. Спорт, несомненно, несет в себе элементы искусства, хотя, по большому счету, входит (в том числе) в индустрию развлечений, а БИ вообще подразумевает очень много разделов обучения, не каждый из которых может быть отнесен непосредственно к поединкам. Своего рода вспомогательные вещи. В целом, споры о том, что такое БИ, а что нет, что боевое, что искусство, что спорт, что бизнес, кто кого победит и т.д., в современных условиях можно отнести к словесной эквилибристике, не имеющей никакого практического смысла. Казалось бы, все заняты похожим делом и должны, как минимум, друг друга уважать. Но….слишком много «но».
- Бабушка, а почему у тебя такое большое ЭГО?
- А это чтобы лучше тебя.
Как говорится, есть здоровые спортсмены, а есть «спортсмены курильщика». В БИ то же самое.
Большинство людей воспринимают словосочетание «боевое искусство» исключительно в контексте умения убивать, побеждать кого-либо, доказывать всем, что ты лучший, и т.д., то есть слово «боевое» для них первично, в то время как слово «искусство» либо забывается вообще, либо считается синонимом слова «умение». Но простите, войны врукопашную давно не ведутся. Бытовые драки больше относятся к самообороне, нежели к чему-то «боевому». Что остается спорту и БИ на этом фоне? Быть воспитательными, образовательными, оздоровительными и самооборонными системами, по возможности формируя из человека гармоничную, сильную, уверенную в себе личность, оставляя некоторый процент на профессиональную работу со всеми доступными компонентами, или упор на какой-то из разделов с учетом изменчивости целей. Всякое ведь бывает. Вот наиболее разумное определение той ниши, которую прочно занимают и те, и другие.
Что такое спорт в упрощенном смысле? В случае, если человек занимается серьезно - это упорные системные тренировки, результатом которых должны являться определенные и вполне осязаемые достижения: успешные выступления на соревнованиях, соответственно - очередные спортивные звания, с последующим уходом в профессионалы и далее, когда здоровье заканчивается и возраст поджимает - в тренерскую работу. Да и финансовый вопрос тут не последний, в случае, когда речь идет о спорте, как профессии. Ведь вложения в себя при этом немалые и они должны быть как-то окуплены. Именно поэтому профессиональные спортсмены готовы ехать на олимпиады и ЧМ, даже в статусе лишенных флага и государства, лишь бы успеть выступить с тем, ради чего потеряли детство и годами работали. Во многих видах на расцвет сил спортсмена приходится одна или две олимпиады и несколько ЧМ максимум. Если же спортом занимаются «для себя», то это лишь поддержание формы, освоение каких-то первичных навыков и т.д., поэтому особого смысла рассматривать таких любителей в данном контексте нет.
Соревнования, как мера оценки результата занятий спортом, проводятся по правилам, с определенными ограничениями и особенностями. Да и сама система подготовки в идеале направлена на достижение пика формы к определенному моменту и победы над соперником в строго очерченных рамках правил ведения поединка. При этом волевые качества, характер функциональной подготовки и прочие аспекты являются неотъемлемой частью работы спортсмена. Хотя, не являются редкостью и случаи, когда, при недостатке техники, результат достигается на морально-волевых качествах, не умением, так силой, или выносливостью (функциональная подготовка), а, часто, и просто желанием победить (инициативность и напор при прочих равных условиях с соперником). Это зависит от правил.
Спортивные поединки поделены на раунды и, исходя из этого, можно выстраивать тактику. В реальной жизни такая роскошь практически отсутствует, а драка, если она случается, редко продолжается более 30 секунд. На самом деле это неплохо, когда поставленная задача выполняется. Неважно, как это происходит, с помощью силы, техники, либо функциональным «измором» соперника. Просто средства достижения цели в сравнении с БИ раскрываются по-другому.
В обычном понимании, спортивные единоборства являются узкоспециализированными. Это одновременно и большое преимущество и серьезный недостаток. Опять же всё зависит от целей. В боксе это удары только руками, в борьбе это партер, броски, болевые, захваты и т.д. Здесь то мы и имеем дело с отдельными элементами «воинских искусств», но речь несколько о другом.
Даже если оценивать быстро набравшие популярность смешанные единоборства, можно отметить, что изначально монолитные виды там размываются и часть спортсменов начинает развиваться через универсализацию, когда боксер должен научиться бороться, а борец изучать ударную технику и т.д. О чем это говорит? Да всего лишь о том, что приверженцы смешанных стилей вынуждены работать в условиях, когда узкой специализации может оказаться недостаточно. Такая своеобразная «почти реальность» в условиях зала, или если хотите, приспособляемость к изменившимся условиям существования. Адаптация.
