Вспомнить эту тему меня подвигли постоянные сообщения с фронта СВО о преимуществе западной артиллерии в дальнобойности.
В общем, это не секрет. Я хорошо помню статьи в Военном обозрении десяти-пятнадцатилетней давности, где авторы прямо сравнивали отечественные и зарубежные образцы полевой артиллерии и РСЗО, указывая на наше отставание. Причём, речь шла не о западных образцах (тут само собой), а о южнокорейских.
С тех пор ничего не изменилось, и в СВО мы вступили с крупными проблемами в контрбатарейной борьбе. Конечно, это вызывает недоумение. Ведь речь идёт не об электронных чипах, с которыми в России потомственный конфликт. Тут требовалась грамотная работа традиционных химиков эпохи Менделеева в части осовременивания пороха.
Вернусь к заглавной теме.
Нынешняя ситуация очень напомнила мне трагедию русского флота в Цусимском сражении. Она стала самым ярким событием русско-японской войны 1904-05 годов, в которой, как известно, Российская империя потерпела поражение.
Сражение долго готовилось на глазах всего мира. Второй Тихоокеанской эскадре, сформированной из кораблей Балтийского флота, пришлось пройти полсвета. Эпопея перехода длилась почти семь месяцев, возбуждая всеобщий интерес к предстоящему морскому сражению. Ещё до его начала было ясно, что оно станет крупнейшим в эпоху дредноутов.
В Цусимском сражении японский флот одержал убедительную победу. Когда специалисты стали искать причины такого исхода, то мнения разделились. Одни эмоционально обвиняли командование русской эскадрой в ошибках, другие указывали на объективные факты.
Такими фактами было следующее. После окончания сражения оказалось, что русские артиллеристы отлично справились со стрельбой. Японские корабли были буквально изрешечены снарядами. Но роковым обстоятельством для исхода сражения стало то, что русские снаряды:
а) не взрывались;
б) при взрыве не наносили заметных разрушений.
Дальнейшее выяснение подробностей выявило обидную для русской репутации деталь. В то время, как все остальные флоты мира перешли на так называемые бризантные снаряды со специальным "дробящимся" взрывчатым веществом, русский флот использовал наполнение снарядов устаревшим порохом невысокого качества.
Поскольку каждая морская держава хранила в строгом секрете свой рецепт бризантной взрывчатки, то Японии пришлось изобрести его самостоятельно. Японский вариант получил название "шимоза". Особенностью шимозы (как и любого бризантного снаряда) был взрыв фугасного типа, при котором наносилось поражение по широкой фронтальной поверхности. Любое попадание японского снаряда в русский корабль вызывало масштабное поражение палубы корабля, вместе с боевыми расчётами.
Напротив, попадание русского снаряда зачастую сопровождалось простым пробитием борта. В лучшем случае, осколки уходили вперёд и внутрь корабля, рассеиваясь в корпусе. В худшем - порох не взрывался. В обоих случаях ущерб японскому экипажу оказывался минимальным и не препятствовал продолжению боя.
Цусимское сражение ещё раз подтвердило общее мнение о русских, как о храбрых воинах в сражении, и как о недальновидной нации в мирное время.
С тех пор прошло больше ста лет. Началась очередная война, и мы вынуждены аврально решать те вопросы, которые были очевидными в предвоенное время.
Можно ли изменить эту нездоровую тенденцию?
Как говориться, "хрен его знает".
Хотелось бы, чтобы каждый из нас, россиян, стремился стать лучшим в своей профессии. Неважно, чего это касается - булочник, токарь, инженер, биржевой спекулянт, полицейский, учёный, политик, дворник, спортсмен, кассир в магазине.
Всем нам требуется профессиональный кураж.
Когда он появится, тогда Россия возглавит мировые рейтинги.
Я буду голосовать за ту политическую силу, которая провозгласит профессионализм каждого россиянина своей программной целью.