Найти тему
Hello, IT world!

Как инста-тренинги лишают людей работы?

Оглавление

К чему нас приучают социальные сети? Точнее наводнившие его коучи, просветлённые тренеры и заговариватели успеха? Всё в твоих руках, покори этот мир, познай внутреннюю львицу и выпусти наружу — в таком духе. 

Вроде бы позитивный посыл разродился модой проходить собеседования нахрапом. Наденьте нужного цвета штаны; займите угрожающую позу; если проходите онлайн, то сделайте у камеры ракурс снизу вверх — и всё. Интервьер испугается такого напора и передаст инициативу в ваши руки. Он сам станет уговаривать вас прийти на работу, будет предлагать высокую зарплату и удобный график. Он окажется в вашей власти и даже не обратит внимание на слабое резюме или нехватку опыта. 

Похоже на сказку, правда? 

Оказалось, люди действительно в эту сказку поверили и стремительно проверяют её на практике. Я расскажу только одну из историй из своего недавнего опыта, однако мои друзья подтверждают — такие случаи уже стали системными. 

История одного собеседования

Вводная: кандидат учится в магистратуре, уже имеет приличный стаж и хорошие прошлые должности, при этом резюме — ни туда, ни сюда. 

Исходя из резюме, я бы предположил, что нужно будет потратить заметное время на дообучение, при этом в итоге может получиться ценный сотрудник. И всё же кое-что меня насторожило… Как потом оказалось — не зря.

Встреча проходила онлайн, это было первое знакомство с компанией — ранее все контакты осуществлялись только через сотрудника поискового агентства. 

Кандидат сразу взял быка за рога: у него есть список требований к месту будущей работы и он выберет лучшую компанию из откликнувшихся. В планах за 3-4 года стать руководителем и профессионалом в сфере, так что все продвижения по службе должны происходить по заранее продуманному расписанию. Если у компании не налажены какие-то внутренние процессы или не хватает сотрудников на определённых позициях, это очень плохо. У него также есть другая деятельность помимо учёбы, и работа не должна ей мешать. Последняя компания не удовлетворила этим ожиданиям и лишилась самого ценного сотрудника. 

Здесь без шуток можно было бы сказать «Вау! Какой профессионал, скорее берём».  Человек знает, чего хочет, и понимает свою цену. Та компания, в которую он в итоге придёт, очень выиграет, потому что результаты его деятельности будут видны с первого же дня. Не надо тратить месяцы на адаптацию, вводить человека в тему задач — у вас готовый специалист, нацеленный на решение имеющихся проблем и готовый приступить здесь и сейчас. Обеспечьте ему условия — и вы не поймёте, как раньше без него справлялись!

Реальность разочаровывает. Такие профессионалы ходят совсем с иными резюме, да и редко они ищут работу сами. Обычно хватает рассказать паре знакомых, что заинтересован в смене места, и предложения от именитых работодателей не заставят себя ждать. Живой пример — друг, работавший в Сбере, при увольнении уже имел стопку оферов из разных стран Европы и Азии. Торг за него был серьёзный.

В нашем же случае всё куда прозаичнее. На вопросы кандидат мог ответить только поверхностно, говорил заученными фразами и вообще плохо представлял себе должностные обязанности той позиции, на которую хотел. Амбициозная стратегия в будущем стать самым классным не основывалась на конкретных действиях, а лишь на эфемерном «регулярно меня повышайте, а я как-нибудь разберусь, что надо будет делать». С точки зрения прошлого опыта — де факто выполнял роль помогающего по несложным задачам, без какого-то системного подхода. Ну и в качестве приправы к этому блюду — нежелание работать, так как в голове уже план просто так получить навыки и уйти на следующее место.

Кандидат работу не получил, а я тогда пошёл к жене с вопросом — в чём вообще смысл так делать? Понятно же, что любая стоящая компания ответит отказом. 

Она объяснила — люди верят тренингам в инсте. Там говорят, что это путь к победе. 

Откуда берётся проблема?

Я не только занимаюсь обучением кадров, но и провожу собеседования по просьбе компаний. Моя задача — выявить сильных кандидатов, которые принесут пользу фирме и поладят с существующей командой. Это бывает не так просто сделать, так что помимо большого опыта в айти мне помогают пройденные обучения по менеджменту и транзактному анализу. 

Наверняка видели не раз объявления: получайте зарплаты в 100, 200, 400 тысяч рублей, освоив «этот простой язык программирования». 

Или ещё лучше — даже не учите никакие языки, а освойте методы НЛП и станьте асом на любом собеседовании. 

Я наслышался этих «стратегий сильной руки» и «специальных тактик ведения переговоров», которые некоторые коучи вбивают в голову менее опытным слушателям. Это классно звучит — и очень плохо работает на практике. Однако регулярно появляются кандидаты, которые стремятся наступить на грабли в силу нехватки профессионального опыта и квалификации. 

Если у вас грамотно составленное резюме, сделаны все нужные акценты и правильно описаны навыки, вы получите офер очень быстро. Считайте, что вы обошли 80-90% кандидатов ещё на старте, и даже плохо пройденное интервью могут списать на усталость и всё равно пригласить на работу. 

Резюме хорошо показывает квалификацию, и такими кадрами не разбрасываются. Но практически всегда резюме приходит слабое или заполненное урывками. Часть людей отсеиваются ещё на этапе первого контакта, однако что делать с остальными? Плохое резюме ещё не означает, что будущий сотрудник никуда не годится. Возможно, его никто не научил этому, зато в своём профиле он разбирается и обладает всеми требуемыми компетенциями. На выходе имеем, что всё равно нужно проводить собеседование. И, если ставка оказывается неверной, компания теряет время и деньги на неподходящего кандидата. 

Заключение

Есть и другая сторона медали. Если вы понимаете, как не наступать на эти грабли, для вас наступило самое лучшее время. Рынок нуждается в классных сотрудниках и готов хорошо компенсировать их время и профессиональные навыки: помимо зарплаты и бонусов предлагают обширные страховки, дополнительные дни отпуска, компенсацию затрат на спортзал или бассейн, комфортные офисы с бесплатным питанием. На это накладывается и тяжёлая демографическая ситуация: правительство само признаёт, что через пару лет нехватка кадров только усугубится. Прибавьте к этому всех тех, кто на работе хочет казаться, а не быть, и кто безуспешно продает на собеседованиях картинку. Получается совсем не до шуток — но вы-то можете этой ситуацией воспользоваться!
Проявите себя. Покажите, что вы не «человек на подхвате», а важный и нужный сотрудник — и при любой ситуации на рынке вы будете чувствовать себя уверенно. Если вы читаете эти строки, значит мир айти уже открыл свои двери для вас!

Друзья, обязательно подпишитесь на мой канал в Дзене и в Телеграме, все ссылки есть в описании. И конечно оставляйте комментарии и делитесь своим мнением, расскажите, что ещё из мира IT хотели бы узнать. А также заходите на мой сайт https://helloIT.world/ — там вас ждут интересные курсы и бесплатные вебинары.