Тем не менее, спорт остается спортом, правила никуда не исчезают, даже в «боях без правил» они остались и их много. Акцент делается на подготовке к одному или нескольким конкретным поединкам в известных условиях (зал, татами, правила) и порой с хорошо известным соперником (разделение по полу, весовым категориям, часто - личное знакомство противников, заблаговременное их изучение и пр.).
Усредненная функциональная готовность спортсмена, как правило, далека от оптимальной. Чтобы выйти на пик формы к моменту соревнований, специальная подготовка является необходимой и, в принципе, обязательной. Постоянная же готовность к конфронтации не вписывается в спортивную концепцию, да и само перманентное состояние поединка не является для спортсмена естественным в силу ряда объективных причин. Соревнования - это серьезный стресс для организма, испытание на функциональную и психологическую готовность с обязательным последующим периодом восстановления. Такова система.
Что же предлагают традиционные БИ? Рассмотрим несколько примеров, отражающих их цели и задачи, а также методы их достижения.
Чем выделялись, скажем, представители воинской элиты средневековой Японии? Почему они были достаточно эффективны в качестве наемных воинов? Из основных их особенностей можно выделить такие, как отсутствие страха смерти и беспрекословное повиновение господину (жесткая дисциплина). Но, если человеку нечего терять, кроме чести, а смерти он не боится, то без качественного и системного обучения, прививающего специальные знания (ведение рукопашного и вооруженного боя, общая образованность, знание физиологии человеческого тела, тактика, стратегия и т.д.) он был бы попросту расходным материалом и никогда не стал бы эффективным. То есть, просто не дожил бы до этого.
Для получения необходимых знаний и навыков обучение должно было носить непрерывный, системный и комплексный характер с детства. Ценой ошибки была не потеря очков или проигрыш схватки. На кону стояла сама жизнь или честь клана (по сути - равнозначные понятия), поэтому грани состояния покоя и состояния войны у самурая фактически не должно было существовать. В таких условиях необходима постоянная готовность ко всему и в любой момент времени. А вопрос выживания и сохранения чести приравнивался к вопросу выполнения поставленных задач, что подразумевало самую тесную интеграцию воинского искусства в повседневную жизнь человека, его манеру общения, передвижения, стереотипы поведения, и т.д. Отсюда берут начало свойственные восточному менталитету лаконичность, внимание к мелочам, скрупулезность и другие элементы, которые по праву считаются неотъемлемыми элементами обучения БИ. Японская болезненная вежливость и стремление не создавать проблем окружающим даже в быту – вообще следствие ношения мечей и постоянной готовности их хозяев испытать меч на первом встречном. Ликвидация сословий, конечно, тоже сыграло свою роль и боевым искусствам пришлось приспосабливаться в изменившимся реалиям. В итоге, имеем то, что имеем.
Но существуют и виды БИ, которые не берут свое начало в кругах профессиональных воинов. Каратэ (изначально) появилось в ответ на необходимость защищать себя, то есть не являлось средством целенаправленного ведения спортивных поединков с целью достижения победы. Смысл заключался в овладении техникой в качестве средства выживания и способности хоть что-то противопоставить атакующим, однако о соревновательном аспекте изначально и речи не шло.
Феномен превращения некоторых БИ в СЕ связан как раз с появлением соревнований. Сначала пришлось разработать правила, регламенты, новые требования и пр. Фактически была поставлена новая цель. Логично, что ради её достижения некоторые компоненты, свойственные БИ, за ненадобностью постепенно исчезли. Так произошло с дзюдо, каратэ и некоторыми другими видами, однако, не смотря ни на что, влияние философии БИ на эти в принципе уже спортивные стили до сих пор просматривается. Да и элементы, не используемые в соревнованиях, часто продолжают изучаться на тренировках, как дань изначально комплексной природе подготовки.
Какой же можно сделать вывод? Основным отличием СЕ от БИ является степень «погружения» в то, чем человек занимается, как занимается, и, главное, какие цели он при этом преследует и достигает. Сам выбор системы имеет значение только в плане наибольшего её соответствия целям и задачам конкретного индивида. С одной стороны, в современных условиях практически не ставится вопрос о выживании, как таковом, соответственно, выбор делается исходя из того, что именно человек хочет от своих тренировок – либо посвятить себя самореализации через спортивные достижения, либо вплести определенную систему подготовки в собственный образ жизни, который для этого придется существенно скорректировать. Радикальных отличий по большому счёту давно уже нет. А те, которые имеются, продиктованы исключительно условиями, в которых тот или иной вид вынужден существовать и хоть как-то развиваться. Все прочие бесконечные рассуждения, повторюсь, не имеют никакой практической ценности, хотя именно бесконечная демагогия на тему кто как называется и что под этим имеется ввиду, создают наиболее оживленные обсуждения. В этом плане за последние 30 лет почти ничего не поменялось.