В Ереване мы жили в трущобах апартаментах рядом с Каскадом. Две минуты ходьбы, и можно сидеть на белых ступенях с бутылкой красного сухого «Арени», смотреть на огни ночного города, спрашивая у местных «Ныряльщиков»: «Горцерт вонцен?» (Как дела?).
Самым ближним арт-объектом от нашего дома были именно «Ныряльщики». На мой взгляд, это самая впечатляющая скульптура в границах Каскада. Ощущение, что пловцы ныряют прямо в город!
😁 Мы ныряли вместе с ними.
Всё придумал Таманян в 1924 году
У многих туристов есть иллюзия, что Каскад - это новомодное современное сооружение. А по факту проект этой грандиозной лестницы через склоны Канакерских холмов с водопадами и цветниками появился в далёком 1924 году и принадлежал выдающемуся армянскому архитектору - Александру Таманяну. Причём всё затевалось не ради красоты, а чтобы связать центральную и северную части Еревана.
Проект доработали и начали реализовывать только в 1971 году, было десять лет активной стройки. Но после страшного Спитакского землетрясения в 1988 году, распада СССР и первой Карабахской войны стало не до Каскада, все работы остановились. Я не сфотографировала пустырь со всем его бетонно-арматурным уродством, - масштабы недостроя отлично видны со спутника.
Работы по благоустройству Каскада частично возобновились в 2002 году по инициативе американского мецената армянского происхождения Джерарда Левона Гафесчяна. Знаменитый филантроп вложил в создание Центра искусств 43 миллиона долларов и пожертвовал экспонаты из личной коллекции. Скорее всего, он продолжал бы вкладывать и жертвовать, но умер в 2013 году (увы), и Каскад снова осиротел.
Нынешний Каскад - это публичное бесплатное городское пространство, включающее в себя семь ярусов, пять открытых террас с фонтанами и клумбами и множеством арт-объектов как на поверхности, так и внутри горы. Чтобы подняться наверх, надо преодолеть 572 ступеньки! Для ленивых и неспортивных сделали эскалатор, работает с 8.00 до 20.00. Всё бесплатно, вход находится слева. Выходить можно на разных ярусах Каскада.
Скульптуры постоянно перемещаются
Ну, что заглянем в скульптурный сад Гафесчяна? Там столько всего. Например, фигуративизм колумбийского художника Фернандо Ботеро. Лично у меня он вызывает улыбку. И если раньше я видела «мадонн» Ботеро исключительно в интернете, то в Ереване есть возможность увидеть хоть что-то вживую.
Как говорит сам Ботеро: «Кого бы я ни писал - мужчину, женщину, лошадь, собаку или стул - делаю это всегда чувственно и объёмно, 😁 а не оттого, что я одержим пузанами».
Каскад - настоящий музей под открытым небом. Причём очень не скучный! Скульптуры постоянно перемещают, это можно легко отследить по чужим фотографиям. Одни пропадают, другие появляются... Живое пространство!
Чтобы не утяжелять публикацию, помещу часть экспонатов в галерею - листайте! И читайте подписи, это всё так интересно и необычно.
Кстати, фонтаны на Каскаде включают около полудня. Мы пришли чуть раньше, так что застали их и с водой, и без воды.
Живя рядом с Каскадом, мы начинали день с него и заканчивали им же, и это было волшебно. Сидишь на самом верхнем ярусе под звёздным куполом неба, а у твоих ног засыпает город-миллионник, а за ним - в чернильной темноте - притаился снежный великан Арарат. Ты его не видишь, но знаешь, что он там.
Очень надеюсь, что Каскад достроят в ближайшие лет пять, и мы опять прилетим в Армению, чтобы спросить у старых знакомых «Ныряльщиков»: «Горцерт вонцен?» (Как дела?). И пусть дела будут хорошо!